Конкурентные преимущества




Для успешной конкуренции на рынке и высокой конкурентоспособности продукты, организации, отрасли и национальные экономики должны иметь какие либо преимущества над соперниками или конкурентные преимущества. Для предприятий конкурентные преимущества означают способность лучше соперников преодолевать силы конкуренции и привлекать потребителей своей продукции.

Конкурентные преимущества достигаются путем действий, которые не могут быть блокированны конкурентами. Конкурентное преимущество не может быть постоянным и неизменным. Оно имеет свой жизненный цикл, включающий период становления или формирования, период извлечения экономической выгоды из преимущества и период исчезновения. Увеличению периода извлечения выгоды способствуют такие факторы как степень уникальности преимущества, сложность его копирования, степень патентной защиты. Для обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ необходима их постоянная модернизация, замена старых источников преимуществ на новые.

Необходимо отметить, что конкурентные преимущества продукта, организации, отрасли, страны и группы стран в современных условиях не ограничиваются рассмотренными М.Портером факторами и включают и ряд других. Группировка этих преимуществ представлена на рис. 3. В данной классификации учитывается возросшая в современных условиях роль таких конкурентных преимуществ организации, как ассортиментная, производственная, кадровая политика, ориентация на развитие, управление изменениями и инновациями. На более высоких уровнях рыночной конкуренции большую важность приобретают факторы взаимодействия, кооперации и сотрудничества в рамках отраслей, стан и экономических альянсов.

 

Анализу конкурентных преимуществ организаций проводился рядом экономистов. В различных теориях конкурентоспособности, авторы концентрировали внимание на каком-либо одном факторе конкурентной борьбы: технологии, ресурсах, уровне издержек. Более цельной теорией международной конкурентоспособности является теория М. Портера.

При анализе причин конкурентоспособности отдельных организаций, М. Портер пришел к выводу, она во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы. Он сгруппировал эти факторы в четыре основные группы, образующие так называемый "национальный ромб", дополненный еще двумя дополнительными факторами (рис. 4).

В первой группе находятся параметры факторов производства т.е. материальные и нематериальные условия для формирования конкурентного преимущества. К ним относятся природные, людские и инвестиционные ресурсы, их качество и количество, доступность, эффективность использования. Важными факторами производства являются интеллектуальные ресурсы (т.е. уровень развития науки и ОКР) и инфраструктура (транспортная, связи, жизнеобеспечения населения и др.). Несмотря на то, что обеспеченность благоприятными базовыми факторами производства оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятия, это далеко не всегда способствует повышению его конкурентоспособности. При наличии благоприятных базовых факторов предприятие может просто довольствоваться этим преимуществом и, зачастую, использовать их неэффективно. Недостатки же базовых факторов стимулируют предприятие к повышению эффективности производства, что обеспечивает повышение его конкурентоспособности.

Вторая группа включает конкурентную стратегию фирм, их структуру и наличие конкурентной среды в отрасли. Наличие конкурентной среды характеризуется числом конкурентов, интенсивностью конкуренции, открытостью рынка, структурой собственности. Если во внешнем окружении организации отсутствуют конкуренты, либо они подавляются различными экономическими и административными методами, у такой организации не будет стимулов повышения конкурентоспособности.


                         
       
 
 
     
 
     
 
 
 
 
   
 
   
 
   


Рис. 3 - Конкурентные преимущества

 

К третей группе – параметры спроса относятся величина и динамика внутреннего спроса, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг, эластичность спроса по цене и уровню доходов, национальные традиции и обычаи и т.д. Без сформировавшегося в данной стране качественного спроса, основанного на возможности широкого выбора, высокой требовательности потребителей к предлагаемым им товарам и услугам, организациям производящим данную продукцию трудно сформировать высокую конкурентоспособность.

Четвертую группу образует наличие в стране родственных и поддерживающих отраслей. Наличие развитой сети отраслей, обеспечивающих организацию материалами, полуфабрикатами, комплектующими, информацией на высоком качественном уровне является непременным условием создания и поддержания конкурентного преимущества отдельных предприятий в стране по сравнению с предприятиями других стран.

 

 

 


Рис. 4 - Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества организаций (ромб М.Портера)

 

Наиболее конкурентоспособные фирмы обычно не бессистемно разбросаны по отдельным странам, а концентрируются в них, причем концентрация происходит одновременно в нескольких смежных отраслях. Это происходит потому, что высокая конкурентоспособность отдельных фирм распространяется на ее окружение, как внутри отрасли, так и в смежных отраслях. В свою очередь успехи окружения стимулируют дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.

В итоге формируется кластер - сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Общую систему четырех детерминант дополняют еще два фактора: роль государства и возможность "случайного события". Государство формирует хозяйственное законодательство, регулирует конкурентные условия, оказывает влияние на спрос и инвестиции, устанавливает стандарты, формирует инфраструктуру. Таким образом, государство в лице законодательной и исполнительной власти оказывает влияние на все четыре детерминанты. К примеру, денежно-кредитная, налоговая, таможенная, инвестиционная, ценовая политика непосредственно влияют на производственные факторы, а постоянная "помощь" отдельным организациям и отраслям, ослабляет конкурентную среду в отрасли и стране в целом.

Случайные события (научное или научно-техническое открытие, политические кризисы, теракты, природные катаклизмы, экономический кризис, резкий рост или падение цен на те или иные товары на мировом рынке, рост или обвал курсов валют и т.д.) могут оказать существенное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, отраслей и экономики страны в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: