Сами мы произошли из мурОмы, ну тех, от которых город МУром прозвание получил. Но прабабушка моя и бабушка бранили нас (внуков-правнуков) неумех и растяп, отчего-то, «пошехонцами». Это таинственное ругательство никогда не пояснялось, не дополнялось и не менялось. Задел рукавом еду на столе-«пошехонец», полез своей ложкой в «чистую» сметану-пошехонец, постирал белое с цветным, ударился о косяк, шмыгнул носом….ну понятно- «пошехонец». Постепенно у меня создалось впечатление, что пошехонец-все одно, что «шлемазл» у евреев (по другой линии, мы- из них). Однако же некая таинственность происхождения этого прозвища интриговала … Не помогал ни Салтыков-Щедрин с его Пошехонской стариной и Пошехонскими же рассказами, ни топонимика («пошехонье»-от реки Шехонь, она же Шексна.. Удивительно было уже то, что такой город (один из самых маленьких- ок.6000 пошехонцев) дожил до наших дней. Решились наконец! Для «бешеной собаки шесть верст(650 км) не крюк», как говаривала та же прабабушка. Чтобы скоротать и скрасить неблизкий путь я погуглила «пошехонцы» и к несказанному удивлению наткнулась на книгу В. Березайского "Анекдоты, или Веселые похождения старинных пошехонцев." (СПб., 1798). Пробираясь через «яти» и «феты» мы провели немало веселых минут. Сами анекдоты 18-го века веселы и простодушны (в стиле подписей к лубочным картинкам). А язык –чистый восторг, как «от автора», так и в закавыченных местах. Вот так звучит цокающее наречие (по Березайскому) старинных пошехонцев:
"много ли васъ асцо есь етакихъ, выхоци, всѣхъ подавай суды -- о-го! я васъ приберу къ рукамъ -- ато вишъ іони -- это сцо? ты сцо за чел - экъ! процъ цуцела -- пугало огородное --, а сцо подразнись -- я ци дцьявола -- о! такъ ты асцо сталъ со мной -- я ушъ одново ваша брата проуцылъ, ажно и цѣбе тавожа хоцется -- подразнись, ой спохватисса -- видно баяньемъ съ тобой по добру не раздзѣлацьса."
Потешаясь над цокающим говорком и поглядывая на унылые посечённые дождём пейзажи, мы добрались до города, про который Википедия сообщила: «В Пошехонье протекают пять рек: Согожа, Сога, Шельша, Пертомка и Троицкий ручей. Они соединяются в центре города, впадая в Согожу».
Забегая вперед-наперед скажу. Все речки имеются в наличии и это,пожалуй, самое милое и утешительное для путешественника.
Вид на городок с другого берега Соги (или Согожи?) где мы остановились (в новорусском бревенчатом Бомбардьер-клубе «Чудной двор») был благостный. Сквозь пелену серого дождика на самом берегу просвечивала внушительная колокольня (арх. К.А. Тон) и лучиками –намеками убегали от нее улицы. Мы экипировавшись зонтами-сапогами поехали через мост, дабы ступить на долгожданную пошехонскую мостовую.
С готовностью ахать и умиляться, проехали мимо первых домиков и почти сразу увидели здание МУЗЕЯ.
Вперед, мимо досадных мелочей, подумали мы. И вот она главная площадь (разверстка):
А вот и карта местности:
Рассмотрим детали подробнее.
Колокольня, торговые ряды, Свято-Троицкая церковь, построенная на средства крестьянина (!!!!) Белавина в 18в., да и все другие (более менее сохранившиеся и используемые) архитектурные объекты остались в качестве наследия «проклятого царизма».
А вот построенное и уложенное (типа-асфальт) в совпериод -где оно? Только названия улиц и вывески выдают - что-то было….
А вот так застраиваются новые пошехонцы (сверхновые)
И эстетика классицизма им не указ
Вот сейчас мы подойдем к очень печальному памятнику.
На облицованном гранитом постаменте стоит несчастный гипсовый мальчик с горном в измазанных плохишами штанишках. Под ним- подробная аннотация. Информация (вкраце) такова:
В начале 1924г. в Пошехонском крае при кожевенном заводе был организован пионерский отряд. А в 1948г, когда на очередной сессии горсовета решили облагородить территорию у моста через Пертомку сквером, на заработанные пионерами(!!!!!) деньги поставили скульптурную группу из знаменосца, барабанщика и горниста («не сохр.»).
Куда делись знаменосец и барабанщик? И остался ли горнист трубить в гордом одиночестве или это уже его жалкая копия. Пошехонцы! Защитите ребенка от хулиганов! Оградите его, дайте в руку гранату, что-ли…
Не выпадает из контекста и вид этого действующего кладбища…
Прощайте новые пошехонцы, нарицательные вы наши. Права была бабушка!