Философия в системе культуры. Роль философских знаний в общественной жизни.




.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об­щечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исто­рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ­ности) — детище человека, различных видов его деятель­ности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены спо­собы и результаты деятельности людей — подлинных творцов культуры. В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действи­тельность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функ­ционирования сущностных сил личности. Развитие культуры находится в прямой связи с осво­бождением человека от природной зависимости, его по­рабощения государством, обществом, собственными по­роками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп­ределяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том чис­ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в созда­нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповтори­мостью, имеют общекультурное значение. Весьма характерно, что в обществе наблюдается из­вестная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд­но свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о кри­териях развития культуры, в том числе характере (спосо­бе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, фи­лософии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др. В философии принято делить производство на мате­риальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основани­ем для типологии культуры, но и для такого обобщающе­го ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а по­тому и потребностями, — производство человека как воз­можно более целостного и универсального продукта об­щества.

Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира. Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения "человек - мир". Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания. Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса. Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного. Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: