Христианское богослужение в Римской империи в IV столетии после Миланского эдикта.




Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.

Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

Задача (разделы) литургики состоит в том, чтобы:

1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви (история богослужения);

2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее (литургика как часть догматического богословия).

3) практическая литургика – богослужебный устав.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

Пpавославное богослyжение является важнейшей составной частью Священного Пpедания Цеpкви.«Литургика» – «Устав» отвечает на вопрос «как?». На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить тольколитургическое богословие,т.е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава.

«Толковый Типикон» М. Скабалланович. Розанов Богослужебный устав РПЦ, Шмеман, Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд.

Литургические семьи – группы восточных и западных «обрядов» (богослужебных типов).

Золотой век литургии (4 век). Христианское богослужение в Римской империи в 4 столетии после Миланского эдикта. Понятие о двух типах богослужения (соборно-приходское богослужение (кафедральный обряд) и монашеское богослужение (монастырский обряд)); их значение в развитии богослужебной традиции. Характеристика основных центров развития богослужения: Иерусалим, Константинополь, Рим.

Христианское богослужение в Римской империи в IV столетии после Миланского эдикта.

28 ноября 313 года, на мосту через Тибр, Максентий потерпел поражение и имп. Константин стал соправителем Ликиния. 30.04.313г. – победа Ликиния над Максимианом. Послание провинциям Палестины Константина возвращало храмам личное имущество.

Акт 321 г. – недостойно совершать юридические действия в почитаемый День Солнца (воскресенье). По всей империи совершались празднества обновления, о чем свид-т Евсевий. В 10 книге он дает описание базилики. В 324 г. Константин побеждает Ликиния и становится единоличным императором. 8.11.324 он был именован царем. 16.01.325г. – указ о соборе в Никее, указавшем на крупные центры церковной жизни (6 канон 1 собора):

Рим, Александрия, Антиохия, которые имели собственную литургическую традицию. За епископами крупных адм. центров признавались особые права и честь. 7 канон – честь епископу Элии (Иерусалима), входящему в метрополию Кесарии Каппадокийской. 11.05.330 г. произошло освящение новой столицы империи – Константинополя. Акты имп. Феодосия запрещали экклезиологич-ю деятельность еретиков и сектантов.

2 В.С.381 года еще раз определил церковные центры: следующий после Римского есть еп. Константинопольский. 2 канон – об ограничении юрисдикции епископов каждого из 5 диоцезов (гос. областях), сост. префектуру Востока.

Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим: 4 центра входили в префектуру Востока с греческим языком Богослужения. Формируются большие литургические традиции по схеме: центр – периферия. Регулярные поместные соборы не отменяли автономию местных церквей. В 4 столетии появляются не только каталоги римских пап, но и Апостольские постановления.

А. Антиохия – азиатско-сирийская группа

- византийский

- (усл.) армянский

- восточно-сирийская

- халдейский или персидский

- западно-сирийская

- яковиты, маланкарцы

Сохранилось большое количество источников.

Б. Александрия – коптский и эфиопский

В. Рим – формирование латинского, галликанского и миланского обрядов

Г. Галлия и Испания (традиция, близкая к антиохийской): – испанский; обряд св. Иринея.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!