Тенденции, характерные для современного искусства




Отечественная музыкальная культура XXI века

В музыке XXI века продолжают развиваться процессы, характерные для музыкального творчестваXX века, но есть и новые явления.

Симфоническая и инструментальная музыка.

1. Преобладают синтетические жанры. Чаще – небольшие по масштабам. Камерная музыка более популярна.

2. В симфонии важна роль конструктивизма. В каждой теме – новые техники композиции, новые штрихи, манера исполнения.

3. Симфонии невелики по размерам. Лакмусовой бумажкой того, что происходит в инструментальной музыке, является творчество Пярта (советский композитор, сейчас живет в Германии).

Более популярны сценические жанры (более наглядны, доходчивы) – балет и особенно опера.

В балете – поиски новых сценических приемов и средств танца. Часто используется музыка из известных композиторов прошлого – Шопена, Чайковского, Моцарта и т.д.

Опера.

1. Жанры разнообразны: опера-притча, опера-монолог, камерная опера, диджей-опера (диджей запускает уже записанные диски – Караманов).

2. В выборе сюжетов опер и балетов – 3 линии: а) обращение к литературным сюжетам (например, балет Мартынова по роману Достоевского «Преступление и наказание»; название балета другое; опера Бориса Архимандритова «Преступление и наказание»; опера Рогалёва «Алиса в стране чудес» на сюжет книги Льюиса Кэрролла). Мало либреттистов, поэтому композиторы часто сами создают либретто. б) оперы-ремейки (оперы по мотивам других опер: «Кармен – перезагрузка» Софьи Левковской; опера Корчмара «Нигено Йинегве» - «Евгений Онегин» наоборот – вариант 7-й картины оперы Чайковского, но наоборот, задом наперед). В основе таких опер – игра с сюжетом и текстом. Философская проблема – теория возможных миров, потенциальные возможности вариативности жизни (прожить жизнь по- другому), отрицание абсолютной истины; в) медиа-оперы.

Тенденции, характерные для современного искусства

1. В искусстве живые формы все больше вытесняются неживыми, и всё это идет с Запада (на Западе сейчас и жизнь заменяется суррогатом, и питание; реальная жизнь – виртуальной).

2. Мы вступили в эру постбиологической среды. Биологические объекты выходят за рамки (пределы) реального существования). В центре Москвы нет ни одного дерева; в Краснодаре биологическая среда тоже вытесняется.

3. Мы с вами стоим на страже классического искусства. Но эстетика XX века изменилась: культ прекрасного сменился на культ безобразного. В литературе, театре, кино поднимаются темы предательства, гомосексуализма (т.е. безобразного).

4. Искусство до XX века включительно стремилось к эстетизированию жизни, стремилось открыть окно в окружающий мир. Сейчас же это выход в другую реальность, находящуюся за гранью окружающего мира. Мы переходим к миру киберпространства. Такой тип нового искусства (в искусстве) называется интерактивным (официально – но этот термин возник в 1989 г.). Интерактивное искусство включает в себя (предполагает) создание новых миров: а) киберпространства (кибернетика – наука об обмене информационными потоками и упорядочении их; одно из проявлений киберпространства – Интернет); б) виртуальная реальность – кибернетическая модель, на которую человек лично может воздействовать.

Интерактивность – это система, в которой возможна обратная взаимосвязь, где человек может влиять на любые свойства этой искусственной среды. Синтетическое искусство характерно и для прежних времен, но в современном искусстве это более широкое понятие.

5. Для современного искусства характерен синтез разнообразных средств. Художники используют телекоммуникации (телевидение, Интернет, радиосвязь, телефонная связь). Расширились возможности телеэкрана. Любую картину художника можно рассмотреть как бы изнутри, попасть в дом, двор. По телевизору можно брать виртуальные уроки. Интерактивное исполнительство – когда музыканты играют одновременно в разных странах, а телевизор объединяет.

6. К интерактивным видам искусства относится медиа-арт. Медиа – это средства массовой информации (медиа – посредник). Медиа – это обобщеный термин в современном искусстве, используемый для описания произведений, которые в значительной мере связаны с технологическими средствами или порождены ими. Ответвления – видео-арт, электронное искусство, нет-арт (от «интернет» - искусство Интернета – сайты), работы, связанные с телесредствами, радио, телефоном. Термин «медиа-арт» используется с 60-х годов XX века.

7. В современном музыкальном искусстве появился новый жанр – медиа-опера. Это не традиционная опера, а понятие от латинского opus – творение, труд. Это экспериментальный жанр, направленный на соединение музыкальной драматургии, видео-драматургии и живого перформанса. Перформанс – это современная форма искусства. Ее цель – в активизации внимания публики. Это современная форма произвольного, спонтанного (не продуманного заранее) театра. Есть четкий сценический план, продуманы мизансцены. Но при этом важен принцип недосказанности. Важно не только произведение искусства, но и реакция публики (единение: ситуация «искусство – художник – зал – публика»). Например, опера Ираиды Юсуповой «Донжуанский список Дон Жуана». Небольшая, ироничная. Герой приглашает статуи Москвы на ужин. Он не поёт и не говорит. Звучит тема из «Маленькой ночной серенады» Моцарта, которая постепенно вытесняется оригинальной музыкой Юсуповой. Ожидая статуи на ужин, герой сидит за накрытым столом и … каменеет. В опере есть драматургия, ассоциативный ряд – памятники, всплывают фрагменты литературных произведений. Еще одна – медиативная – опера Юсуповой «Реал энд инпосибл» (реальное и ареальное) создана к выставке художников-супрематистов. Фрагменты картин художников и музыки Юсуповой длятся 12 минут. Еще одна медиа-опера ленинградского композитора: актер в костюме Петра I ходит по городу, занимает очередь за пивом. Камера снимает это и реакцию публики. Сопровождается оригинальной музыкой композитора.

8. С 60-70-х годов XX века на Западе существует еще один вид искусства – хеппенинг (от слова «событие» - то, что неожиданно случилось, здесь и сейчас). Это художественное событие, лишенное драматургии и даже цели. Нет сценария. Задача – эпатировать публику, сломать стереотипы отношений между зрителями и сценой – например, Джон Кейдж (умер в 1991 г.) – произведение «4.33». Здесь важна реакция зала. В советской музыке – мало (Э.Денисов «Пароход плывет мимо пристани»).

9. Сейчас в искусстве – полистилистика и полимодернизм.

10. Наука герменевтика считает, что в жизни произведения искусства возможна любая интерпретация. Это жизнь произведения, и плохая, и хорошая.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: