Создание здоровых микро- и макросистем





изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.

Модель М. Скалли и Б. Хопсона (Scally, Hopson, 1979) была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиент-центрированной ориентации и являются про­тивниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультирова­нии. Они считают, что существуют три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель — личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени, обучить тому уровню осознавания себя и тем навы­кам, которыми владеет он сам (Aspy, Roebuck, 1977). Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными иденти­фицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощни­ки, так же как и другие люди, видят в окружающих отражение своих собственных черт, — считают М. Скалли и Б. Хопсон, — поэтому для видения другого и пони­мания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого че­ловека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того, чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципи­ально важным профессиональным качеством помощника, является не резуль­татом (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а процессом, который происходить в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечива­ем и некоторый контроль над направлениями нашей работы с людьми. Кроме того, самоосознание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые

нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный про­фессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы, в свою очередь, подвергаемся воздействию с их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и систе­мы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер.

Иногда этот опыт становится бесценным для самого по­мощника, что не уменьшает важность того факта, что по­мощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также дол­жен развить в себе навык заботиться о себе и уметь отка­зывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственно­му состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.

Специальный интерес — особенно для нашего бурно развивающегося общест­ва — представляет понимание сущности здоровых систем.Эти системы обладают рядом следующих качеств (Scally, Hopson, 1979):

♦ существуют для того, чтобы служить развитию индивидуумов;

♦ ценят и поддерживают те виды поведения, которые несут в себе уважение, под­линность и эмпатию;

♦ поощряют своих членов к сотрудничеству, к тому, чтобы разделять общие цели;

♦ открыты для внутренних и внешних стимулов к изменениям;

♦ время от времени переоценивают свои цели, методы и эффективность;

♦ скорее динамические, чем статические в своем функционировании;

♦ оказывают и получают поддержку от своих членов;

♦ признают важным и приветствуют проявления потенциала членов системы и полагаются на этот потенциал;

♦ используют скорее стратегии разрешения проблем, нежели такие стратегии, как, например, поиск виновных;

♦ используют те методы, которые совпадают с преследуемыми целями;

♦ приветствуют ситуации, когда члены объединяют свои потенциалы и усилия, разделяют друг с другом общие цели и каждый член движется своим собствен­ным путем к общим целям;

♦ проявляют заинтересованность в обратной связи от членов, периодически оце­нивают свое функционирование и реагируют на результаты оценки;

♦ обеспечивают членам доступ к тем звеньям системы, от которых зависит суще­ствование членов;

♦ имеют эффективные и чувствительные линии коммуникаций внутри и вне системы;

Есть своего рода обрат­ная связь между «хоро­шим обществом» и «хо­рошими людьми». Они нуждаются друг в друге.

А. Маслоу

♦ открыто исследуют возможные различия во мнениях и используют стратегии ведения переговоров, поиска компромиссных решений и заключений контрак­тов для достижения максимально возможного позитивного результата;

♦ всегда открыты для альтернативных идей и решений.

Приведенные характеристики здоровых функционирующих систем могут при­меняться для анализа и оценки систем любого рода и уровня: от семьи до государст­венной системы. В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать са­мый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в слу­чае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов:

♦ улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);

♦ изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоциональ­ного напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);

♦ способность принять решение;

♦ способность осуществить принятое решение;

♦ подтверждение своих мыслей, чувств, решений;

♦ получение поддержки;

♦ приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;

♦ поиск и изучение альтернатив;

♦ получение практической помощи через прямые действия (помощника и дру­гих специалистов, которых привлек помощник);

♦ развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;

♦ получение информации;

♦ реагирование на действия других людей и ситуацию.

Каждая из пяти целей, приведенных в части «самоусиление других», взаимо­связана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами пси­хической жизни субъекта. Осознавание помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Нали­чие целей позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. Ценности (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то, ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценно­стей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому разви­тию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ря­да альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчи­вый характер (Raths, Harmin, Simon, 1964). Человек, который строит свое поведе­ние на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает во благо здо-

ровых систем, его деятельность носит проактивный{proactive — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увели­чивать и использовать их потенциал. Информацияпредставляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность на основе объема информации и ее источников, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получатьи как их использовать.Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирова­ние целей и ценностей, требуют формирования навыков.Только навыки позволя­ют реализовать наши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответ­ственны за наше достоинство, но нам необходимо уметьдостигать того, что мы считаем достойной ситуацией).

Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе ученик должен уметь планировать свои цели и действия, орга­низовывать время, читать и писать (как мы знаем, даже взрослые обладают этими навыками в различной степени), получать знания самостоятельно, принимать ре­шения, работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, рекомендаций и советов: форми­рование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, «даже» если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, «где ему бу­дет хорошо»). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсон и Скалли (Hopson, Scally, 1980) предло­жили следующий перечень жизненных навыков и умений (life skills), которые яв­ляются нашими «издержками» во имя развития и процветания.

Я иТЫ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой):

♦ эффективно общаться;

♦ завязывать, поддерживать и завершать отношения;

♦ оказывать и получать поддержку;

♦ действовать в ситуациях конфликта;

♦ давать и получать обратную связь.

Я и ДРУГИЕ(навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими):

♦ быть настойчивым;

♦ оказывать влияние на людей и системы;

♦ работать в группах;

♦ конструктивно выражать свои чувства;

♦ развивать силу и потенциал других людей.

Я (навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти):

♦ читать, писать и считать;

♦ находить информацию и ее источники;

♦ ^ конструктивно думать о проблеме и конструктивно разрешать ее;

♦ знать, использовать и развивать свой творческий потенциал;

♦ эффективно организовывать свое время;

♦ делать большую часть необходимого здесь и сейчас, в настоящем;

♦ исследовать свои собственные интересы;

♦ исследовать свои ценности и убеждения;

♦ ставить цели и достигать их;

♦ обустраивать, оборудовать свою жизнь;

♦ критически переоценивать свою жизнь;

♦ находить причины, которые заставляют меня делать то, что я делаю;

♦ быть позитивным относительно самого себя;

♦ справляться с жизненными переменами, уметь адаптироваться к ним;

♦ принимать конструктивные решения;

♦ быть проактивным;

♦ проживать свои негативные эмоции;

♦ иметь дело со стрессовыми ситуациями;

♦ достигать и поддерживать хорошее физическое самочувствие;

♦ управлять своей сексуальностью (получать удовлетворение, но не зависеть от нее).

Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Образование:

находить возможности и пути для обучения;

♦ выбирать, что изучать;

♦ учиться.

Работа:

находить возможности работать;

♦ сохранять работу;

♦ менять работу;

♦ выживать в ситуации возможной безработицы;

♦ находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сфе­рами жизни;

♦ уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером.

Дом:

♦ выбирать стиль жизни;

♦ поддерживать и сохранять дом;

♦ жить с другими людьми.

Досуг:

♦ выбирать между различными вариантами проведения досуга;

♦ увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг;

♦ при необходимости использовать свой досуг для приработков.

Сообщество:

♦ быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать структуру сообщества и его систему потребления);

♦ развивать и использовать свое политическое сознание и самосознание;

♦ при необходимости пользоваться общественными структурами.

Что касается навыков собственно консультирования, то одни авторы подчер­кивают важность профессионализации этой области, поскольку считают утопиче­ской (и в ряде случаев вредоносной) концепцию возможности существования консультирования, свободного от какой бы то ни было системы ценностей, будь это личностные, гражданские, философские, политические или иные ценности. Другие авторы (например, Р. Нельсон-Джоунс, Л. Бреммер, чью точку зрения мы разделяем) подчеркивают важность осознания консультантом той психологиче­ской парадигмы, в которой он осуществляет помощь: не важно, какая теория, но она должна быть. Вызывает опасения, особенно в условиях нашего общества с его стихийно складывающейся практикой оказания психологической помощи, одна из любопытных «крайне левых» позиций, заключающаяся в том, что профессио­нализация и лицензирование в области консультирования видятся потенциально вредными для общества. Приводится несколько аргументов в пользу этой точки зрения. Прежде всего профессионализация консультирования, как считается, под­разумевает, что существует особый, специфический род взаимоотношений между оказывающим и принимающим помощь. Противники же лицензирования как раз и подчеркивают, что консультирование является просто одной из общечелове­ческих форм отношений между людьми, формой, к которой общество должно стремиться в своем развитии. Кроме того, в лицензировании профессиональных консультантов они видят антидемократическую и противоречащую принципам гуманистической психологии тенденцию «навешивания ярлыков»: одни могут и имеют право оказывать помощь, другие — нет. (Безусловно, негативные последст­вия постановки диагноза или «навешивания ярлыка» хорошо известны в психо­логии: человек начинает ему соответствовать.) Поэтому они считают, что кон­сультирование не сводится только к профессиональному практикованию, что оно может быть в широком смысле образом жизни. Ряд консультантов по этим причи­нам принципиально не признают термин «психотерапия», поскольку, по их мне­нию, использование этого термина разделяет общество на тех, кто психически не­здоров и нуждается в помощи, и тех, кто ее оказывает.

Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи са­мим себе», как это определяет, например, М. Херберт, позволяет представить этот процесс следующим образом:

Консультант Использует Помогает клиенту Навыки построения взаимоотноше- Чувствовать себя ценным, понимае-ний: мым и быть подготовленным дове-♦ уважение; рять консультанту ♦ подлинность; ♦ эмпатия
Консультант Использует Помогает клиенту Навыки исследования и прояснения Говорить и исследовать; глубже по-(ситуации, чувств, мыслей, действий, нимать что, каки почему;видеть фантазий, мотивов и т. п.): возможные варианты; обдумывать ♦ достигать договоренности с клиен- альтернативы и выбирать из ряда том и соблюдать договоренность; альтернатив ♦ задавать вопросы; ♦ обобщать сказанное; ♦ выделять главное и фокусировать­ся на нем; ♦ отражать сказанное клиентом; ♦ конкретизировать; ♦ конфронтировать Навыки планирования: Развивать способность к ясному це- ♦ формулировать цели; леполаганию; формировать конкрет-ныи план действии; осуществлять ♦ планировать действия; (при П0ДДерЖке) т0> что необходимо ♦ владеть стратегиями разрешения сделать проблем  

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек до­стигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Katz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить лю­дей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро.Именно таким образом можно достичь действительного самоусиления (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напро­тив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышан­ным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.

Так же как и в теории психотерапии, в теории консуль­тирования не утихают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом: консультировать, анализироватьили обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консульти­рование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни мож­но найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек

Консультирование за­нимается не тем, чтобы научить людей прини­мать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро.

М. Катц

развития ребенка; в раннем вмешательстве {«early intervention» — работа с младен­цем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (бу-лимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекинса (Jackins, 1965)).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, на­стаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увели­чивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), на­пример: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовы­вать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотноше­ния», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, ко­торые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффектив­ное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Hopson, Scally, 1980).

Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амп­луа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в раз­личной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания по­мощи. Однако еще раз подчеркнем, что сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.

Контрольные вопросы

1. Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донауч­ного?

2. Какие дисциплины является пограничными с социальной работой?

3. Какова роль психологии в социальной работе?

4. Чем профессиональная помощь отличается от непрофессиональной?

5. Чем убеждения (например, социальных работников) отличаются от знаний и навыков?

6. Что делает определенную область знаний и практики профессиональной для общества?

7. Как изменялся предмет социальной работы по мере развития этой области?

8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями по­могающих профессий?

9. Нужна ли теория для уже развитой практики социальной работы? 10. Каковы профессионально важные качества социального работника?

11. Назовите важнейшие этические правила психолога. Какие из них могут быть неосуществимы в реальной практике на сегодняшний день?

12. Какая может быть ответственность за нарушение этических правил в профес­сиональной деятельности?

13. Что такое «здоровые» человеческие системы?

14. Каковы преимущества и ограничения групповых форм помощи?

15. Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество?





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.033 с.