Философская концепция бытия. Основные формы бытия и соотношение(27)





Категория бытия в философии.

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.

Периоды в трактовке бытия.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия “самого по себе” (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Парменид

 

Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего “единое”, которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.

Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: “мыслить и быть есть одно и то же”, “одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется”. Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее - это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

Современная философия уже утвердительно говорит, что можно выделить две основные формы бытия: бытие как таковое как способ существование материи и всё что с этим связанно и внутреннее бытие самого человека. Рассмотрим феномен времени в соотнесении с этими двумя формами бытия.

Внутреннее бытие самого человека. Если мы посмотрим на самих себя, на свою жизнь, то можно смело сказать, что вчера никогда не было, а завтра никогда не наступит. Для человека, а если точнее, в рамках нашего собственного восприятия реальности существует только сегодня и сейчас. Мы знаем только себя и эта тождественность самому себе всегда проявлена сейчас и только сейчас. О прошлом у нас есть воспоминания, о будущем мечты, но мы существуем только сейчас. Реальность или субстанциональность нашего внутреннего бытия проявлена категорией "здесь и сейчас". Другими словами можно сказать, что на этом уровне бытия ни прошлого, ни будущего не существует. Так как мы, то есть состояние и осознание самого себя, своего "Я" существует только сейчас, то можно смело сказать, что для "Я", личности, души вечность - естественная (субстанциональная) характеристика бытия, тогда как прошлое и будущее – не имеет реальных (субстанциональных) характеристик. Для "Я" прошлое и будущее – это иллюзия. Прошлого и будущего не существует в реальности. Прошлое и будущее это категория нашего отношения во вне связанные не с реальностью, но с тем, что реальностью не является. Прошлое и будущее это иллюзия, это порождение нашего собственного ума и с реальным «Я» связано не природными, реальными связями, но лишь условием, с которым соглашается «Я» и в которых оно пребывает, отождествляя себя с этими условиями. «Я» представляет собой схему движения от того, что необходимо к тому, что достижимо. Желания «Я» в обретении и стремлении к данному порождает форму бытия, представленную вечным временем отождествляемому самим «Я» с вопросом о том, насколько необходимо условие данной постановки и стремление к тому, что есть желание по природе как таковой отличной от природы самого «Я» в рамках тех условий, порождаемых материальной природой. Сам этот процесс и есть время, есть прошлое и будущее как условие выполнения данного. Необходимые условия для выполнения это состояние «Я» отдернутого в сторону невыполнимых вещей на том уровне реальности, на котором есть бытие «Я». Время позволяет вставить необходимый компонент в состав формируемой «Я» реальности для ее осуществления. Время как течение не связано с «Я» никак. Восприятие настоящего не в способности фиксировать прошлое и будущее, но способность быть и осознавать самого себя. Настоящее без прошлого и будущего и есть бытие в чистом виде, ибо прошлое и будущее это всего лишь игра ума, ожидание ума. Реальность она одна. Она либо есть, либо ее нет, либо это нереальность, но нечто отличное от нее. Третьего не дано. Реальность – это в-себе-и-для-себя истина, разворачивающаяся из самой себя, ничего кроме себя не являющая. Кроме реальности нет ничего, ибо это и есть бытие, где небытие не является реальностью, ибо если небытие реально, значит это часть реальности, а следовательно ничего кроме бытия реальности не есть. Если реальность есть, то она есть здесь и сейчас, а не раньше или потом.

Бытие как способ существования материи. С другой стороны, посмотрите как существует этот объективный мир. Самая главная черта объективного (внешнего) мира, самая главная его характеристика - движение. Движение невозможно без времени, без постоянного чередования, смены одних характеристик другими, одних состояний другими и т.п. Можно выделить отрезок времени, за который происходит движение, например час. Но в рамках этого часа так же происходит движение, то есть переход от прошлого к будущему. Час можно разбить на полчаса, полчаса на пятнадцать минут, и так далее. Можно делить этот отрезок между будущим и прошлым до бесконечности, но он так же будет в состоянии делиться и делиться на переход от будущего к прошлому. И в результате мы получим, что движение - это бесконечный отрезок перехода от будущего к прошлому, при котором настоящее не имеет субстанциональных характеристик. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что он «есть время», и поэтому время это трансцендентный фактор, пронизывающий все материальное бытие. Время в материальном мире – это фактор взаимодействия материальных элементов (атомов), то есть скорость их взаимодействия друг с другом.

В Шримат Бхагаватам 3.11.5-13 говорится, что " Единица измерения грубого времени определяется следующим образом: два атома, соединяясь, образуют сдвоенный атом, а три таких сдвоенных атома - один гекзатом. Гекзатомы можно увидеть в лучах солнечного света, пробивающихся сквозь щели в оконных ставнях. При этом отчетливо видно, как они поднимаются вверх, к небу. Время, необходимое для соединения трех трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, а три ведхи равны одной лаве. Период времени, продолжающийся три лавы, составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх - одну лагху. Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют дандой. Две данды составляют одну мухурту, а шесть или семь данд составляют четвертую часть дня или ночи по исчислению людей. Мерная емкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 гр.). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту емкость помещают в воду, и время, за которое она до краев наполнится водой, называют одной дандой. День человека длится четыре прахары, которые иначе называют ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют половину месяца, и каждый месяц состоит из двух половин - светлой и темной. Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга на север. Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет. Все влиятельные звезды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время.

 

Отсюда можно сделать вывод, что «движение» является фундаментальной категорией материального бытия. Время это состояние материи, но не природа «Я» или его сознание. Время – это то, что преобразует, соединяет все, давая ему ход. Время – это фактор взаимодействия, при котором все элементы материального мира приходят в соприкосновение друг с другом, непрерывное взаимодействие, образуя то, что мы называем материальным миром

Из анализа этих двух форм бытия и функционирования времени в них, можно сделать следующие выводы: бытию внутреннего мира человека, мира его "Я", присуще временнОе качество настоящего (или вечности), тогда как временнЫе качества прошлого и будущего условны и не имеют субстанциональных характеристик; бытию внешнего мира человека, мира объективного реальности присущи временнЫе качества прошлого и будущего, тогда как временнОе качество настоящего условно и не имеет субстанциональных характеристик.

Человек является совокупностью этих двух миров, мира внешнего материального бытия и внутреннего мира соединяя в себе существование прошлого, настоящего и будущего.

 





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.