Разнообразие головных уборов
Современные женские головные уборы отличает разнообразие форм, фактур, материалов, способов изготовления. Все это позволяет носить их часто, в разное время суток, с разными комплектами верхней одежды. Такие головные уборы необходимы в повседневной жизни. Привычка ходить до глубокой зимы с непокрытой головой отодвигается на второй план, подиумы всего мира завоевывает мода на ношение головных уборов круглый год и по всем поводам. Известные дизайнеры давно обратили внимание на шапки как на аксессуар стильный, способный задать тон всей коллекции, подчеркнуть или усилить выразительность образа. Обилие и многообразие оригинальных моделей и эффектная отделка заставила даже противниц головных уборов включить в свой гардероб модные изделия разных направлений, форм и стилей. Невыразительный унисекс уходит в прошлое, оставляя на подиуме красоту и женственность.
Основные модные тенденции в головных уборах:
- 1) вязаные шапки (объемные крупные шапки, тонкие ажурные шапки);
- 2) меховые шапки. Объемные шапки, комбинированные с трикотажем (рис. 11.20);
- 3) уникальные головные уборы, фантазийные модели, замшевые береты, шляпки-цилиндры, бархатные шапочки с вуалью;
- 4) шляпки с обильным декором;
- 5) шляпы с полями;
- 6) вязаные шляпы с полями;
- 7) французские береты;
- 8) шляпки необычной формы с крупными помпонами;
- 9) шлемы и шляпки наездниц. Каскетки;
- 10) косынки. Пуховые платки;
- 11) тюрбаны;
- 12) ушанки из натурального и искусственного меха;
- 13) эксклюзивные головные уборы.
Этапы проектирования головных уборов
Первый этап в проектировании головных уборов называется предпроектной стадией. В этот период дизайнер изучает модные направления в дизайне костюма, анализирует силуэтные формы одежды и головных уборов. Кроме того, предпроектная стадия включает в себя зарисовку творческих источников. Творческим источником для создания новых моделей может послужить любое явление, предмет, музыка, биоформы, творчество других художников или дизайнеров, архитектура.
|
Вам предлагаются темы для свободного фантазирования под творческими девизами — разработка эскизов образно-ассоциативного характера в черно-белом изображении (линейные, линейно-пятно- вые) и в цветном изображении. Благодаря таким упражнениям рабочий процесс становится активнее. Студенты выдают больше оригинальных идей. Например, взаимодействие между звуком и цветом (выполнение эскизов под музыку), между цветом и словом (по образному восприятию литературных произведений) и т. д.
Второй этап в проектировании головных уборов — разработка серии эскизов (поиск силуэтных форм, конструктивных членений и декоративных линий), создание базовой формы. Наиболее важным на этом этапе является создание образа, базовой формы и разработка ассортимента. Разнообразить базовые модели можно за счет использования различных материалов, фактур, декоративных элементов, фурнитуры, дополнительных деталей.
Третий этап — практическое выполнение головного убора в материале. Выбор материала и способа производства - одна из главных задач в проектировании головных уборов. Существуют два способа производства головных уборов: формованный и кроеный.
При использовании кроеного способа производства изделий простой формы необходимо выполнить чертеж с внесением конструктивных модельных особенностей, для кроеного способа производства головных уборов сложной формы сначала надо сделать макет с нанесением корректирующих линий, которые после переводят на чертеж. В итоге получают комплект лекал изделия.
|
В формованных головных уборах форма проектируемого изделия зависит от материала. Для разработки форм каркасных (формованных) головных уборов в качестве макетного материала используют спартри (материал, плетеный из сосновой стружки, в увлажненном состоянии легко принимает нужную форму). Иногда спартри накладывают на марлю. В последнее время спартри заменяют накрахмаленной марлей или пластилином. В учебном процессе можно использовать распаренный или увлажненный фетровый колпак. Влажный колпак натягивают на головную болванку или макетную голову, стараясь придать заготовке форму в соответствии с авторским эскизом. Задание состоит из нескольких краткосрочных упражнений (рис. 11.21, 11.22):
- 1) формование фантазийной шляпы с использованием складок;
- 2) формование фантазийной шляпы с использованием защипов;
- 3) формование фантазийной шляпы методом драпирования;
- 4) формование фантазийной шляпы методом свободной импровизации;
- 5) моделирование объемно-пространственной формы, используя предварительное формование.
Рис. 11.21. Примеры выполненных упражнений (головные уборы со складками, драпировками)
В последнем варианте можно заготовку-колпак разрезать, использовать дополнительные детали и декоративную и рабочую фурнитуру.
|
Для развития объемно-пространственного мышления и практических навыков воплощения авторского эскиза в материале очень важны разработки фантастических головных уборов из альтернативных материалов в стиле re-design (пленка, бумага).
Последующие задания выполняются в виде коллекции. Предлагается на основе традиционных тканей, кожи, меха, создать авторские ткани экспериментальным путем, используя прожигание, отбеливание, декорирование, вышивание, роспись по ткани и коже, деконструирование, тиснение, гофрирование, аппликации и т. д. Из полученных материалов методом макетирования создаются модели с учетом ритмов, пропорций, конструкции и способов связи между элементами формы. Проект дает большие творческие возможности, представляет собой поиск новых пластических решений, новых объемов, формы, конструкций в проектировании формованных, кроеных и драпированных головных уборов и коллекции одежды (рис. 11.23).
Рис. 11.23. Коллекция «Пиквикский клуб» (мужские головные уборы из кожи и трикотажа)