Духовная жизнь общества – высшая сфера жизнедеятельности общества и человека. Духовность отличает человека от всех других существ.
Духовную жизнь можно представить как цепочку, состоящую из следующих звеньев:
1. Духовные потребности, т.е. нужда людей и общества в целом в сознании и освоении духовных ценностей
2. Духовная деятельность – воспроизводство общественного сознания в его целостности
3. Духовное потребление. Население делится на активно и пассивно потребляющих ценности. Это зависит от определенных социокультурных условий и механизмов: от языка, т.е. словарного запаса индивида, от общеобразовательного и культурного уровня.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе. С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания.
Сознание - способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Специфика сознания определяет социальное положение человека. Чем демократичней общество, тем демократичней и сознание.
Общественное сознание – составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом.
Структурными элементами сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское. Данные формы различаются между собой по социальным функциям.
Сферы общественного сознания:
1. социально – психологический аспект
2. идеологический аспект. Идеология – отражение действительности.
Личность- человек как носитель каких – либо свойств
Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.
Правовое сознание.
В нем непосредственно проявляются и политические, и экономически интересы социальных групп. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивидов, коллектива, предприятия.
Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.
Правосознание включает в себя взгляды, представления о правомерном неправомерном, законном и незаконном, справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции.
В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология.
В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание.
Политическое сознание.
Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису.
Политическое сознание формируется с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти.
Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сферу взаимоотношений между различными субъектами. Политическая оценка действительности зависит от того положения, которое занимает субъект, носитель этой оценки в данном обществе.
Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.
Нравственное познание.
Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится: категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения. Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Такие принципы и нормы, как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
В нравственном сознании можно выделить два начала: эмоциональное и интеллектуальное.
Эстетическое сознание
Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности. В структуре эстетического сознания важным элементов являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.
Религиозное сознание
Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера это ингегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога.
В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал - Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. В этом смысле религия способствует пассивно-созерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представление о ней.
Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального).
Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным.
Концептуальный уровень религиозного сознания - систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами.