МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ЧЕРНИГОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению расчётно-графической работы для студентов направленияподготовки 6.070106 – «Автомобильный транспорт»
Утверждено на заседании
кафедры «Интегрированные
технологии машиностроения
и автомобили»
Протокол № 1 от 31.08.2011г.
Чернигов ЧГТУ 2011
Вступ до фаху. Методичні вказівки до виконання розрахунково-графічної роботи для студентів напряму підготовки 6.070106 – «Автомобільний транспорт» / Укл.: Кальченко В.В., Веремей Г.О. – Чернігів: ЧДТУ, 2011. – 17 с.
Составитель: Кальченко Владимир Витальевич,
доктор технических наук, профессор
Веремей Геннадий Александрович, ассистент
Ответственный за выпуск: Кальченко Виталий Иванович,
заведующий кафедры «Интегрированные
технологии машиностроения и автомобили»,
доктор технических наук, профессор
Рецензент: Венжега Владимир Иванович,
кандидат технических наук, доцент
Черниговского государственного технологического
университета
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………………………………..4
Требования к структуре и выполнению
расчётно-графической работы..................................................................................5
Задание........................................................................................................................6
Краткие теоретические сведения
1 Некоторые основные понятия механики.............................................................7
2 Общие сведения о работе и устройстве двигателя
внутреннего сгорания............................................................................................8
3 Некоторые параметры двигателя и его скоростные
(внешние) характеристики...................................................................................11
Рекомендованная литература……………………………………………....……...17
ВСТУПЛЕНИЕ
Курс «Введение в специальность автомобильного транспорта» относится к циклу выборочных дисциплин для подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» направления «Автомобильный транспорт». Изучение курса предполагает приобретение вводных знаний о: системах классификации и типах автомобильного транспорта, порядке их маркировки, сертификации и идентификации; типах автотранспортных предприятий, их структуре, организации и сфере деятельности; основных системах и узлах автомобиля.
Данное методическое пособие разработано с использованием доступных информационных источников и имеющегося практического опыта и содержит вводные понятия и базовые термины в области основ механики, некоторых параметров двигателя внутреннего сгорания и общие сведения об его устройстве и принципе работы.
Основная цель расчётно-графической работы − ознакомить студентов начальных курсов с общими понятиями механики, видами двигателей внутреннего сгорания, используемых в современном автомобилестроении, а также их основными характеристиками и параметрами работы.
Задачей данного методического пособия является формирование базовых сведений у будущих специалистов в процессе дальнейшего обучения для адекватного восприятия теоретических и практических знаний в области эксплуатации и устройства автотранспортной техники.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Процесс выполнения расчётно-графической работы требует обязательной самостоятельной проработки кратких теоретических сведений и соответствующей рекомендованной литературы.
Результаты выполненной работы оформляются в виде отчёта на листах формата А4.
Отчёт обязан включать:
1) титульный лист в установленном порядке с полным названием дисциплины и подписью студента
2) содержание
3) требования к структуре и выполнению расчётно-графической работы
4) задание
5) таблицу исходных данных в соответствии с вариантом задания
6) ход выполнения работы (с приведением релевантных кратких теоретических сведений необходимых для расчётов)
7) графики, схемы и таблицы должны быть подписаны
8) список рекомендованной литературы
ГРАФИКИ И РАСЧЁТЫПРОИЗВОДИТЬ НЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ!!!
ЗАДАНИЕ
В соответствии с вариантом задания, используя исходные данные (таблица 2) и теоретические сведения, определить следующие параметры 4-х тактного двигателя внутреннего сгорания:
1. Полный и объём камеры сгорания.
2. Тип двигателя по виду используемого топлива.
3. Ход поршня и радиус кривошипа.
4. Быстроходность двигателя и марку топлива.
5. Индикаторную и максимальную эффективную мощности, которым соответствует номинальная частота вращения коленчатого вала.
6. Поточные значения эффективной мощности. Построить график зависимости с шагом 1000 (об/мин). На графике указать минимальное и максимальное значения мощности и частот вращения, соответствующих каждому их значению.
7. Поточные значения крутящего момента. Построить график зависимости . Максимальный крутящий момент и частоту вращения коленвала, которая ему соответствует. На графике указать минимальное и максимальное значения крутящего момента и частот вращения, соответствующих каждому их значению.
8. Поточные значения удельного расхода топлива. Построить график зависимости . На графике указать минимальное и максимальное значения удельного расхода топлива и частот вращения, соответствующих каждому их значению.
9. Литровую мощность и потери в эффективной мощности при падении
эффективного давления в цилиндрах на 20 %.
10. Все результаты расчётов свести в таблицу.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
1 Некоторые основные понятия механики
Силой называют причину, вызывающую изменение скорости или формы тела и характеризующейся точкой приложения, линией действия, направлением и численным значением. Практической единицей измерения силы служит килограмм-сила (кГ).
Равнодействующей системы сил, приложенных к телу, называют силу, которая, будучи приложена к телу, производит на него такое же действие, что и данная система сил.
Парой сил называют систему из двух равных по величине, параллельных и противоположно направленных сил, приложенных к телу.
Момент пары равен произведению численного значения одной из сил, составляющих пару, на плечо пары, т. е. на расстояние между линиями их действия:
(1)
Произвольную систему сил, приложенных к телу, можно привести к равнодействующей силе и паре сил, т. е. заменить силой и моментом.
Работа производится при перемещении тела под действием силы (системы сил) или при вращении его парой сил.
Единицей измерения работы служит килограммометр , т. е. работа, которую совершает сила в 1 кГ при перемещении точки ее приложения на 1 м по направлению действия силы.
Работа силы равна произведению численного значения силы на путь, пройденный точкой ее приложения в направлении действия силы:
(2)
Работа пары сил равна произведению численного значения момента пары на угол поворота, выраженный в радианах.
Так как центральный угол окружности равен радиан, то:
Работа пары, вызывающей поворот тела на один оборот:
(3)
Различные формы энергии (потенциальная, химическая, тепловая, кинетическая и др.) могут быть превращены в механическую. Электрическую энергию, в свою очередь, можно преобразовать в механическую в электродвигателях.
В результате выделения тепловой энергии при сгорании топлива в цилиндре двигателя внутреннего сгорания (ДВС) возникает сила давления газов, которая перемещает поршень и совершает механическую работу. Наоборот, механическая энергия может быть преобразована в тепловую. Так, например, сжатие газа, трение колодок о тормозные барабаны, трение поршня о стенки цилиндра и т. п. сопровождаются выделением тепловой энергии.
Практической единицей измерения количества теплоты служит калория (кал), т. е. количество теплоты, необходимое для того, чтобы нагреть 1 грамм воды на 1° С.
При полном превращении в механическую энергию одной килокалории (ккал) теплоты совершается работа 427 .
Двигатель развивает тем большую мощность, чем больше произведенная им работа в течение равных промежутков времени (например, в течение 1 сек). Следовательно, мощностью называют работу, произведенную в единицу времени. Мощность равна произведению численного значения силы на скорость перемещения точки ее приложения в направлении действия силы.
Единицей измерения мощности служит килограммометр за секунду . Практической же единицей измерения мощности является лошадиная сила (л. с.), равная 75 . В электротехнике за единицу измерения мощности принят ватт (вт), причем 1 л. с. равна 736 вт; 1 вт равен 0,00136 л. с.
Известно, что работа равна произведению мощности на время. Это позволяет определить единицы измерения работы, производные от единиц измерения мощности. Такими единицами являются: лошадиная сила в час (л. с. ч), т. е. работа, произведенная за 1 ч двигателем мощностью 1 л. с.; 1 л. с. ч. = сек = 270 000 ;
1 ватт-час , т. е. работа, произведенная за 1 ч двигателем мощностью 1 вт; 1 = 0,00136 л. с. ч.; 1 л. с. ч = 736 .