Практика как критерий истины. Виды практики





Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания Под пр прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности.
Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания.
Основными видами практ явл материально-произв деят людей и социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти непосредств опыта. Назо­вем основные виды практики: 1.материально-производственная; 2.социальная, в том числе политическая; 3.экспериментальная, в том числе космическая;4.врачебная; 5.военная. Важнейшие формы практики: 1. материальное производство (труд, преобразование природы и т.п.); 2. социальное действие (преобразования общественного бытия, изменение существующих социальных отношений); 3. Научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира). Основные функции практики в процессе познания: 1. практика — источник познания (все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями). 2. практика — основа познания, его движущая сила. 3. практика — цель познания (оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить деятельность людей). 4. Практика — критерий истины. Структура человеческой прак­тики: потребности; цели; мотивы; целесообразная деятель­ность; предметы, на которые направлена эта деятельность; средства, с помощью которых достигаются поставленные це­ли; результаты деятельности. Практика находится в нераз­рывной связи с познавательной деятельностью, с теорией. Она является источником и движущей силой познания, представляет познанию необходимый фактический материал. Практика служит критерием, материалом проверки истинно­сти результатов познания. И только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное, истинное значение. Практика выступает в ка­честве критерия истины и в силу этого она — как матери­альная деятельность людей — имеет достоинство непосред­ственной действительности. Однако нельзя абсолютизировать практику как критерий истины, ибо по самой своей сути она не может полностью подтвердить те или иные человеческие представления, идеи и теории. Можно сказать: практика как критерий истины и абсолютна, и относительна. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения. Но: непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют. Необходимо подчеркнуть и такой момент: наряду с другими факторами практика активнейшим образом влияет на формирование человека как субъекта познавательной деятельности, на строй, содержание и направленность его мышления. Истина - это гносеологическая(теория познания, раздел философии) характеристика мышления в его отношении к своему предмету

 

 


 


Особенности мифологического и религиозного мировоззрения Мифология - систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества. Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы прежде всего выступают как наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека. Мифологическое сознание отличают четыре характерных черты: 1) символизм; 2) этиологизм и генетизм; 3) синкретизм; 4) прозрачность. Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов; Этиологизм-выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана с его объяснительной функцией; Синкретизм мифа - это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира - искусства, религии, морали; Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в мифе картина мира полностью отождествляется первобытным человеком с самой реальностью; мировоззренческую функцию религия приобретает значительно позднее, когда возникают национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями , существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм). мировоззренческая роль видна на примере наднациональных, мировых религий - буддизма (6-5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) и ислама (7 в.). В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, "земной" (профанный). Однако проработка идеологического содержания религиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень.





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.