Период Муромачи (Muromachi)




Развитие монастырей дзен в Камакуре и Киото в XIV веке оказало основное влияние на изобразительное искусство. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи, использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. - Хсен-цу (Hsien-tzu)) в момент, когда он достиг просветления. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы.

Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. На переднем плане изображен человек на берегу ручья, держащий маленькую тыквенную семечку и смотрящий на большого скользкого сома. Средняя часть пейзажа окутана туманом, а на заднем плане нарисованы горы, находящиеся в отдалении. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. <!--IMG5--><!--IMG5-->

К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga), и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности.

Наиболее известные живописцы периода Муромачи - священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Сесшу, в отличие от большинства художников того периода, имел возможность побывать в Китае и изучить китайскую живопись на ее родине. Одна из лучших его картин - "Длинный свиток" (The Long Handscroll), изображающая четыре времени года на одном большом пейзаже.

В конце периода Муромачи чернильная живопись выбралась за пределы монастырей Дзен в художественный мир: живописцы школ Кано (Kano) и Ами (Ami) переняли стиль и тематики, но внесли больше пластики декоративных эффектов; в таком виде стиль существует в наше время.

Известные японские художники периода Муромачи:

Моккеи (Mokkei) (приблизительно 1250 год)

Мокуан Рейен (Mokuan Reien) (1345)

Као Нинга (Kao Ninga) (начало XIV века)

Минчо (Mincho) (1352-1431)

Джосетсу (Josetsu) (1405-1423)

Теншо Шубун (Tensho Shubun) (1460)

Сесшу Тойо (Sesshu Toyo) (1420-1506)

Кано Масанобу (Kano Masanobu) (1434-1530)

Кано Матонобу (Kano Motonobu) (1476-1559)

Период Азучи-Момояма (Azuchi-Momoyama)

В отличие от предыдущего периода Муромачи, период Азучи-Момояма характеризуется появлением великолепного многоцветного стиля, широко использовавшего золотую и серебряную фольгу, и очень масштабными работами. Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора.<!--IMG6--><!--IMG6-->

Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано; они перенимали китайские тематики и применяли их с использованием японских традиций. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki).

Известные японские художники периода Азучи-Момояма:

Кано Эйтоку (Kano Eitoku) (1543-1590)

Кано Санраку (Kano Sanraku) (1559-1663)

Кано Таню (Kano Tanyu) (1602-1674)

Хасегава Тохаку (Hasegawa Tohaku) (1539-1610)

Кайхо Юшо (Kaiho Yusho) (1533-1615)

 

Архитектура муромати

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма достигает расцвета. В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко - ее создатель - формулирует четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно придумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники имеют в своем распоряжении целые армии, которые они используют в том числе и для перемещения огромных камней и обустройства новых землевладений.

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех - "эпоха воюющих провинций". Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем владение мечом.

Во второй половине XVI века Япония объединяется под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает исходные положения создания сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии - кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби. (Саби - букв. патина. Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби - уединенность, безыскусность, скромность.)

Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.

На рубеже XVI и XVII века столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет - они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников, и становится профессией ремесленников. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки по историческим мотивам.

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в ходе реставрации Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.

С открытием страны для иностранцев и запад получил японские идеи.

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в своем городском жилище) - вот что черпает современное садовое искусство в традиционной японской культуре дома и сада

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри. Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел "короткоживущий" тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша. Великий храм Идзумо (Идзумо тайся) в префектуре Симанэ, так же как и святилище Исэ, ведет свою историю с "мифических времен". Периодически перестраивавшийся вплоть до 1744 г., этот храм верно хранил традицию тайся - стиля синтоистской архитектуры, чье происхождение относится к первобытной эпохе. Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева. Считалось, что каждое синтоистское божество ("ками") должно иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в храме Сумиёси в г. Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. А в храме Касуга в г. Нара сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом святилища. Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм - тории. Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра Но, другие сооружения. Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину. Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного. Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины - кипариса, кедра. Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами - отличительная черта китайского зодчества. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов, которые являются важнейшей частью культовой архитектуры Японии. Примером этого может служить построенный в начале VIII в. буддистский храм Хорюдзи - самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества. Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были Нандаймон - Великие южные ворота. Внутренние ворота - Тюмон - считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом были двухъярусные ворота. В периоды Асука и Нара главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально - золотой зал), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо - главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. До нашего времени дошли залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи. Когда буддизм проник в Японию, сакральные предметы были важнейшими объектами поклонения, поэтому пагода, где они находились, стояла в центре монастыря. В Асука-дэра (его строительство началось в 588 г.) пагода находилась в центре, с трех сторон окруженная главными залами. В храме Ситэннодзи (примерно 593 г.) единственный главный зал располагался за пагодой. Это говорит о том, что пагода считалась важнейшим сооружением. Однако уже в монастыре Каварадэра (середина VII в.) и в монастыре Хорюдзи (VII в.) пагода была смещена из центра. В монастыре Якусидзи (конец VII в.) центральным строением является главный зал, а две пагоды стали декоративными элементами комплекса. Относящиеся к VIII в. храмы Тодайдзи и Дайандзи имеют также по две пагоды, но они построены уже за внутренней оградой, как и единственные пагоды храмов Кофукудзи и Тосёдайдзи. Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается "дайбуцу" (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире. Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках - как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда. В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин. Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы - главного зала синдэн (буквально - спальный зал). В соответствии с законом по застройке столицы Хэйан(Кё) (совр. Киото) усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно 120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы большего размера соответственно строились на площади, в 2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в зал из ландшафтного сада. Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами, соединенными мостиками. С восточной, западной и северной сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки. Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду, занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами. Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех 4 сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Пол покрывался досками, на него укладывались татами (толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна, а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука. Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек - Госё (императорский дворец в Киото), служивший домом для многих поколений императоров. Другой важнейший стиль жилой архитектуры - сёин (буквально - библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн назывались покои настоятеля. Этот стиль был разработан в периоды Камакура и Муромати на базе классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма и Эдо он стал широко применяться как в гостиных и жилых покоях монастырей, так и в домах военной знати. До сих пор он служит образцом жилого дома в традиционном стиле. Появились сооружения в несколько этажей - Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались в качестве символов воды и гор. Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин - это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо), за каждой створкой которых вставлены сёдзи (оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы, а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума). Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались в стиле синдэн. Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных для сёин компонента. Это ниша (токонома) в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды. Во многих помещениях сёин эти 4 элемента интерьера находились в той части зала, где пол делался чуть приподнятым. Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу - комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики. Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля - императорский дворец Кацура рикю в Киото. Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.). Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: