Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России




Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоян­ной готовности МЧС России: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строи­тельных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)основное подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения.

Поисково-спасательная служба (ПСС)объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спаса­тельных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направ­ленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.

Центр специального назначения(далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвида­ция связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:

• проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

• проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с ис­пользованием легководолазного снаряжения;

• оказание пораженным медицинской помощи;

• выполнение подрывных и пиротехнических работ;

• осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

• обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

Авиация МЧС Россииявляется одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

• проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

• осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы; обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздуш­ных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

• осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказа­ния медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудо­вания и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

Войска гражданской обороныпри угрозе и возникновении ЧС решают сле­дующие задачи:

• ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязне­ния (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, ор­ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, сниже­ние размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Данный комплекс включает:

•организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоя­нием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

• прогнозирование ЧС;

• оценку риска возникновения ЧС;

• организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

• организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

• участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

• планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, на­правленных на предупреждение ЧС;

• создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защи­ты населения и территорий от ЧС;

• экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

• создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.

При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита на­селения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):

• локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее ис­точника;

• ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;

• рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;

• укрытие в защитных сооружениях;

• обеспечение средствами индивидуальной защиты;

• медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие ви­ды первоочередного жизнеобеспечения.

В ликвидации последствий ЧС могут принимать участие общественные органи­зации, объединения и граждане под руководством соответствующих органов управ­ления по делам ГОЧС, при наличии у участников ликвидации соответствующей под­готовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

На все министерства и ведомства, привлекаемые к работам в системе РСЧС, воз­лагаются определенные задачи.

Основными задачами Минздрава России являются:

обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Минздрава России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и поддержание их в состоянии готовности;

• организация разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовер­шенствование и аттестация специалистов ВСМК;

• создание и организация работы федеральной и региональных межведомственных координационных комиссий ВСМК;

• разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания ме­дицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;

• организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пора­женным (больным) в зонах ЧС;

• координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;

• обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;

• сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;

• участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;

• наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической об­становки на территории Российской Федерации;

• предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;

• участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирова­ний постоянной готовности;

• создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-ги­гиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;

• разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказа­нию первой медицинской помощи в ЧС.

Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены голов­ные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!