Повышение социальной компетентности




Тема 7. Профилактика антисоциального поведения как направление воспитательной работы школы

План:

  1. Основы профилактики
  2. Социальное закаливание
  3. Повышение социальной компетентности
  4. Профилактика девиантного поведения

 

  1. Основы профилактики

Термин «профилактика» (от греч. «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

Уровни психопрофилактики

Уровни Цели Методы
первичный предупреждение Информирование (брошюры, выступления специалистов, статьи)
вторичный Профилактика неблагополучия уже имеющихся расстройств Обследования для выявления групп риска и профилактической работы с ними
третичный Предупреждение рецидивов Психолого-педагогическая поддержка (телефон доверия, консультации, индивидуальная помощи и т.п.)

 

Важную роль в профилактике играет обеспечение психолого-педагогических условий:

- наличие положительного эмоционального фона;

- личность значимого взрослого;

- предъявление требований к воспитаннику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- строго продуманная система поощрений и наказаний.

Термин «профилактика» в педагогике часто используют как однопорядковый с термином «превентивный».

Объекты социально-профилактического воздействия можно условно подразделить на несколько основных групп:

- негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность жизнедеятельности, условия труда и т.п.);

- негативные стороны в организационно-управленческой деятельности различных органов управления и самоуправления;

- негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей;

- негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении;

- нарушения коммуникаций, согласований, совместности.

Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части:

1) жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной того или иного социально-педагогического явления, социально-педагогической проблемы. Поэтому методы профилактики имеют системный характер, то есть они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно – на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем;

2) реализуя профилактику в индивидуальной деятельности или как направление деятельностишколы, необходимо реагировать не столько на проблему, сколько стремиться предотвращать ее появление. Профилактическая деятельность обращена к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий;

3) методы профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа должна быть настроена и на изменение социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Традиционные методы помощи и поддержки в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики;

4) профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы.

 

Социальное закаливание

В науке сложилась целостная концепция закаливания, главной идее которой считается придание большей твердости, выносливости, устойчивости человеческому организму по отношению к неблагоприятным воздействиям со стороны природной или социальной среды с помощью специальных упражнений.

Особое значение для школьной жизнедеятельности имеют идеи и практика:

- нравственного закаливания (П.Ф. Каптерев) как развитие у ребенка душевной энергии, стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, способности отказаться от значительных удовольствий для достижения поставленных целей, способности к продолжительному и высокому напряжению своих духовных сил для преодоления «неблагоприятного оборота фортуны». Следовательно, целью нравственного закаливания становится воспитание нравственной выносливости, твердости убеждений, стойкости, душевной уравновешенности;

- педагогического закаливания (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) суть которого заключается в том, чтобы в процессе воспитания дети познакомились со светлыми и мрачными сторонами человеческой жизни, с ее радостями и горестями и научились сопереживать, помогать;

- социальное закаливание (М.И. Рожков) – система педагогически целесообразных воздействий на социальный опыт человека с целью повышения социального иммунитета к неблагоприятным факторам окружающей среды. Основное назначение социального закаливания – выведение ребенка на такой режим самостоятельности, при котором он может, руководствуясь знаниями своих возможностей, общепринятыми нормами социального поведения, собственным опытом, принимать решения, адекватной социальной ситуации, в том числе сопротивляться негативному влиянию.

Кандидат педагогических наук А.Н. Басов сравнивает социальное закаливание со своего рода акупунктурой – точечной технологией прикосновения к резонансным зонам социального опыта человека, который позволяет продуктивно реагировать на типичную ситуацию трудности во взаимоотношениях со средой. Социальное закаливание ориентировано на включение учащихся в такие обстоятельства, которые предвосхищают будущие жизненные ситуации, требуют волевого усилия для преодоления заключенных в них трудностей, противоречий, стимулируют выработку способов этого преодоления, адекватной реальной расстановке сил и индивидуальным способностям человека.

Внесение в жизнедеятельность ребенка в школе «планируемых трудностей» должно руководствоваться рядом предписаний:

- вмешательство педагога никому не должно наносить ущерб;

- из-за содержания деятельности дети не должны страдать, не должно унижаться их достоинство;

- трудности, закладываемые в ситуацию закаливания, должны быть соразмерны возможностям социального опыта ребенка;

- смысловое содержание ситуации закаливания должно быть доступно пониманию конкретного ребенка, с учетом его личностного и интеллектуального развития;

- предъявляемая трудность должна содержать минимум исходной информации для принятия правильного решения;

- предлагаемые ситуации должны быть многолики и многоуровневы, чтобы в этом разнообразии ребенку было возможно переживать пропорционально ситуации успехи и неудачи, находить опору для выбора в будущем;

- планируемые ситуации закаливания в равной мере должны быть рассчитаны как на обретение новых знаний, формирование новых представлений о среде, так и на освоение новых действий, формирование социальных умений;

- взаимодействие педагогов со школьниками должно обеспечиваться через многообразие способов содействия школьнику, исходя из его индивидуальных и личностных особенностей, от сопровождения, помощи, поддержки до перестраховки, дублирования по аналогии, замены действия на другое.

 

Повышение социальной компетентности

Социальная компетентность рассматривается как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями. О компетентности говорят в случаях, когда человек обладает достаточным количеством навыков и умений, чтобы справиться с обязанностями, которые на него накладывает повседневная жизнь. Если обязанности слишком сложны и у ребенка нет навыков для их исполнения, или они слишком тяжелы, или когда их приходится слишком много на один момент, равновесие может быть нарушено, возникают проблемы.

Представим сказанное в виде схемы:

 
 

 
 

патология гибкость

 

Обязанности – это требования, с которыми сталкивается человек в повседневном контакте с обществом. Речь идет о самых разных требованиях, предъявляемых к детям определенного возраста: хорошо учиться, общаться с другими детьми, разрешать конфликты с другими детьми и т.п.

Навыки и умения – необходимый поведенческий набор для выполнения предъявляемых требований к ребенку определенного возраста.

Гибкость – индивидуальные качества человека, помогающие ему успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи. Положительную роль играют уверенность в себе (чувство и уверенность в том, что трудности преодолимы), позитивные качества личности (позитивный взгляд на себя, легкий характер, склонность к самостоятельности), ум.

Защитные факторы – наличие условий, людей в окружении человека, которые его окружают от риска и неудач. Это: важный человек, который предоставляет возможности и дает смысл жизни (референтный человек); поддержка, исходящая от родных и близких (хорошие взаимоотношения); положительный школьный опыт; вступление в общественные организации и тесная связь с ними; хорошие отношения с воспитателем, оценивающим поведение и качества ребенка.

Патология – не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдание (например, страх, горе, боль у самого человека или у других), увеличение риска.

Стрессовые ситуации – ситуации, из которых человеку трудно найти выход, решение и которые оказывают негативное влияние (развод родителей, межличностный конфликт, чья-то агрессия, плохая оценка и т.п.). Стресс зависит оттого, каким образом события и обстоятельства переживаются и интерпретируются. Это значит, что стрессогенной может стать ситуация, при которой негативное влияние объективно невелико, но переживается очень сильно. Накопление стрессовых ситуаций с течением времени ведет к проблемам или помогает обретению гибкости.

1) диагностика и анализ компетентности. Он дает возможность увидеть и затем использовать сильные стороны. В опыте нидерландских специалистов используется следующая схема:

- опрашивайте подростка, а также его окружение по разным вопросам (школа, спорт, свободное время, семья, что он умеет делать хорошо, в чем он силен, чем он может гордиться);

- наблюдайте подростка по возможности в большем количестве ситуаций, чтобы получить максимально полное представление о нем (в том числе, какие факторы окружения играют роль при выработке нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного поведения);

- сделайте для себя анализ компетенции (разделите лист бумаги по вертикали на две части, в левой напишите как можно больше сильных сторон подростка, а в правой – проблемы, с которыми приходится подростку иметь дело);

- сосредоточьте анализ компетентности на одной или нескольких обязанностях, где проявляются проблемы, над которыми надо работать (используйте при этом вопросы: с какими обязанностями сталкивается подросток в данный момент; какие подобязанности добавляются к ним в возможной новой школьной ситуации; какие навыки по отношению к этим подобязанностям подросток еще не проявил; какие могут быть из этого выведены рекомендации к действиям; какие уже существующие навыки, а также гибкость или педагогическая поддержка могут быть при этом использованы). Проводя более детальный анализ соотношения между обязанностями и навыками на уровне специфических обязанностей, постоянно используйте обзор сильных сторон подростка. Анализ может быть дополнен вопросами, касающимися патологии, гибкости, стрессоров и защитных факторов: с какой патологией и/или стрессорами сталкивается подросток сейчас; какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные обязанности; есть ли факторы, помогающие справиться со всем этим; какие факторы можно активизировать.

- на основе диагноза и анализа проектируется педагогическое воздействие. Оно может быть направлено: а) на уменьшение патологии или проблемного поведения. Подходят все действия, дающие эффект, вплоть до медикаментозной помощи. Воздействие должно быть направлено на конкретные изменения поведения. Объектом воздействия может стать и сама стрессовая ситуация и ее последствия; б) на освоение нового необходимого опыта (могут быть использованы обратная связь, инструкции, показ, упражнения, совместное определение жизненных ориентиров и целей и т.п.); в) если очевидно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить, или обязанности в силу специфических обстоятельств являются непосильными, меры направляются на облегчение обязанностей;

- некомпетентность может быть направлена на уклонение от каких-либо обязанностей, в этом случае воздействие направляется на новое ознакомление с обязанностями;

- воздействие может быть направлено на усиление защитных факторов (социальной закаливание, включение в группу, объединение и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: