Тема: «Дети с нарушениями слуха»




1. Составить сравнительную таблицу групп детей с недостатками слуха по следующим параметрам:

- возможности восприятия звуков;

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые.

 

- средства общения, возможности развития устной речи;

Глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно- практической деятельности может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слышащих по развитию речи. Слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Если с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами-сурдологами, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения, но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе. Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения.

- особенности познавательных процессов;

У глухих детей и подростков наблюдается отставание и своеобразие в развитии памяти, мышления, речи, воссоздающего и творческого воображения.

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми.

Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы — при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений и вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.

- особенности эмоционально-волевой сферы и личности.

По вопросам развития эмоциональной сферы у глухих детей имеется только одно исследование В.Петшака, посвященное пониманию глухими школьниками эмоциональных состояний человека. Исследование, проведенное с глухими и слышащими школьниками, показало, что в понимании глухими детьми эмоциональных состояний и вызывающих их причин наблюдаются зависимости, характерные и для нормально развивающихся детей. Дети легче опознают эмоциональные состояния, отчетливо внешне выраженные в хорошо знакомой жизненной ситуации. Глухие дети, как и слышащие, правильно опознают наиболее общие эмоциональные состояния, относимые к модальностям радости, гнева, страха и печали. Большие трудности возникают при опознавании интеллектуальных и социально-нравственных чувств. В качестве причин эмоций дети чаще выделяют действия, отчетливо внешне выраженные.Поданным В. Петшака, глухие дети, имеющие неслышащих родителей, демонстрируют более высокий уровень эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей. По опознанию эмоций глухие дети существенно уступают слышащим.

Усвоение нравственных норм, понимание их смысла значительно сложнее происходит у дошкольников с нарушениями слуха. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысл и причины. Своеобразие игровой деятельности, трудности понимания и передачи смысловых отношений в игре не позволяют рассматривать игру необученных детей как средство нравственного воспитания. Родители испытывают затруднения в объяснении ребенку сути поступков, норм поведения. В тех случаях, когда родители выполняют все капризы плохо слышащего ребенка, балуют его, не предъявляют требований к его поведению, не фиксируют внимание на негативных результатах его действий, у него уже в дошкольном возрасте формируются такие качества, как эгоизм, капризность. В дальнейшем отрицательные качества только закрепляются, так как ребенок привыкает к неукоснительному выполнению родителями всех его требований. В процессе обучения, направленного на развитие ребенка, формирование речи и речевого общения, личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха происходит более интенсивно.

Самостоятельная работа

студента __________________________________группы ______________

Тема: «Дети с ДЦП»

 

Составить таблицу «Психомоторное развитие при ДЦП»

 

Возраст Психомоторное развитие при ДЦП Психомоторное развитие при нормативном развитии
Новорожденный - такие врожденные рефлексы, как рефлекс охватывания (Моро), ладонно-головной (Бабкина), хватательный (Робинсона), ползания (Бауэра) или отсутствуют, или заторможены; - у новорожденного заметны трудности с сосанием и проглатыванием пищи; в месячном возрасте он в ответ на громкий звук не мигает; - ассимметрия тела, бывает асимметрия мышечного тонуса, когда одна ручка напряжена, а вторая расслаблена и неподвижна; малыш лучше управляет одной ручкой или ножкой. Возможна разная толщина или длина конечностей - новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом; - малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой;    
Младенческий -недлительное сосредоточение на предметах, не более 3-4 минут; -уровень развития предметнопрактических манипуляций значительно снижен, замечалась поисковая активность, внимание неустойчивое и слабоконцентрированное; - нарушение эмоционального реагирования, особенно на близкие и знакомые предметы; - судороги, вздрагивания, внезапные остановки взгляда; - навык контроля головы в положении на спине, и начальные попытки сидения не наблюдаются; -может сосредоточенно заниматься в течение 8-10 минут; -развитие психических функций отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпу, но и по качественным преобразованиям, особенно во втором полугодии жизни; - в возрасте 4—6 мес. ребенок, совершенствуя навык контроля головы в положении на спине, делает начальные попытки сидения;
Ранний возраст - стойкость двигательных расстройств определяется запаздыванием угасания безусловно-рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые познотони-ческие рефлексы; -отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в заторможенности перцептивных действий; - отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражителям, дети вздрагивают при любом неожиданном звуке; - в годовалом возрасте ребенок не говорит, ходит с трудом, опираясь на пальцы, или вообще не ходит; - при нормальном развитии эти рефлексы проявляются в первый месяц жизни, затем они постепенно угасают к 2—2,5 месяцам жизни, что создает благоприятную основу для развития произвольных движений; -синкинезии присутствуют у всех детей, особенно в ранние периоды; - возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности; -общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, однако оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и постепенно становится речевым – ребенок овладевает словами и речью; - к 7 месяцам умеют ползать, стоять, опираясь на стенку, кровать или, держась за мамину ручку. В 7-8 месяцев ребенок начинает предпринимать попытки вставать самостоятельно, делать первые шаги по стеночке. В 9-10 месяцев малыш уверенно стоит на ножках, поддержка ему при этом уже не нужна.  
Дошкольный возраст -начинают справляться с заданием на доске Сегена с 4-5 лет, однако испытывают некоторые трудности в их словесном обозначении; - трудностей при соотнесении цветов по подобию не испытывают, но путают их названия; -с 3летнего возраста правильно соотносят фигуры на доске Сегена, а концу дошкольного возраста правильно их называют; - в 3летнем возрасте успешно справляются с заданиями на соотнесение цветов, в 4 года знают названия основных четырех цветов, к концу дошкольного возраста знают название оттенков;
Младший школьный - отмечаются трудности в усвоении накопленного людьми опыта, вследствие развития в условиях депривации. Это ведет к изменению всей социальной позиции ребенка, его отношению к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения; - снижен круг общения, они редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и учебный коллектив), что сказывается на развитии личности; - наблюдаются стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы: высокая степень невротизма, повышенная тревожность, фрустрированность, страхи; - младший школьный возраст - это период развития патологических свойств личности, так как начинает осознаваться свой дефект; - идет активное накопление социального опыта; -идет активное развитие самооценки как осознания ребенком самого себя, своих умственных способностей и физических сил, целей и мотивов своего поведения, отношения к окружающим, и самому себе; - происходит усвоение моральных норм и правил поведения: - усвоение младшим школьником моральных, дисциплинарных норм и правил существенно отражается на их эмоциях. Наблюдается усиление сдержанности, а также осознанности в проявлениях эмоций. Младшие школьники в основном уже умеют управлять своим настроением.
Подростковый возраст -синкинезии имеют место в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают человека всю жизнь; - наблюдаются эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией; - негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу; - у детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Дети глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи). -ключевой этап в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка, переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, может управлять выражением своих чувств, хотя характеризуется чрезмерной эмоциональностью и импульсивностью; - ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и формирующееся самосознание; - огромное значение приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: