Библиографический список




ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с учебным планом для студентов юридического факультета предусмотрено обязательное выполнение курсовой работы по курсу «Уголовное право».

Курсовая работа является учебной научно-исследовательской работой студента, которая выполняется им под руководством преподавателя – научного руководителя.

В курсовой работе студенты должны показать усвоение основных положений Уголовного кодекса Российской Федерации; навыки правильного использования юридической терминологии, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и положений теории уголовного права, анализа судебной и следственной практики; способность к грамотному изложению собственных выводов в письменной форме.

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы определяется студентом самостоятельно в пределах, заданных для конкретного варианта (номер варианта зависит от буквы, с которой начинается фамилия студента). Выбор иной темы допуска­ется по согласованию с преподавателем, о чем делается соответствующая запись на титульном листе работы.

Вариант работы определяется фамилией студента.

Каждый вариант предоставляет студенту возможность выполнить по своему желанию курсовую работу по Общей или Особенной части уголовного права России. По согласованию с преподавателем студенты могут избрать иную тему курсовой работы. Работа должна быть выполнена по плану, указанному в задании. План может быть расширен. Сокра­щение плана не допускается. Работы, выполненные студентами по произвольно избранному варианту, возвращаются без проверки.

Требования к оформлению

Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц печатного текста формата А4, выполненного в программе Microsoft Word или её аналогах.

Междустрочный интервал – полуторный.

Шрифт - Times New Roman, размер 14 (в таблицах – 12, в подстрочных сносках – 10).

Подчеркивание слов и выделение их курсивом не допускается.

Названия глав (заголовки), а также структурные элементы работы «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», являющиеся заголовками, печатаются прописными буквами с новой страницы, а названия параграфов (подзаголовки) – строчными буквами (кроме первой прописной).

Нумерация разделов производится арабскими цифрами без точки в конце.

Пример: 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫВИНЫВ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

 

Главы делятся на параграфы и нумеруются арабскими цифрами без точки в конце.

Пример: 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫВИНЫВ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

1.1. Понятие и содержание вины в российском уголовном праве

2.1. Формы вины по российскому уголовному законодательству

Абзацный отступ должен соответствовать 1,25 см и быть одинаковым по всей работе.

Выравнивание текста: по ширине.

Страницы курсовой работы должны иметь поля. Размер левого поля 30 мм, верхнего – 20 мм, правого – 15 мм, нижнего – 20мм).

Все листы должны быть пронумерованы, начиная с содержания.

Структура курсовой работы

Курсовая работа структурно должна иметь:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- четко определенные основные части (главы);

- заключение;

- библиографический список.

Если в работе будут использоваться графики, таблицы, схемы, то их следует вынести в специальный раздел - «Приложение», расположенный после библиографического списка.

Содержание работы

Содержание должно иметь наименование глав, параграфов с указанием соответствующих страниц.

Пример оформления содержания:

 

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

1. ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА...................................5

2. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.......................................10

3. ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА...................................15

3.1 Условия применения обратной силы уголовного закона.................15

3.2 Проблемы применения обратной силы уголовного закона

в судебной практике...................................................................................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................27

 

Введение

Объем введения не более 2-3 страниц.

Содержание введения должно включать следующие разделы:

- актуальность темы курсового исследования;

- степень научной разработанности проблемы;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- теоретико-методологические основы исследования;

- положения, выносимые на защиту;

- апробация работы.

Актуальность темы курсового исследования. Этот раздел представляет собой описание проблемной ситуации. Актуальность темы определяется степенью ее своевременности и социальной значимости для решения данной проблемы. Актуальность темы может быть обусловлена соответствующими потребностями общества и государства (его правоприменительных органов) в разрешении определенных научно-практических проблем уголовно-правового характера.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Необходимо показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Проблема – это объективно существующее противоречие. Например, противоречие может заключаться в несоответствии задач уголовно-правовой охраны общественных отношений (всей их совокупности или какого-то конкретного вида), стоящих перед государством и современным состоянием уголовного законодательства (определённого его института (соучастия, множественности преступлений, уголовной ответственности за убийство и т.п.). Противоречие, в частности, может иметь место и в соотношении теории уголовного права и правоприменительной практики.

На основании осмысления выявленного противоречия формулируется проблема.

Таким образом, проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая логически вытекает из установленного противоречия.

Существует несколько способов формулировки проблемы.

Номинальное определение, то есть простая констатация проблемы. Этот способ вполне употребим в качестве краткого варианта в тексте работы, вместе с тем, следует понимать его недостаточность: он не снимает многозначности истолкования проблемы и не задает ясных ориентиров в определении объекта и предмета исследования.

Пример. «Проблема реализации уголовной ответственности за взяточничество».

Определение проблемы в форме вопроса. Вопрос – это форма мышления, содержащая некоторую исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность. То есть, форма вопроса пригодна для фиксации сторон объективного противоречия.

Пример. «Каким образом повысить эффективность реализации уголовной ответственности за преступления, связанные с получением и дачей взятки?».

Определение в форме указания на недостаточность или полное отсутствие чего-либо, как правило, одного из условий деятельности.

Пример. «Проблема состоит в том, что отсутствуют (или являются несовершенными) эффективные средства уголовно-правовой охраны общественных отношений от преступлений, связанные с получением и дачей взятки?».

Развернутая форма, фиксирующая обе стороны объективно существующего противоречия.

Пример. «С одной стороны, существует потребность в эффективных уголовно-правовых средствах охраны общественных отношений от коррупционных преступлений, с другой стороны, имеющиеся уголовно-правовые нормы, не обеспечивают в полной мере реализации такой охраны»;

Степень научной разработанности проблемы в теории уголовного права. Здесь дается краткий обзор научной литературы по теме исследования. Авторы группируются в соответствии с аспектами актуальности проблемы, выделенными в предыдущей части введения. Следует показать, какие идеи, научные положения, принципы, понятия были положены в основу курсовой работы;

Объект исследования. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Он может быть представлен в статическом виде, как правовой институт, форма правового сознания, как область общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, или в динамическом – социально-правовой процесс или вид деятельности. Например, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления определённого вида;

Предмет исследования. Представляет собой конкретизацию объекта, именно ту его часть, которая содержит проблемное противоречие. Предмет работы определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования.

Объект и предмет исследования как категории соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Таким образом, предмет работы чаще всего либо совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию. Так, в соответствии с обозначенным выше объектом исследования, предметом являются нормы уголовного законодательства, регулирующие ответственность за совершение преступлений (определённого вида), а также судебная (следственная) практика их применения;

Цель исследования. Это тот результат, который предполагается достичь в процессе исследования. Цель может заключать в себе теоретическую (изучить...; проанализировать...), аналитическую (выявить проблемы...; обосновать наличие проблем...) и практическую составляющие (сформулировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства... и практики его применения);

Задачи исследования. Задачи – это те промежуточные цели, которые ставятся в процессе исследования и обеспечивают достижение конечной цели исследования, обозначенной в предыдущем разделе введения. Они соответствуют параграфам (главам) работы: каждый из них в выводах должен отражать ту или иную степень решения соответствующей задачи. Задачи формулируются в виде перечисления: изучить..., описать..., уточнить и дополнить описание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т. п.;

Теоретико-методологические основы исследования. Здесь называются методы, применявшиеся автором в процесс исследования.

Для теоретической части исследования характерно применение общенаучных методов (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, системный подход и др.).

Обязательно использование частнонаучных (юридических) методов: историко-правового, сравнительно-правового, формально-правового и т.п.

При использовании в работе эмпирического материала - судебной (следственной) практики и др., рекомендуется применять эмпирические методы, (анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент);

Положения, выносимые на защиту. Этот раздел в концентрированной форме аккумулирует основные выводы и рекомендации, сформулированные в курсовой работе. Положения, выносимые на защиту, подводят итог всем результатам работы. Это, как правило, два-три тезиса, описывающие выполненные задачи исследования, то новое, что и будет, представлено в процессе защиты курсовой работы. Положения, выносимые на защиту, должны соответствовать составляющим цели курсовой работы.

Апробация работы. Здесь указывается, на каких научных и научно-практических мероприятиях (семинарах, конференциях) были представлены материалы, отраженные в работе. Например, ежегодно проводимая в МИ ВлГУ всероссийская молодёжная научная конференция «Зворыкинские чтения», а также всероссийские и международные конференции, организуемые в других вузах. Пример: Отдельные положения курсовой работы были представлены в виде доклада на секции «Уголовно-правовые аспекты обеспечения общественной безопасности» VI Всероссийской молодёжной научной конференции «Зворыкинские чтения», проводившейся 25.04.2014 г. в МИ ВлГУ.

Данный пункт может отсутствовать.

Основная часть работы

Основная часть работы должна состоять из 3-5 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы и друг друга.

В основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление точек зрения или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами из судебной (следственной практики).

Каждый параграф (глава) курсовой работы должна заканчиваться выводом, содержащим обобщённое изложение вопросов, рассмотренных в соответствующем разделе работы.

Заключение

Заключение должно содержать выводы, обобщенное изложение основных рассмотренных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в курсовой работе. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.

Выводы в заключении должны строго соотноситься с общей целью и конкретными задачами, обозначенными во введении.

Важно доказать, что поставленные задачи решены и цель достигнута. Если проведенное исследование не достигло цели, необходимо отметить насколько автору удалось приблизиться к решению данных задач и имеется ли возможность решить их полностью или частично.

В заключении должен содержаться общий итог всего исследования, его конечный результат.

Библиографический список

В список включаются все использованные при подготовке курсовой работы источники независимо от того, имеются ли непосредственно в тексте ссылки на них. Он состоит из следующих смысловых частей:

1) нормативно-правовые акты;

2) научная и учебная литература (монографии, статьи в юридических журналах и научных сборниках, учебники и учебно-методическая литература, диссертации и авторефераты);

3) материалы судебной и следственной практики (Постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по уголовным делам, материалы уголовных дел).

Нумерация библиографического списка сквозная.

В список мо­жет быть включена лишь литература, действительно использованная сту­дентом при выполнении работы. При написании курсовой работы обязательно должна быть использована литература, изданная за последние 5 лет.

В число нормативно-правовых актов включаются Конституция РФ, международные акты, законы, указы, распоряжения, постановления, приказы министерств и ведомств. Нормативно-правовые акты располагаются по юридической силе. При оформлении списка нормативно-правовых актов должно быть указано вид акта, дата его принятия и номер, полное наименование акта, а также источник публикации его текста.

Пример:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.14).

После нормативно-правовых актов указывается научная и учебная литература в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа выполнена коллективом авторов, - то по первой букве её названия.

При библиографическом описании книги указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место и года её издания, издательства, общее количество страниц.

Примеры:

книга одного автора

10. Возжанникова И.Г. Рецидив как вид множественности преступлений: монография / отв. ред. А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2014. 112 с.

книга двух и более авторов

14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. Испр., доп., перераб. М.: КОНТРАКТ, 2013. 672 с.

15. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова и др.; под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2014. 736 с.

При библиографическом описании научной статьи указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания, номера, страничного интервала, на котором находится описываемая статья в журнале или сборнике.

Пример:

17. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 55 - 63.

В конце библиографического списка указываются материалы правоприменительной (судебной и следственной) практики.

Примеры:

25. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.08.2014 N 44-АПУ14-42сп // Справочная Правовая Система КонсультантПлюс (дата обращения: 25.10.14).

26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" // Российская газета, N 284, 12.12.2014.

Если в работе используются источники, находящиеся на электронных ресурсах (интернет-сайтах, базах данных и т.п.), то их библиографическое описание в целом оформляется аналогично, с обязательным указанием на наличие электронного ресурса и пути доступа к нему.

Пример:

27. Приговор Муромского городского суда Владимирской области по Делу №1-141/2014 от 16.07.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://muromsky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1670372&delo_id=1540006&new=&text_number=1&case_id=880972.

 

Сноски

Работа обязательно должна содержать ссылки на использованные научные работы, нормативные акты и судебную (следственную) практику оформляемые в виде подстрочных сносок (внизу страницы под чертой).

Сноска на источник должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года её издания, издательства, страницы, с которой взята цитата.

Пример: Басова Т.Б. Ответственность должностных лиц по уголовному законодательству стран Восточной Азии. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. – С. 36.

Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания, номера, страницы, с которой взята цитата.

Пример: Благов Е.В. Об уголовном законе, смягчающем наказание // Уголовное право. 2012. N 5. С. 33.

Сноска в рабо­те должна ставиться при указа­нии примера из судебно-следственной практики (на источник информации, в т.ч. на № уголовного дела из архива судебно-следственных органов); при указании статистических данных (на опубликованный источник информа­ции); при наличии в тексте цитаты либо указании фамилии лица, чья пози­ция приводится в работе (на опубликованную работу с указанием конкрет­ных страниц в ней).

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Защита курсовых работ проводится согласно графику, утвержденному на кафедре.

Защита производится публично. На защите присутствуют, как правило, все студенты группы. При защите курсовой работы помимо научного руководителя могут присутствовать другие преподаватели кафедры, входящие в состав комиссии по защите курсовых работ.

Защита курсовой работы включает краткий доклад студента (не более 5 минут) и ответы на вопросы по теме работы, заданные присутствующими. Доклад студента может сопровождаться презентацией.

Структура доклада:

- тема курсовой работы, ее цель;

- формулировка проблемы;

- положения, выносимые на защиту, и их фактическое обоснование;

- результаты исследования в форме выводов и предложений по работе.

При защите курсовой работы студент должен обосновать свои выводы по избранной теме, ответить на замечания, сделанные научным руководителем и членами комиссии, а также на уточняющие и дополнительные вопросы, возникшие при защите.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Тема 1. Участники уголовного процесса: права и обязанности

Примерный план

1. Понятие субъектов (участников) уголовного процесса

2. Классификация субъектов (участников) уголовного процесса

3. Процессуальные полномочия субъектов (участников) уголовного процесса

Методические указания

При выполнении работы на данную тему студент должен четко представлять, кто является субъектом уголовного процесса, чем субъект уголовного процесса отличается от участника уголовного судопроизводства. Осветив необходимые теоретические вопросы, студент должен основное внимание уделить анализу судебной практики. В этих целях можно обобщить практику, опубликованную в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и в других юридических журналах. Весьма желательно использование местной практики - работы следственных органов и какого-либо конкретного суда (или нескольких судов).

При раскрытии темы курсовой работы необходимо (на основе анализа ст. ст. раздела II глав 5-8 УПК РФ) дать понятие субъектов уголовного процесса, остановиться на классификации субъектов уголовного процесса, а затем остановиться на основных характеристик полномочий субъектов уголовного процесса. При этом надо исходить из того, что круг прав и обязанностей, которыми наделяется каждый участник уголовного судопроизводства, определяется в первую очередь целями и задачами уголовного судопроизводства, а также уголовно-процессуальными функциями. При освещении этого вопроса должен превалировать анализ практики.

Особое внимание должно быть уделено правовому статусу основного субъекта уголовного процесса – суда. Для этого нужно проанализировать статьи глав 3 и 5 УПК РФ. Все эти положения необходимо сопровождать анализом судебной практики.

В завершении работы необходимо также на обстоятельствах, исключающих участие в уголовном судопроизводстве.

 

Тема 2. Подготовительная часть судебного разбирательства

Примерный план

1. Понятие и значение подготовительной части судебного разбирательства.

