Часы: виды и чинопоследование.




Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные). Тип трехпсалмных часов в свою очередь разделяется на три подтипа: 1) вседневные, 2) вели​копостные, 3) царские (великие) – под сочельники. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же са​мый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внеш​нее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

Междочасия же, хотя и представляют собою типы Часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в числе суточных служб не входят. В древности они несомненно входили в круг древних Часов.

Круг суточного богослужения Церковь начинается вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиане как и у евреев, на​чинается с вечера, так как течение времени, по учению Священ​ного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослуже​ния Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повече​рие.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС

Девятый Час по Церковному счислению соответствует треть​ему часу пополудни (По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому 1 час по восточному счислению соответст​вует нашему 7 часу)

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил», за которым последовало тотчас напоение Спа​сителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) после​довал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (23,46), с которым Господь предал дух Свой.

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему цер​ковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня.

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Срете​ния или храмовой праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе», «Царю Не​бесный»..., Трисвятое по «Отче наш...». Священник, стоящий на солее, произносит возглас: «Яко Твое есть царство...». После возгласа «Яко Твое есть Царство...» священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа:

1. «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Пс. 83);

2. «Благословил еси, Господи, землю Твою» (Пс. 84);

3. «Приклони, Господи, ухо Твое» (Пс. 85).

После псалмов: «Слава и ныне»... Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава»тропарь святому из Ми​неи, «И ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради рождейся от Девы....», Трисвятое по «Отче наш...» После возгласа священни​ка: «Яко Твое есть Царство…» чтец читает кондак святому из Месячной Минеи... «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим..», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Боже, ущедри ны...».Чтец молитву часа: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш...»

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напомина​ет нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девя​того часа: «Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешни​кам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

ПЕРВЫЙ ЧАС

Служба первого Часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Молитвословия первого Часа находятся в Следованной Псал​тири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе. В конце утрени, после пения: «Утверди Боже...» священник за​дергивает завесу Царских врат, а чтец читает: «Приидите, поклонимся...» и положенные псалмы первого Часа. Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда первый Час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

Первый час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем следует характерное для Часов трехпсалмие: в первом Часе оно состоит из 3 псалмов («Глаголы мои внуши, Господи...» (Пс. 5), «Господи, прибежища был еси нам...» (Пс. 89) и «Милость и суд...» (Пс. 100)).

За трехпсалмием следует «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (триж​ды), опять «Слава» и тропарь празднику или святому, затем «И ныне» – Богородичен: «Что тя наречем...»

Далее следуют стихи из Пс. 118 (ст. 133-136 – «Стопы моя направи...», «Избави ми от клеветы...», «Лице Твое прос​вети...», «Да исполнятся уста моя...»).

Затем «Трисвятое», «Отче наш...» и кондак праздника или святого.«Господи, помилуй» (40 раз), после чего следует об​щая молитва повечерия, полунощницы и Часов «Иже на всякое время...» За этой молитвой следует троекратное: «Господи, помилуй. Слава, и ныне», потом: «Честнейшую херувим....» «Именем Господним благослови, отче».

Священник, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чте​нии молитв светильничных и утренних), говорит: «Боже, ущедри...» Чтец отвечает:«Аминь». Священник же продолжает мо​литву, в которой прославляет Христа: «Христе, Свете истин​ный...»

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном. «Взбранной Воеводе...» За этой торжественно-благодарственной и победной песнью священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...»Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови!» Священник говорит отпуст первого Часа.

Пение «Взбранной Воеводе» в сущности не относится непос​редственно к первому Часу (в Уставе его нет), а является кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования Первого Часа.

В практике имеет место традиция, в силу которой в великие праздники вместо «Взбранной Воеводе...» поется кондак празд​ника. (Например, 25 декабря вместо «Взбранной Воеводе» поется «Дева днесь», и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на первом Часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на первом Часе произносится малый отпуст.

При совершении первого Часа вспоминается, как сказано в Служебнике, «како Спаситель наш в первый Час дне веден бысть в претвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть» (Извест. учит., в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой служ​бы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения», в 5 псалме раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеве​тан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святым граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!