ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Волгоградский филиал
Кафедра информационных систем и математического моделирования
Запрягайло В.М.
_____________________________________
(фамилия, инициалы автора (ов)
Информационные системы в государственном управлении
______________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Рабочая программа для студентов направления подготовки
Экономика
(код специальности) (наименование направления подготовки).
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..».........................201_ г. Подпись заведующего кафедрой ……………………………….. |
Волгоград 201__
Содержание
Наименование раздела | № Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в государственном управлении | ||
1.1. | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине | |
1.2.. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины |
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Информационные системы в государственном управлении»
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Дидактические единицы
По учебной дисциплине «Информационные системы в государственном управлении»
ДЕ 1. Современные потребности государственного и муниципального управления в информационных системах. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации Федеральной целевой программы «Информационное общество».
ДЕ 2. Государственные информационные ресурсы как источники информации для наполнения баз данных информационных систем. Глобальные мировые информационные ресурсы, их статус и доступ к ним.
ДЕ 3. Предпосылки формирования электронных правительств. Принципы формирования электронного правительства. Стратегия и основные принципы государственной политики в сфере формирования электронного правительства. Международное взаимодействие в области создания электронных правительств. Возможные пути формирования электронного правительства.
ДЕ 4. Информационные системы для управления на муниципальном и государственном уровнях. Ситуационные центры в государственном и муниципальном управлении. Безопасность информационных технологий.
1.2. Целью учебной дисциплины «Информационные системы в государственном управлении » является получение студентами теоретических и практических знаний о различных аспектах разработки и применения информационных технологий в органах государственной власти всех уровней как условия реализации современных принципов государственного управления и обеспечения его качества.
Основными задачами данного учебного курса являются:
· знать основные информационные компьютерные технологии, способные поддерживать все функции межведомственного взаимодействия государственных органов;
· уметь применять информационные коммуникативные технологии по поддержки взаимоотношений государственных органов с участниками различных социально-политических процессов по развитию информационной культуры граждан;
· усвоить принципы построения информационной модели интеграции и автоматизации процессов управления информационными ресурсами государственной организации всех уровней для достижения их максимальной эффективности.
Изучение дисциплины «Информационные системы в государственном управлении» предусматривает включение следующих вопросов:
ü Федеральная целевая программа «Информационное общество»;
ü Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;
ü Роль современных информационных технологий в управленческом процессе субъектов местного самоуправления;
ü Ситуационные центры в государственном и муниципальном управлении.
ü Геоинформационные системы (ГИС). Инновационные возможности космических технологий для социально-экономического развития регионов.
Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения предмета «Информационные системы в государственном управлении» студент должен знать:
· понятие государственных информационных ресурсов России;
· современные потребности государственного и муниципального управления в информационных системах;
· особенности коммуникативных и информационных потоков в структурах государственного управления;
· организацию информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления;
· основные понятия информационной безопасности;
· понятие территориальной информационной системы
· классификацию направлений информатизации государственного управления;
· общие принципы создания информационной системы города и области (края, республики, страны в целом);
· концепцию интегрированного города;
· сущность геоинформационной системы и особенности ее построения
· стратегию и основные принципы государственной политики в сфере формирования электронного правительства;
· понятие и классификацию ситуационных центров;
· основные понятия информационной безопасности;
· возможности применения в работе современных системных программных средств: операционных систем, операционных оболочек, обслуживающих программ;
· современное состояние и перспективы развития информационных систем для государственного и муниципального управления в России и за рубежом.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
· проводить формальный и контентный анализ сайтов органов государственной власти;
· представлять пространственные данные соответствующей структуры и формата в геоинформационной системе;
· использовать данные дистанционного зондирования в информационных системах государственного и муниципального управления;
· анализировать информационную безопасность функционирования профессиональных многопользовательских систем;
· обеспечивать защиту информации в системах и средствах информатизации и связи органов государственного управления;
· оценивать готовность к переходу по формированию электронного правительства;
· определять потребности в технических средствах и структуре программного обеспечения ситуационного центра;
· развивать информационную систему Интернет-портала по взаимодействию с гражданами и организациями, обеспечивающую предоставление им федеральными органами государственной власти через сеть Интернет или другие каналы связи справочной информации и государственных услуг.
Студент должен приобрести следующие навыки:
· навыками работы в информационно-аналитических системах, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о состоянии закрепленных за федеральными органами государственной власти сфер государственного регулирования и результатах выполнения ими основных задач и функций;
· навыками самостоятельно работы с персональным компьютером как офисной системой, используемой сотрудниками федеральных органов государственной власти в повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;
· программными средствами по обеспечению информационной безопасности функционирования профессиональных программ;
· методами использования электронных документов, организации электронного документооборота, технологии работы с корпоративными электронными ресурсами (Интранет).
Обладать следующими компетенциями:
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
· способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
· способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
· способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).