Проблемы письменной коммуникации




 

Письменная коммуникация представляет собой искусственный, интеллектуально обусловленный вид информационного взаимодействия, поэтому проблемы ее организации имеют преимущественно социальный характер.

 

1.4.2.1. Технический барьер обусловлен недоступностью нужных для реципиента документов. Если реципиенту известны выходные данные требуемой публикации, то библиотечно-библиографические службы, благодаря межбиблиотечной кооперации, способны предоставить ему если не сам документ, то его копию. Это задача адресного поиска,которая носит чисто технический характер и не имеет непознанных проблем.

Хуже, если реципиент способен только сфор­мулировать тему, но не может назвать соответствующие ей документы. Тогда, по определению А.В.Соколова, возникает задача семантического поиска информации,которая служит центральным предметом теории информационно-поис­ковых систем. В этой теории присутствуют тех­нические проблемы, но го­раздо важнее логические, лингвистические, психологичес­кие проблемы, не нашедшие пока удовлетворительного решения. Именно в силу несовершенства информационно-поисковых систем, производящих поиск в документальных хранилищах, остает­ся актуальным кризис информации, выражающийся афо­ризмом «мы не знаем, что мы знаем».

 

1.4.2.2. Социальный барьер - это препятствия, которые воз­двигают государственные и общественные структуры и управляющие ими органы на пути сооб­щения от коммуникатора к реципиенту. Главным из этих препятствий является цензура, которая имеет многовековую историю и выработавшая всевозможные формы явного и неявного контроля. Следует отметить, что цензура — специфический барьер именно текстовой коммуникации; ее невозможно осу­ществить ни в устной, ни в электронной коммуникации, хотя попытки такого рода предпринимаются властью непрерывно.

К социальным барьерам письменной коммуникации относится и элементарная неграмотность, доходящая даже в развитых демократических странах до 15-20%. Если же рассматривать проблему грамотности как глобальное явление, то здесь доля неграмотных или условно грамотных доходит до 50%.

Не стоит недооценивать проблему высокой стоимости текстовой коммуникации, особенно ее книжной формы. Книга в твердом переплете реализуется в розничной сети по ценам не ниже дневного прожиточного минимума. Этой справедливо и для журналов, а тем более «глянцевых».

Нарастающей и пугающей проблемой является непрестижность чтения среди молодежи. Юноши и девушки читают книги в силу обстоятельств (учебный процесс) или исключительно при организации досуга (детективы, триллеры, бульварные романы).

 

1.4.2.3. Психологический барьер возникает при восприятии докумен­тов вследствие непониманияреципиентом их смысла. Непонимание может распространяться на все типы текстов. Важнейшим психологическим барьером является проблема корректного чтения текстов, являющаяся разно­видностью коммуникационного понимания. Психологические барьеры возникают не всегда; они тем ощутимее, чем усерднее стре­мится читатель постичь содержание книги. Чтение или процесс декодирования текстов при всей его внешней похожести, совершенно индивидуален и обусловлен интеллектуальными особенностями реципиента. А.В. Соколов выделяет следующие виды чтения:

· Псевдокоммупикационное чтение иногда сталкивается с проблемой запоминания и дополняется принудительным запоминанием (зубрежка), но никогда не до­ходит до полного понимания смысла прочитанного;

· Поверхностное чтение соответствует коммуникацион­ному восприятию, при котором психологические барье­ры также мало тревожат. Исследования показали, что лишь около 10 % читателей художественной литературы стремятся к пониманию ее глубинного смысла. Вообще, досуговое, развлекательное чтение, как правило, являет­ся поверхностным. Поверхностное скорочтение — профес­сиональный навык работников книги — книготорговцев, библиотекарей, библиографов. Они относятся к литературе не как к источнику знаний или эстетических эмоций, а как к предмету труда или рыночному товару. Для данного круга специалистов чтение является служебным занятием. С этой це­лью практикуется «чтение пальцами», выборочный про­смотр отдельных страниц, оглавлений, предисловия, заключения, чего достаточно для получения общего представления о книге;

· Углубленное чтение — это не досуговое, а деловое или служебное заня­тие, чаще всего связанное с учебой, производственной де­ятельностью или самообразованием. Активное углублен­ное чтение — вид коммуникационного познания. Читатель воспринимает книжный текст, как личную позицию автора, ведет с ним мысленный диалог, критически оценивает прочитанное, делает собственные выводы.

1.4.2.4. Особенности восприятия. Работа с информацией требует специальных навыков. Целый ряд исследований коммуникационных процессов в коллективах показали, что руководитель от своего заместителя может добиться понимания не более 60% информации по сложной проблеме (речь идет именно о высшем менеджменте, ответственных и серьезных профессионалах). В случае передачи информации с помощью письменных источников процент потерь еще выше. Сочетание различных информационных каналов снижает потери. Это очевидно из обыденной практики: у каждого человека свой механизм восприятия. Кто-то легко схватывает мысль с полуслова, не очень стремясь открыть книгу. Кто-то предпочитает воспринимать текстовую информацию. Кто-то способен в одинаковой степени пользоваться этими способами получения информации. Для различных сообществ тоже свойственны разные способы коммуникативного взаимодействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: