Формат:
- тренинг навыков работы с информацией (освоение приемов сбора, систематизации, обработки, использования информации; освоение методов выработки и принятия решений; навыков развития когнитивных способностей);
- тренинг развития коммуникативных навыков (установления контакта, выстраивания отношений с окружающими, навыков общения, сотрудничества, работы в команде).
- тренинг критического мышления
Время/ этап тренинга /задачи блока | Содержание | Комментарии (инвентарь, ответственные, примечания) |
Предтренинговая подготовка Задача: осуществить качественную подготовку к тренингу | До тренинга: 1. Освоить теоретическое содержание тренинга. 2. На практике опробовать приемы и методы, которые включены в программу тренинга. | |
За 30 мин до начала тренинга Задача: создать комфортную, дружескую атмосферу для участников | 1. Сбор участников. 2. Оформление бейджей (настоящие или вымышленные имена) 3. Приветственный кофе-брейк 4. Ко-тренер встречают гостей, регистрируют участников, выдают бейджи, ведут непринужденный разговор, предлагают кофе, знакомят участников друг с другом. | |
7 мин Открытие тренинга Задача: снять ощущение неопределенности и неизвестности, сформировать позитивный образ тренера. | 1. Открытие тренинга 2. Приветствие тренера 3. Напоминание о правилах тренинга 4. Игра-активатор «Компот» (Приложение 1) | Правила тренинга, вывешиваются на заранее подготовленных иллюстрированных листах на доске или прописываются учителем. |
5 мин. Игра «Белый снег» Задача: настроить учащихся на тему занятия, проблематику критического мышления и стереотипов мышления. | Ребята, сейчас нужно будет быстро вместе отвечать на поставленные мной вопросы. «Снег какого цвета?», «Лист бумаги какого цвета», «Посмотрите на потолок. Какого он цвета?», «Молоко какого цвета?», «Что пьет корова?» (90 % хором кричат «молоко») Правильный ответ «воду» Как вы думаете, почему большинство из вас ответило «молоко»? Что способствовало неверному ответу? Как тема безопасности в виртуальной среде может быть связана с этим упражнением? Как вы думаете, почему наше сегодняшнее занятие началось именно с этого упражнения? | |
10 мин. Видеоролик «Реклама» Задача: актуализировать у учащихся критического мышления | Просмотр рекламы жвачки. Учитель просит каждого быстро, не задумываясь долго, ответить каждого по очереди на три вопроса: 1. Какой образ запомнился больше всего? 2. Какой эмоциональный отпечаток вызвал данный ролик? 3. Какую мысль оставил в вашей голове данный ролик? Ребята подумайте и ответьте, на что у вас появилась приятная эмоциональная реакция? Позитивная эмоциональная реакция была вызвана рекламируемым продуктом или образом успешности, коммуникабельности, красоты? Как часто мы «ведемся» на такие рекламные продукты? | Необходимы: проектор, компьютер, экран, рекламный ролик жвачки. |
5 мин. Разговор о критическом мышлении Задача:познакомить учащихся с методом критического мышления как способу самозащиты в медиапространстве. | Следующий вопрос, который хотелось бы вам задать в связи с рекламой жвачки – как критическое мышление защитит меня от уловок рекламы (и в целом медиапространства)? И на этот вопрос я попрошу Вас ответить после небольшой беседы о критическом мышлении. Учитель представляет метод критического мышления (Приложение 2) | Доска, мел, проектор. |
10 мин. Игра «Факты и интерпретация» Задача: знакомство с навыком критического мышления. | Одними из часто встречающихся ловушек, в которые мы попадаемся в интернет-пространстве, при просмотре телевизора и вообще в жизни, является неумение отличить факт от его интерпретации. Люди часто пользуются не фактами, а их интерпретациями, которые имеют оценочный характер и больше говорят об отношении человека к происходящему, чем о самом факте. Игра «Факты и интерпретация» (Приложение 3) | |
7 минут. Шеринг, обратная связь Задача: получить обратную связь участников о тренинге. Помочь ребятам найти поддержку своим идеям, единомышленников. | Обратная связь По очереди каждый участник тренинга представляется и отвечает двумя фразами на 2 вопроса: Что было полезного для вас на тренинге и где важно применять критическое мышление в моей жизни? Или Игра Молекулы. Все движутся под музыку в хаотичном порядке. Когда музыка замолкает тренер говорит: «Молекулы по 2». Все объединяются в пары и обмениваются ответами на 2 вопроса. Затем снова движение. Ведущий: «Молекулы по 3». Участники отвечают на те же вопросы. | |
ИТОГО 45 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Компот».
Ведущий предлагает рассчитаться на три составные части вкусного компота: «Банан», «Апельсин», «Ананас»
По команде ведущего «Банан»/«Апельсин»/«Ананас» соответствующие фрукты меняются местами. По команде «Компот» местами меняются все участники упражнения
Правила игры:
1. Услышав свой фрукт или слово «Компот» оставаться на месте нельзя.
2. Меняться с соседями – нельзя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.