Научная школа в управлении




 

Первой школой науки и практики управления организацией была так называемая школа научного управления, которую в некоторых источниках еще называют классической школой. Онасформировалась в период с 90-х годов XIX по 20-е годы XX столетия. В рамках этой школы, во-первых, разрабатывались различные аналитические и действительно научные методы совершенствования управления производством; во-вторых, это были в основном методы административного управления, касающиеся построения организационных структур управления предприятиями, организации работ управленческого и производственного персонала; в-третьих, были разработаны положения, которые до сих пор успешно используются в управлении субъектами экономической деятельности, игнорирование которых приводит к негативным последствиям.

 

Среди основных предшественников школы научного управления можно назвать английского математика Чарльза Бэббиджа (1792 – 1871, Генри Меткаф (1847 – 1917, Генри Таун (1844 –1924).

 

Вклад Фредерика Тейлора (1856-1915) в становление науки и практики управления организациями состоит в использовании научных принципов, которые во многих случаях были перенесены из сферы естественных (технических) наук.

 

Тейлор разработал методы совершенствования операционной деятельности, когда для каждого рабочего устанавливался единственный самый рациональный способ выполнения данной работы. Весь объем задания разбивался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по возможности выполнять один человек, при этом устранялись все ошибочные, медленные, бесполезные движения, отбирались наиболее быстрые, совершенные. По словам известного французского физика Ле Шателье, это была математика, примененная к организации труда в промышленности.

Хороший руководитель, по Ф. Тейлору, должен иметь следующие качества это: 1) ум, 2) образование, 3) опыт, 4) такт, 5) энергия, 6) сообразительность, 7) честность, 8) здравый смысл, 9) здоровье.

В концепции этой же школы американский ученый Г. Эмерсон,разделяющий идеи Тейлорав книге «Двенадцать принципов производительности» (1912), сформулировал следующие принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда; они не потеряли значения и по сей день.

1. Четко обозначенные цели.

2. Рационализм в действиях, здравый смысл.

3. Компетентность и профессионализм специалистов.

4. Дисциплина на основе четкой регламентации.

5. Справедливость к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация работы.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Создание необходимых условий труда.

10. Нормирование производственных операций.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за повышение производительности.

 

Тейлор считал знания и опыт квалифицированных рабочих основным в успехе организации. Как менеджер он видел свою задачу в их систематизации, преобразовании в «законы, правила и даже математические формулы».

Главным недостатком философии было доминирование механического подхода и объяснение социальной организации как сугубо формальной, функционирующей по строгим регламентным нормам.

2. Административная школа.

Возникновение административной школы связано, главным образом, с именем А. Файоля (1825–1925). А. Файоль является наиболее значительной фигурой в науке и практике управления первой половины XX века. Он сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления.

1. Разделение труда, т. е. специализация применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Власть и ответственность связаны между собой, причем ответственность следует из власти.

3. Дисциплина, означающаяуважение соглашений, прилежание, энергичность и проявление уважения к другим.

4. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения в процессе действия и распорядительства.

5. Единство руководства означает, что для достижения одной и той же цели нужно иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных интересов общим следует из общефилософского соотношения частного и общего.

7. Вознаграждение, т. е. стимулирование труда должно быть справедливым и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

8. Централизация как необходимое условие эффективной организации власти.

9. Скалярная цепь, т. е. иерархическое построение организации.

10. Порядок означает деятельность на всех уровнях, подчинение регламенту.

11. Справедливость – адекватное вкладу отношение руководителей к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной и следствием плохого управления.

13. Инициатива, т. е. «включение» внутренних творческих ресурсов в процесс достижения цели.

14. Корпоративный дух, который означает единую систему организационных принципов, ценностей и взглядов.

Всю совокупность управленческих действий А. Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Именно эти функции сегодня признаются в качестве классических функций науки и практики управления.

В отличие от сторонников Ф. Тейлора, А. Файоль не преувеличивал роль технических знаний для руководителя, утверждая, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам системы управления. Руководитель в своей деятельности должен ориентироваться не только и не столько на специальные знания в рамках своей профессии, сколько на управленческие цели, причем по мере подъема по иерархической лестнице относительная важность административной составляющей возрастает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: