XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения.
Особенности философии XVII века:
1. В связи с разногласиями по вопросу объективных знаний человека в философии возникло 2 крупных течения:
1) Эйнелизм. Представители данного течения (Бэкон, Гоббс, Локк) считали, что важнейший источник знаний человека – это живой чувственный опыт и достоверность знаний, проверяемая в ходе эксперимента.
2) Рационализм. Представители данного течения (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что важнейший источник знаний человека – это деятельность человеческого разума.
2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины.
3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам.
Символом философии раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона:
1) «Новый Арсанон».
2) «Новая Атлантида».
3) «О принципах и началах».
Основные моменты работа Бэкона:
1. Ф. Бэкон много делал для обоснования научного знания. «Цель научного знания – это принесение пользы человеческому роду. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь. Главное в знании – это его достоверность. Цель науки – познание скрытых сил всех вещей». Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – это сила», т.к. он был убеждён в том, что знания и могущество человека совпадают.
|
|
2. Ф. Бэкон занимался анализом познавательной деятельности человека. Человеческий разум в состоянии познать бытие. Наука раскрывает действительное строение мира и закономерности природы; его истину восстановить сложно. Истина возможна, если человек освобождается в познании мира от влияния четырёх идолов или призраков:
1) Идол пещеры. Познать истину, человеку мешает то, что он смотрит на мир, как бы из своей пещеры и найти истину ему мешают собственные пристрастия, склонности, воспитание.
2) Идол театра. Найти истину человеку мешает вера в авторитеты.
3) Идол площади. Найти истину человеку мешает язык общения людей.
4) Идол рода. Он обусловлен самой природой человека и особенностью его органов чувств и разума.
3. Ф. Бэкон уделял большое внимание поиску правильного метода познания. Выбор метода – важнейшее условие обретения истинного знания. «Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Бэкон обосновал индуктивный метод движения от частного к общему. Бэкон является родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки нового времени.
14. Философские учения Декарта и Лейбница.
Заложенную Бэконом традицию научной методологии продолжил французский учёный, математик Декарт (1596 - 1650). Работы Декарта:
|
|
1. «Размышление о первой философии».
2. «Размышление о методе».
Основные моменты работ Декарта:
1. Декарт отстаивал принцип тесной взаимосвязи всех наук. «Вся организация подобна дереву, корни которого – метафизика (учение об общих началах бытия), ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трём основным: медицина, механика, этика».
2. Декарт уделял большое внимание правильному методу познания метода и разрабатывал дедуктивный метод (движение познания от общего к абстрактному). Дедуктивный метод основан на правилах:
1) Не принимать за истинное нечего такого, что ещё не связано с очевидностью. В познании важно избежать поспешности, заинтересованности и проявлять здоровый скепсис.
2) Важно мысленно делить всякий исследовательский вопрос на максимально простые элементы, и отталкиваясь от них идти к осмыслению всё более сложных вопросов.
3) Полученные в итоге идеи надо располагать в определённой последовательности от простого знания к более сложному, развёрнутому.
4) Накопленные научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы получить полное знание о предмете. Критерием системы является очевидность. Самое очевидное в словах: «Мыслю, следовательно, существую, ибо нельзя полагать несуществующим то, что мыслит, пока оно мыслит». Сомнение Декарта расчищает дорогу новым знаниям.
3. Декарт известен, как основатель принципа дуализма. Этот принцип Декарт обосновал в учении о врождённых идеях. Суть: он учил, что все идеи человек приобретает тремя путями:
|
|
1) Часть идей человек получает извне, путём чувственных контактов с предметами.
2) Идеи образуются в уме, путём переработки идей первого рода.
3) Декарт считал наиболее важные понятия – это некий сет, всегда присутствующий в разуме: Бог, протяжённость, движение.
Немецкий учёный Г. Лейбниц (1646 - 1717) внёс «новое» в философию Нового времени:
1. Лейбниц разработал учение о монадах (монада – единое). Монада – самостоятельно существующие субстанции. В это время, с помощью открытия микроскопа, было обнаружено существование инфузорий, бактерий; изучено строение глаз. Нужно было объяснить новые открытия. Лейбниц, с помощью учения о монадах, доказывал, что в мире – всё живое и одушевлённое; каждый кусок вещества – это целый мир живых существ – монад. Сущность каждой монады – это деятельность, а деятельность монад – это смена внутренних состояний.
2. Лейбниц разработал учение о бессознательных представлениях. Суть данного учения: бессознательные, малые восприятия, когда их число бесконечно возрастает, в сумме дают доступную сознанию величину.
3. Лейбниц считал, что его доступные знания человека делятся на два вида:
1) Это истина разума знания, полученная с помощью понятий без обращения к опыту;
2) Истинный фактор – знания, полученные эмпилиптическим путём.
15. Философия эпохи Просвещения. Философские взгляды Локка и Вольтера.
XVIII век в исторической философской мысли называют эпохой Просвещения. Родиной эпохи просвещения является Англия, но наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вальтер, Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
Особенности эпохи Просвещения:
1. Представители эпохи просвещения критиковали религию и церковь, считая их препятствием общественному прогрессу.
2. Философы эпохи Просвещения опирались на точные науки в познании мира.
3. Для эпохи Просвещения была характерна просветительская трактовка человека: если в Средневековье считалось, что человек изначально греховен, он источник зла, то «просветители» доказывали, что человек по своей природе добр, нет ничего дурного в его стремлении к самосохранению. Человек любит удовольствие, избегает страдания. Человек – природное существо, а всё природное – хорошо. Только искажение и ущемление цивилизации ведёт к злу и несправедливости.
Представители эпохи Просвещения.
|
|
Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ. Локк был основателем принципа буржуазности либерализма. Он считал, что неотчуждаемые права человека – это:
1) Право на жизнь;
2) Право на свободу;
3) Право на собственность. Частная собственность – это фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида.
1. Джон Локк большое внимание уделял проблемам человека и утверждал о четырёх важных качествах:
1) Рассудительность;
2) Честность;
3) Трудолюбие;
4) Великодушие.
2. Джон Локк ввёл понятие «гражданин мира» - носитель разума и справедливости, это человек, который находит хороших людей в любом народе, сословии, вере; ему чужда приверженность к «устному мирку». В свою очередь, антиподом «гражданину мира» является «частный человек». Это человек, который руководствуется в жизни только собственными интересами; себялюбив, своекорыстен, не общественный.
3. Джон Локк уделял внимание проблеме теории познания. Локк обосновал происхождение знаний из мира чувств. В момент своего рождения, душа человека – это как бы чистый лист бумаги, на котором нет знаков. Лист заполняется по мере накопления практической и познавательной деятельности.
Вольтер (1694 - 1778). Сочинения Вольтера:
1. «Философские письма»;
2. «Рассуждения о человеке».
Вольтерьянство – символ свободомыслия и гражданской смелости. Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм. Люди вовсе не должны находиться во власти невежественных предрассудков. Они вправе быть свободными. Человек – произведение природы, венец её эволюции. Инстинкт деятельности – это весьма совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья.
Вольтер внёс большой вклад в философское осмысление истории общества. Автор термина «философия истории». Анализируя историю, Вальтер доказывал, что история общества представляет собой неумолимый процесс развития материального производства. Но история – это также и борьба мнений: «Мнения правят миром».