Теория массового общества





СМИ являются социальным институтом, взаимодействующим не только с аудиторией, но и с другими экономическими, политическими, культурными институтами общества.

Теория массового общества рождалась во второй половине XIX века, когда активно шел процесс индустриализации и урбанизации, ломки традиционного образа жизни, вытеснения феодальной арис­тократии с экономической и политической арены.

Медиа вписывались в это новое время, активно участвовали в формировании индустриально-капиталистического общества. Стала расти потребность все больших масс людей в информации Печатные прессы и линотипы позволили снизить цены на газеты, что привело к широкому распространению дешевой «желтой» прессы

В начале XX века во всех отраслях были свои бароны. В прессе наиболее крупным считался В. Херст. Он скупал прогорающие издания и превращал их в доходные предприятия, доказывая тем самым, что они ничем не отличаются от бизнеса. Главным секретом его успеха было обслуживание читателей с низким доходом.

Содержание включало много картинок, сериалы историй и комиксы. К особой точности в сообщениях не стремились. Событиям придавали выгодную окраску. Главными аргументами явились успех у публики и доход. Надо было уловить то, что хотят люди, а затем воздействовать на них

В этот период рождалась теория массового общества Ее со­циальными опорами стали монархисты и революционеры. Первые защищали интересы слабеющих элит, а вторые — эксплуатируе­мых масс. Они критиковали прессу за упрощенность и отстаива­ние интересов эксплуататоров.

Основные положения теории массового общества:

• СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних лю­дей;

• это злая опасная сила, за которой нужен постоянный конт­роль;

• СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негативным личностным и социальным последствиям;

• массы людей для медиа, потому что они отрываются от тра­диционных социальных институтов, защищавших их от манипуля­ций;

• СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тотали­тарного порядка;

• массмедиа подрывают высшие формы культуры и ведут ци­вилизацию к упадку.

Ожесточенные споры сторонников и противников теории велись в течение века, но в 1960-х годах стало ясно, что первые потерпе­ли поражение. Споры о массовой культуре продолжаются и сегод­ня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм же возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос не состоялся.

Проявления массового общества имеют место во всех стра­нах, но их сила зависит от конкретных условий. Так, советское и российское общество на рубеже 1990-х годов в значительной сво­ей массе было охвачено общими демократическими ожиданиями, в том числе и под влиянием СМИ.

В целом теория массового общества преувеличила силу влия­ния СМИ. Средний человек оказался лучше, чем о нем думали, и не во всем и не всегда поддается манипулированию.

В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей. Необходимо упомя­нуть о некоторых из них.

Теория пропаганды. Массмедиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оп­равдывает средства и надо любыми способами убедить лю­дей отказаться от «неправильных» идей и принять те, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропаган­дистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропа­ганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задачи. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Применительно к ПР также употребляют слова «белый» и «чер­ный», хотя значения их не совпадают с содержанием пропаганды. В то же время элементы всех видов пропаганды можно обнару­жить в ПР, особенно в сфере политики.

Теория магической пули. Эффект воздействия СМИ на созна­ние средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному влиянию. В этом заключается магическая сила СМИ.

Классическим аргументом в пользу этой теории является эф­фект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие американцы, не зная, что это литера­турный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии. Возникла массовая паника.

Этот факт свидетельствует о том, что в определенных услови­ях воздействие СМИ может иметь магическую силу. Но это воз­можно только в определенных обстоятельствах. Американский эффект возник в результате уловки продюсера О. Уэллеса, кото­рый не сообщил, что читаемый текст представляет собой отры­вок из фантастического произведения «Война миров» Г. Уэллса. Если бы все знали, что это фантастика, то никакой бы паники не возникло. Следовательно, соединение фактора потенциального страха с незнанием может быть использовано в манипулятивных целях и произвести эффект магической пули.

Теория научной пропаганды Г. Лассвелла. Власть пропаган­ды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь стано­вится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут срабо­тать даже грубые формы пропаганды.

Лассвелл отверг простую теорию магической пули. Он считал, что «хорошая» пропаганда должна осторожно готовить людей к принятию идей и действий. Нужна хорошо подготовленная долго­временная стратегическая кампания по культивированию новых идей и образов. В случае успеха создаются эмоционально силь­ные коллективные символы, которые могут стимулировать благо­приятные массовые действия.

Он считал Гитлера злым художником. Пропаганде нужны уче­ные. Массмедиа должны быть в руках новой элиты, научной тех­нократии, профессоров социальных наук. Пропаганда должна опи­раться на науку. Эти идеи созвучны марксистским о научной идео­логии. Разница в том, что Лассвелл опирался на идеи бихевиоризма и фрейдизма.

Теория формирования общественного мнения У. Липпманна. Автор книги «Общественное мнение», опубликованной в 1922 году, исходил из идеи несоответствия, разрыва между внешним миром и образами в наших головах. Он сомневался в возможностях боль­шинства управлять собой. Отсюда и беспокойство о жизнеспособ­ности демократии и роли СМИ. Необходим контроль над прессой.

Самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Нужна власть ум­ной демократии — научной элиты, которая на научной основе от­деляет факты от фикций и принимает правильные решения о том, кто какие сообщения должен получать. Он думал о создании органа из интеллигенции, который стоял бы над правительством, оцени­вал информацию и распределял ее между элитами и народом, за­прещая выпуск вредной, которую лучше не знать.

Жизнь показала утопичность этих идей, а опыт партийного кон­троля над СМИ в СССР доказал, что она несет в конце концов больше минусов, чем плюсов, и не выдерживает испытания вре­менем.

Одним из самых видных оппонентов идей Лассвелла и Лип­пманна был Д. Дьюи. Он выступал против элитарного управления массовой коммуникацией. Люди должны учиться защищать себя сами и помочь им в этом должно образование. СМИ должны так­же осуществлять функции обучения людей критическому мышле­нию, организуя публичные обсуждения разных вопросов. Эти идеи не потеряли актуальности и сегодня.

Теория социальной ответственности СМИ. В борьбе за сво­боду прессы и ее подчинения обществу возникла теория социаль­ной ответственности массовой коммуникации со следующими прин­ципами:

· медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом;

· эта ответственность должна быть связана с соблюдением профессионализма — информативности, правдивости, точности, объективности и баланса информации;

· в рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов;

· они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств;

· медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике;

 

· общество и общественность вправе ожидать высокого уровня профессионализма, а вмешательство возможно с позиций обеспечения общественного добра;

· журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком.

Процесс реализации этого в целом правильного подхода сталкивается со стремлением журналистов к максимальной свободе, а государственной бюрократии — к ее ограничению и контролю. Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества.





Читайте также:
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.028 с.