2. Система подготовительных действий в судебном разбирательстве.

3. Содержание и процессуальный порядок действий, совершаемых в подготовительной части судебного разбирательства.

4. Виды решений, принимаемых в подготовительной части судебного разбирательства.

Методические указания

При освещении первого вопроса прежде всего необходимо показать значение деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в области борьбы с преступностью. Затем следует охарактеризовать в соответствии со ст. 60 Конституции РФ роль суда в осуществлении данной функции при отправлении правосудия по уголовным делам.

В работе надо дать понятие подготовительной части судебного разбирательства как первого этапа отправления правосудия по уголовным делам в стадии судебного разбирательства. Необходимо раскрыть деятельность суда в подготовительной части, показать ее значение для последующей деятельности суда.

Рассматривая второй вопрос, нужно не просто назвать подготовительные действия суда, совершаемые в этой части судебного разбирательства, но и охарактеризовать их как систему действий, выполняемых в определенной последовательности. Студент должен показать, чем обусловлена такая последовательность их совершения. Особого внимания заслуживают вопросы о проверке явки в суд участников судебного разбирательства и других субъектов (ст. 262 УПК РФ), а также о разрешении вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц (ст. 272 УПК РФ). Это два взаимосвязанных между собой действия. Однако первое осуществляется судом в начале подготовительной части судебного разбирательства, а последнее - в конце. Следует детально проанализировать установленную в УПК последовательность совершения действий в подготовительной части судебного разбирательства.

При ответе на третий вопрос надо исходить из того, что процессуальные действия, составляющие содержание подготовительной части судебного разбирательства, осуществляются в определенном процессуальном порядке, установленном законом. Необходимо дать анализ процессуального порядка проведения основных действий подготовительной части судебного разбирательства (ст. ст. 262, 265, 266, 271 УПК РФ).

Характеризуя вопрос об отводах, необходимо учитывать требования ст. 61 УПК РФ.

По поводу рассмотрения и разрешения ходатайств следует иметь в виду, что ст. 271 УПК РФ не дает их исчерпывающего перечня. Однако студент должен заострить внимание в первую очередь на данной группе ходатайств.

Разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц (ст. 272 УПК РФ) в отдельных случаях может привести к отложению разбирательства дела.

Освещая четвертый вопрос, необходимо показать, какие решения могут приниматься в подготовительной части судебного разбирательства и каков процессуальный порядок их принятия и оформления.

При рассмотрении всех вопросов темы нужно руководствоваться постановлениями Пленума Верховного Суда РФ.

 

Тема 3. Меры процессуального принуждения в уголовном процессе

Примерный план

1. Понятие и значение мер процессуального принуждения.

2. Классификация мер процессуального принуждения.

3. Основания и процессуальный порядок применения мер процессуального принуждения.

Методические указания

Прежде всего необходимо раскрыть понятие мер процессуального принуждения. При этом надо исходить прежде всего из того, что эти меры всегда носят принудительный характер и потому могут применяться только к обвиняемому (в исключительных случаях - к подозреваемому). При этом нужно четко разграничивать понятия мер пресечения и мер процессуального принуждения, их соотношение и не допускать их смешивания. Меры процессуального принуждения - более широкое понятие и включает в себя помимо мер пресечения и иные принудительные меры (например, привод свидетеля). Нужно иметь в виду, что меры процессуального принуждения применяются с целью обеспечить условия для раскрытия и расследования преступления и только при наличии определенных оснований (ч. 1 ст. 97 УПК), которые надо хорошо усвоить. Следует учитывать, что для применения такой меры пресечения, как заключение под стражу, закон предусматривает в качестве оснований, кроме перечисленных в ст. 108 УПК, также тяжесть совершенного преступления (ст. 99 УПК).

При изучении отдельных мер процессуального принуждения необходимо уяснить их понятия и сущность, знать условия и порядок их применения. Особое внимание рекомендуется обратить на заключение под стражу, которое является наиболее строгой мерой пресечения, непосредственно затрагивающей интересы личности и существенно ограничивающей свободу граждан, в связи с чем законом установлены особые условия (только по делам о преступлениях, за которые предусмотрено определенное наказание) и порядок ее применения (получение разрешения суда, ограниченные сроки и др.), а также на особенности применения заключения под стражу к несовершеннолетним (ст. 423 УПК). Для лучшего усвоения различий мер пресечения от других мер процессуального принуждения, полезно сравнить основания и порядок задержания лица в качестве подозреваемого и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу. При изучении сроков содержания под стражей следует обратить особое внимание на ст. 109 УПК.

 

Тема 4. Особенности доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

Примерный план

1. Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.

2. Обязанности следователя, прокурора и суда по собиранию, проверке и оценке доказательств по делам о преступлениях несовершеннолетних.

3. Участие в доказывании по делам о преступлениях несовершеннолетних обвиняемого, защитника, законного представителя и иных лиц.

Методические указания

Работу рекомендуется начать с показа значения борьбы с преступностью несовершеннолетних. Следует отметить, что государство постоянно заботится о подрастающем поколении, нацеливает правоохранительные органы на совершенствование борьбы с правонарушениями подростков, на улучшение работы народных судов по рассмотрению и разрешению yголовных дел.

Освещение первого вопроса следует начать с общего понятия предмета и пределов доказывания в уголовном процессе. Необходимо учитывать, что по делам несовершеннолетних подлежат установлению все обстоятельства, указанные в ст. 73 УПК, однако особое внимание нужно уделить тем данным, которые указаны в ст. 421 УПК.

Раскрывая пределы доказывания по делам несовершеннолетних, следует исходить из особенностей предмета доказывания данной категории дел. Надо отметить значение правильного определения следователем и судом границ исследования по делу, учитывая, что большинство преступлений несовершеннолетние совершают в группе лиц, а дела бывают многоэпизодные.

Приступая к изложению второго вопроса, целесообразно дать общее понятие процесса доказывания. Уголовно-процессуальный закон наделил широкими полномочиями следователя и суд по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам несовершеннолетних (ст. ст. 20, 21, 73, 74, 127, 420, 421, 425 УПК и др.). Раскрывая способы собирания и проверки доказательств, следует показывать их специфику применительно к делам несовершеннолетних: особенности допроса обвиняемого, всестороннее исследование личности несовершеннолетнего путем привлечения дополнительных средств доказывания, проведение экспертизы при наличии признаков умственной отсталости и др.

Характеризуя оценку собранных по делу доказательств следователем, прокурором и судом, надлежит исходить из наличия расширенного предмета доказывания по делам несовершеннолетних.

Ответ на третий вопрос должен быть увязан с положением теории доказательств о делении всех субъектов доказывания на две основные группы: лиц, на которых лежит обязанность доказывания, и лиц, принимающих участие в процессе доказывания. Студенту необходимо хорошо усвоить принципиальное положение о недопустимости переложения обязанности доказывания на обвиняемого.

Характеризуя участие в доказывании несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), его защитника, законного представителя, иных лиц, следует проанализировать положения, содержащиеся в частности, в ст. ст. 46, 47, 53, 86, 119, 159, 198, 235 УПК. При этом надо отметить особый круг участвующих в деле лиц и объяснить, чем вызвано их привлечение к делу. Особое

внимание целесообразно уделить деятельности защитника в доказывании по делам несовершеннолетних. Нельзя оставить без внимания изменения в законе, направленные на расширение возможности защитника собирать и представлять доказательства.

В ответах на все вопросы темы обязательно следует использовать постановления Пленума Верховного Суда РФ.

 

Тема 5: Оценка показаний подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе

Примерный план:

1. Понятие оценки доказательств, ее значение и место в процессе доказывания.

2. Понятие показаний подозреваемого (обвиняемого) как вида доказательств.

3. Особенности оценки показаний подозреваемого (обвиняемого).

Методические указания

Начать работу рекомендуется с раскрытия общего понятия оценки доказательств как мыслительной деятельности, направленной на установление относимости, допустимости, достоверности и доказательственного значения доказательств, а также на определение их достаточности для вывода по делу. Здесь же необходимо остановиться на соотношении оценки с другими элементами процесса доказывания - собирания доказательств, их исследования и проверки.

Далее нужно показать, что значит свободная оценка, каковы ее основные признаки (черты), дать понятие внутреннего убеждения, раскрыть, в чем заключается его роль при оценке доказательств и на чем оно должно быть основано.

Затем следует описать значение при оценке доказательств внутреннего убеждения, закона и совести. Изложение этих вопросов должно базироваться на анализе ст. 17 УПК РФ. Студенту необходимо дать понятие показаний подозреваемого (обвиняемого), показать его особенности и соотношение и разграничение с другими видами. Центральным должен быть вопрос об особенностях оценки этого вида доказательств. Его освещение должно основываться на анализе законодательства и обязательно сопровождаться анализом практики. Практику можно использовать как местную, так и опубликованную. Обязательно должны быть использованы и проанализированы руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ, если они по данной теме имеются.

 

Тема 6: Оценка показаний потерпевшего в уголовном процессе

Примерный план:

1. Понятие оценки доказательств, ее значение и место в процессе доказывания.

2. Понятие показаний потерпевшего как вида доказательств.

3. Особенности оценки показаний потерпевшего.

Методические указания

Начать работу рекомендуется с раскрытия общего понятия оценки доказательств как мыслительной деятельности, направленной на установление относимости, допустимости, достоверности и доказательственного значения доказательств, а также на определение их достаточности для вывода по делу. Здесь же необходимо остановиться на соотношении оценки с другими элементами процесса доказывания - собирания доказательств, их исследования и проверки.

Далее нужно показать, что значит свободная оценка, каковы ее основные признаки (черты), дать понятие внутреннего убеждения, раскрыть, в чем заключается его роль при оценке доказательств и на чем оно должно быть основано.

Затем следует описать значение при оценке доказательств внутреннего убеждения, закона и совести. Изложение этих вопросов должно базироваться на анализе ст. 17 УПК РФ. Студенту необходимо дать понятие показаний потерпевшего, показать его особенности и соотношение и разграничение с другими видами. Центральным должен быть вопрос об особенностях оценки этого вида доказательств. Его освещение должно основываться на анализе законодательства и обязательно сопровождаться анализом практики. Практику можно использовать как местную, так и опубликованную. Обязательно должны быть использованы и проанализированы руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ, если они по данной теме имеются.

 

Тема 7: Оценка показаний свидетеля в уголовном процессе

Примерный план:

1. Понятие оценки доказательств, ее значение и место в процессе доказывания.

2. Понятие показаний свидетеля как вида доказательств.

3. Особенности оценки показаний свидетеля.

Методические указания

Начать работу рекомендуется с раскрытия общего понятия оценки доказательств как мыслительной деятельности, направленной на установление относимости, допустимости, достоверности и доказательственного значения доказательств, а также на определение их достаточности для вывода по делу. Здесь же необходимо остановиться на соотношении оценки с другими элементами процесса доказывания - собирания доказательств, их исследования и проверки.

Далее нужно показать, что значит свободная оценка, каковы ее основные признаки (черты), дать понятие внутреннего убеждения, раскрыть, в чем заключается его роль при оценке доказательств и на чем оно должно быть основано.

Затем следует описать значение при оценке доказательств внутреннего убеждения, закона и совести. Изложение этих вопросов должно базироваться на анализе ст. 17 УПК РФ. Студенту необходимо дать понятие показаний свидетеля, показать его особенности и соотношение и разграничение с другими видами. Центральным должен быть вопрос об особенностях оценки этого вида доказательств. Его освещение должно основываться на анализе законодател<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: