ДЕЙСТВИЙ ФИЗИ'ЧЕСКИХ ПА'МЯТЬ, 5 глава




ЛЕГ'КОСТЬ, отличительная черта иск-ва эстрады, заключающаяся в том, что эстрадные номера воспринимаются зрителем свободно, без напряжения, шутя, как бы играючи. С. С. Клитиным обобщены и предложены сле­дующие пути упрощения структуры произведе­ния, облегчения его содержания и формы: t) значительная крупная тема освобождается от сложного переплетения с др. темами; 2) отбор таких проблем, к-рые не претендуют на крупный масштаб и глубинность, а являются частными, локальными, могущими представлять интерес для людей в момент развлекательного досуга; 3) точное ограничение жанровой палитры; 4) уп­рощение формы за счет открытого, взаимного и доверительного общения исполнителя с публи­кой, не требующего дополнительных компонен­тов, или же, наоборот, за счет броскости, не­обычности решений, к-рые приковывают внима­ние зрителей. Отсюда - необходимость ориги­нальных жанровых поисков, особые приемы ре­жиссуры в построении начала, кульминации, фи­нала выступления, оригинальность в решении эстрадных костюмов и т. п.

ЛЕЙТМОТИ'В (нем. Leitmotiv, букв. веду­щий мотив), I) основной мотив, муз. оборот, по­вторяющийся в муз. произведении в качестве характеристики или условного обозначения пер­сонажа, предмета, явления, идеи. эмоции; ос­новная тема. Используется с 19 в. в опере, бале­те и программной инструментальной музыке. 2) (Перен.) основная тема художественного произ­ведения (Л. романа, Л. спектакля, Л. театрали­зованного представления). 3) Один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованных представлений (тематических концертов, лите-ратурно-муз. композиций, агитационно-художественных представлении). Благодаря Л. построение сценария театрализованного пред­ставления сравнивают с сюитным построением. Муз. Л., хорошо согласованный с развитием сюжета, может варьироваться и транспониро­ваться по ходу представления, звучать то в ма­жоре, то в миноре, то в оркестровом, то в во­


кальном исполнении, отчего воздействие его возрастает.

JIE'HTA ОБРАЗОВ, как в кинофильме, по­следовательное развитие образных впечатлений, внутр. картин, возникающих у исполнителя и вызванных в воображении зрителей и участни­ков театрализованного действа под влиянием выразительных средств, в к-ром выражается идейный и нравственный смысл, духовная энер­гия массового действа,. Синоним: кинолента ви'дений. Л. о. сопровождает не только жизнь сценического персонажа. Для режиссера массо­вых представлений Л. о. помогает выстраивать логику развития действия, предвидеть возмож­ные препятствия и создавать варианты выхода из трудных ситуаций в процессе воплощения пред­ставления.

ЛИБРЕТТО (иг. libretto, букв. - книжечка), 1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Часть пишется стихами. 2) Литера­турный сценарий балета, пантомимы. 3) Изло­жение содержания балета, оперы, драмы в теат­ральной программе или в отдельной книжечке (отсюда название). 4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма. 5) План-сценарий театра­лизованного представления.

ЛИРИКА (< rp. lirikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряд)' с эпосом и драмой), предмет отображения к-рого - содер­жание внутренней жизни, собственного "я" по­эта, а речевая форма - внутр. монолог, преиму­щественно в стихах Охватывает множество сти­хотворных жанров (напр., элегия, романс, га­зель, сонет, песня, стихотворение). Любое явле­ние в и событие жизни в Л. (в отличие от эпоса) воспроизводятся бессюжетно, в отличие от дра­мы в форме субъективного переживания. Осо­бенность лирического произведения в том, что оно содержит и передает субъекту восприятия информацию не столько о событии, сколько о личности говорящего -"носителе авторской речи, а через нее нередко и собственное "я" поэта. 2) Совокупность произведений этого вида поэзии (Л Пушкина).

ЛИРИЧЕСКИЙ, 1) являющийся лирикой, свойственный лирике (Л. поэзия, Л. проза) 2) Такой, при к-ром чувства, душевные пережива­ния господствуют над рассудочным началом. чувствительный (Л. настроение. Л герой, Л. эпи­зод представления). 3) О голосе певца: мягкий, нежный по тембру (Л. сопрано).

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, Художественная литература.

ЛИТЕРАТУ'РНО-МУЗЫКА'ЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, драматургическое произведе­ние эстрадного иск-ва (эстрадное представле­ние), создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки, танца, пластики.

В современной Л.-м. к. широко используются все средства выразительности видов иск-в. Глав­нейшие отличительные, именно видовые осо­бенности отражены в самом названии. Литера-



турная - это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Может быть использован местный документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и муз. Музыкальной называют композицию по­тому, что музыка наравне с литературным мате­риалом (иногда в большей, иногда в меньшей степени) оказывается частью действенной струк­туры каждого звена, каждого цикла представле­ния, а следовательно, и драматическим эл-том последнего. В Л.-м. к. композиционное построе­ние смыкается с творческим монтажом. В. Яхонтов подчеркивал, что иск-во композиции подразумевает метод мышления, что композиция

- это тяготение эл-тов друг к другу по содержа­нию. а не по фактуре и форме.

Л.-м. к. могут быть двух типов: монокомпо­зиции, создаваемые по произведениям одного автора (писателя или композитора) и тематиче­ские композиции, в к-рых единая тема рассмат­ривается путем использованияв них муз. и лите­ратурных произведений нескольких авторов.

ЛИ'ЧНЫЙ МИР, Мир личный,

ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ (rp. logike), 1) вос­создание действия на сцене в совокупности при­чинно-следственных связей его возникновения, развития и завершения. Л. д. и последователь­ность помогают добиться правды производимых действий, вызывают логику и последователь­ность чувств и веры в них. Большое значение для успешности этого превращения имеет после­довательность действий, соответствующая жиз­ненной Л. д. В жизни последовательность со­вершаемых действий привычна, обязательна и незаметна, на сцене же ее часто нарушают. 2) Последовательное и целесообразное развитие действий и поступков персонажа в предлагаемых обстоятельствах.

ЛО'ЖА (фр. loge), 1) группа мест в зритель­ном.зале (вокруг партера и на ярусах), отделен­ная перегородками или барьерами; 2) обособлен­ное помещение в виде балкона для осветитель­ной аппаратуры, направленной на сцену.

ЛУЧЕВОСПРИЯТИЕ, прием образного смысла и личного эмоционального содержания творчества актера через духовную энергию его сценической игры.

ЛУЧЕИСПУСКА'НИЕ, передача образного смысла и личностного эмоционального содержа­ния творчества актера через духовную энергию его сценической игры.

ЛЮМИНИСЦЕНЦИЯ |лат. lumen (tuminis)

- свет + escent - суффикс, означающий слабое действие], 1) свечение веществ (люминофоров), возбуждаемое каким-л. источником энергии -внешним излучением (радиоЛ.), электрическим разрядом (электроЛ.). химическими процессами (хемиЛ.) и т. п. и не обусловленные нагреванием веществ (но этой причине Л. иногда называют холодным свечением. Одним-из видов Л. являет­ся флюорисценция (флуорисценция) - от назва­-


ния минерала флюорит} - явление свечения неко­торых веществ после освещения их светом. При этом обычно тела выпускают лучи другого цвета, преимущественно с большей длиной волны, чем те, которыми свечение вызывается. Флюорис­ценция происходит в течение очень короткого времени после освещения (порядка 10-8 секун­ды). Другим видом Л. является фосфоресценция (rp. phos - свет + phoros - несущий) - явление свечения некоторых веществ, вызванное предва­рительным освещением их и сохраняющие после его прекращения от нескольких микросекунд до нескольких суток. Способностью к такому све­чению обладают, напр., сернистые соединения кальция, бария и стронция. 2) Световой эффект, основанный на свечении люминисцентных мате­риалов под воздействием невидимого ультра­фиолетового излучения. Применяется свечение кукол, предметов, фигур на черном фоне (вклю­чая по возможности и пол). При этом образуется пространство с большой глубиной, в к-ром на черном фоне перемещаются предметы. Движе­ния исполнителей, предметов, их ритм подчиня­ются режиссерскому замыслу.

Люминисцентный театр имеет возможность вызвать у зрителя разные чувства и настроения. Он требует соответствующих художественных, драматических, муз. произведений и пантомимы. Можно использовать также эл-ты кукольного и теневого театра.

Особое применение находят светящиеся краски в спектаклях со сказочными и фантасти­ческими сюжетами, в некоторых балетных спек­таклях, в эстрадных выступлениях, когда, напр., исполнителя танца зритель не видит (выступле­ние происходит в темноте), а видит только яркие, светящиеся, движущиеся, "танцующие" детали костюма.

Первые достижения Л. были продемонстри­рованы на сценографической выставке в праж­ском дворце "Дунай" в конце 1959 г. (Сцениче-ские эффекты).

м

МАГИЧЕСКОЕ "Е'СЛИ БЫ", "Если бы". МАНЕ'Ж (фр. manege), 1) специально обору­дованная площадка, поле (открытый М.) или специальное здание (закрытый М.) для трени­ровки лошадей, обучения верховой езде, прове­дения конно-спортивных соревнований. 2) Спорт М. - помещение для занятий по легкой атлетике, гимнастике, спортивных игр и др., имеющее беговую дорожку, секторы для прыж­ков, игровые площадки и др., а также вспомога­тельные помещения и трибуны для зрителей. 3) В цирке - площадка, на к-рой даются представле­ния, арена.

МАНЕРЫ (фр. inaniere - прием, способ), I) приемы, способы что-л. делать, привычки. 2) Внешние формы поведения, образ действия. 3)



Отличительные черты творчества какого-л. ху­дожника. писателя, его стиль. 4) Характер ис­полнения какого-л. художественного произведе­ния отдельным автором, его индивидуальный стиль, проявляющийся в выборе художественных средств и их интерпретации. Вытесняется понятием стиля, применяясь лишь для обозначе­на проявлений индивидуального начала в ху­дожественном творчестве (аналогично понятию

"почерк").

МАНИФЕС'ТА'ЦИЯ, 1) публичное массовое выступление в поддержку каких-л. требований, дня выражения солидарности или протеста. 2) Форма политической самодеятельности масс, шествие людей с политическими требованиями. заканчивающееся митингом. Может носить теат­рализованную форму.

МАРШ (фр. marche), 1) муз. жанр, отличаю­щийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенный для сопровожде-ния синхронного коллективного шествия. Так-товый размер - 2/4 или 4/4. Используется в опере я балете, а также как самостоятельная пьеса. Во­енные М- создаются для военного (духового) оркестра (походный М., строевой М.). Особая разновидность - похоронный М. 2) Способ стро­го размеренной ходьбы в строю (церемониаль­ный М.). 3) Походное движение войск (трех­дневный М., M.-парад).

MA'CKA (фр. masque - личина). 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо. иногда с изображением человеческого лица, головы жи­вотного или мифического существа. Маски былт" принадлежностью обрядов, связанных с трудо­выми процессами, культом животных, ритуалом погребения, из к-рых сначала возникли культо­вые представления, затем - традиционные народ­ные зрелища. М. театральная употреблялись в античном театре, скоморохами, в ит. комедии дель арте, традиционном театре Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др М., может созда­ваться маскообразным гримом, закрывать все лицо или только часть лица, она мс-жст держать­ся в руках или надеваться на пальцы. Известны маски парные и коллективные (за маской скры­вается несколько человек). В европейском театре постепенный отказ от М. происходит параллель­но с развитием и утверждением амплуа. М. - не­отъемлемая часть карнавалов и маскарадов. (Маска-образ).

МА'СКА-0'БРАЗ, персонаж, созданный актером и отличающийся постоянством харак­терных черт. Причем из многих черт характера данного персонажа отбирается одна-две, лучше Других определяющих сущность этого образа. (Напр., Чарли Чаплин, Тарапунька и Штепсель, Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична). В отличие от амплуа, этот прием, активно исполь­зуемый эстрадой и цирком, характеризует при­роду перевоплощения артиста в роль.


МАСКАРА'Д (фр. inascarade; ит. nascharata), составная часть карнавала, когда участники яв­ляются в масках, в характерных и фантастиче­ских костюмах. М., организуемый не на улице, а в помещении, превращается в бал-М. и в отрыве 6т карнавала приобретает самостоятельное зна­чение.

MA'CCA (< лат. massa - ком, кусок), 1) мно­жество, огромное количество чего-, кого-н.; 2) Широкие круги населения, народ. 3) Толпа. (Массовая сцена, Массовое театрализованное действо.)

МА'ССОВАЯ СЦЕ'НА, пластический образ массы людей определенной эпохи, объединенной единой целью, общим сценическим событием, живущей в едином темпо-ритме. М. с. театрали­зованного зрелища не присуща психологическая разработка линии ее поведения. Поэтому вос­принимается она зрителем как некий организо­ванный своеобразный пластический этюд, где все перестроения должны быть не случайными, а осмысленно организованными- (Мизансцена толпы.)

МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕ'ЙСТВИЯ РЕЖИССЕ'Р, Реясиссер массово­го театрализованного действия.

MA'CCOBOE ДЕ'ЙСТВО ТЕАТРАЛИ­ЗОВАННОЕ, Массовое театрализованное дей­ство.

MA'CCOBOE ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕ'ЙСТВО. зрелище, в к-ром участвуют боль­шие массы людей. Оно проводятся под откры­тым небом на площадях, стадионах, парках и обычно приурочены к знаменательным датам. Традиции массовых действ берут начало в глу­бокой древности (античном и средневековом театре). В годы Великой французской революции (1789 - 1799) появился новый жанр - массовые агитационные представления, ставшие частью общественной жизни народа. Традиции револю­ционного площадного театра вновь возродились в дни Парижской Коммуны в 1871 г. В России » массовые театральные действа с древнейших времен и вплоть до XX в. существовали как на­родные игры, сопровождавшие различные кален­дарные обряды - проводы зимы, подготовка к севу и др. После Великой Октябрьской социали­стической революции деятели советского театра ставили монументальные массовые представле­ниям, прославлявшие революционные завоева­ния народа.

Драматургия М. т. д. строится по законам композиции. Оно должно быть динамичным, зре­лищным, эмоциональным и образным. Ему кате­горически противопоказаны статично-декламационные, т. н. "разговорные" эпизоды и сцены. Диалоги и монологи заменяются здесь символическими и аллегорическими построе­ниями, пластическими метафорами, образно-ассоциативными мизансценами. В основе зре­лищной природы М. т. д. лежат большие танце-вально-музыкально-пантомимические компози-



ции, подкрепленные минимальным количеством текста. Причем текст этот должен быть сжатым, емким, образным, йтлитым в тугую поэтическую строку или в хлесткую цирковую репризу. Дей­ственность М. т. а, определяется конфликтами, столкновениями, б-бой идей внутри каждого эпизода. (Символ, Аллегория).

МАССОВОЕ ТЕАТРАЛИЗО'ВАН-HOE ОБЩЕ'НИЕ, жизненное взаимодействие людей, осуществляемое художественными средствами, организованное сценарным и режиссерским дра­матургическим замыслом. М. т. а происходит в реальных обстоятельствах и направлено к реаль­ной жизненной духовной цели. Здесь художники - исполнители и реальные участники, становясь своеобразными партнерами художественной жизненной игры, выражают свое личное и общее эмоциональное отношение к жизненному собы­тию, создавая духовный образ этого события. Образное театрализованное общение является основным материалом создания духовного об­раза события.

MA'CCOBOE ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, Массовое театрализо­ванное действо.

МАССОВОГО ПРАЗДНИКА (ДЕ'ЙСТВИЯ) ДРАМАТУРГИЯ, Драматур­гия массового праздника (действия).

МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕ'ЙСТВА ВОСПРИЯТИЕ, Восприятие мас­сового театрализованного действа.

МАСТЕРСТВО', высокий уровень владения выразительными средствами и техникой испол­нения в каком-л. (или нескольких) виде иск-ва (напр., рифмой и ритмом - в поэзии; иск-вом пе­ревоплощения, пластикой, мимикой, дикцией - в актерском творчестве; ракурсом - в кинемато­графе). Овладение М. - сложный процесс, тре­бующий соответствующих образования и про­фессиональных навыков, продолжающийся всю творческую жизнь художника. Истинный худож­ник, каких бы высот он ни достиг в своей дея­тельности, учится постоянно, в первую очередь у самой жизни, к-рая побуждает его искать новые средства и приемы выразительности. М. двуеди­но: с одной стороны, оно выступает как умение видеть новое в реальной жизни и глубоко анали­зировать его средствами иск-ва, а с др. - орга­нично пользоваться этими средствами, добиваясь художественного совершенства.

МАТЕРИАЛ ИСКУССТВА, "веществен­ный" первоэлемент, используемый в различных видах иск-ва для воплощения творческого за­мысла художника: в музыке - звук, в лит-ре - слово, в живописи - цвет и линия, в скульптуре - дерево, мрамор, бронза и т. д. В театре и кино М. и. служат природные, физические данные актера - его голос, тело, нервы, физиологиче­ская и психическая структура, получившие опре­деленную подготовку и развитие. В массовом действе - участники представления, праздника. (Ср., Язык иск-ва. Язык режиссера).


МАШИНЕРИЯ, собирательное название механизмов, которыми оборудован? сцена-коробка. К М. относятся вращающийся круг, система штанкетов, фурки с механическим при­водом.

МАШИНИСТ СЦЕ'Н, рабочие монтиро­вочного цеха театра, дворца культуры, уста­навливающие декорации.

МЕЖЛИ'ЧНОСТНОЕ ВЗАИМО­ДЕЙСТВИЕ, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или крат­ковременный, вербальный (словесный) или не­вербальный личный контакт двух и более чело­век, влекущий взаимные изменения их поведе­ния, деятельности, отношений и установок. Раз­личаются два основных типа М. в. 1) сотрудни­чество (кооперация) - когда продвижение каждо­го из партнеров к своей цели способствует или хотя бы не препятствует реализации целей ос­тальных; 2) соперничество (конкуренция) - когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников.

МЕЛОДЕКЛАМА'ЦИЯ, Декламация.

МЕЛО'ДИКА (< гр. melodikos - мелодиче­ский, песенный), 1) учение о мелодии. 2) Мело­дические особенности сочинения, творчества композитора, произведения той или иной ком­позиторской школы и др. 2) Мелодическое по­строение чего-л., напр., М. стиха, М. речи. (Ин­тонация).

МЕЛО'ДИЯ (< гр. melodia, melodicos - пение, напев, песня), благозвучная, осмысленно-одухотворенная, последовательность звуков в музыке, выраженная одноголосно муз. мысль, напев. Звуковое тело М. скреплено закономерно­стями лада, гармонии, ритма, метра, складыва­ется из сопряжения интонаций. Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основа­на, главным образом, на мажорно-минорной сис­теме. Специфический компонент М. - мелодиче­ская линия.

МЕЛОДРА'МА (< мело... и драма), 1) музы­кально-драматическое произведение, в к-ром диалоги и монологи чередуются с музыкой или сопровождаются ею. Возникла во Франции в конце 1790-х годы, достигнув расцвета в 1830-40-е годы. (Мелодекламация). 2) Драматургиче­ский жанр, характерные особенности к-рого:

острая интрига, контрастное противопоставление добродетели и злодейства, четкость, незыбле­мость амплуа персонажей - идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значи­тельная роль случайных и роковых обстоя­тельств, определяющих развитие сюжета. Пре­увеличенно трагическое сочетается с сентимен­тальным (чувствительным), преувеличенной эмоциональностью, морально-поучительной на­правленностью. Сильные стороны жанра М. за­ключаются в пафосе утверждения справедливо­сти, благородства, в яркой зрелищности, занима­тельности интриги, слабые - в доминирующей


 


подмене реальных социальных конфликтов, аб­страктной б-бой добра и зла, в дидактической морализации, схематизме характеров, злоупотре-блении внешними эффектами. Персонажи М. Отличаются необыкновенной судьбой, преувели-ченными чувствами и попадают в неправдоподобные положения, порой с тайнами, ужасами и кошмарами. Главные действующие лица разделяются на добро-детельных и злодеев, причем ли жанра предпола-гается, что первые в должны обязательно торжество-вать. М. преемственно связана с романом ужасов и семейно-бытовой драмой.

МЕРА, Чувство меры.

МЕРА УСЛОВНОСТИ, степень соответствия сценической, художественной правды с правдой жизненной. М. у. определяет границы режиссерской фантазии, рамки вымысла для каждой постановки, тональный, ритмический и пластический рисунок мизансцен, соотношение людей и среды, в к-рой они живут, колорит и атмосферу. М. у. выражается в муз. и шумовом оформлении постановки, в способе общения действующего лица со зрительным залом. М. у. есть одновременно мера обобщения, типизации. Это форма движения идейно-образного строя пьесы, форма существования режиссерского замысла постановки. М. у. массового театрализо­ванного действия выражается в способе общения действующих лиц со зрительным залом и игро­вого общения участников праздника. В массовом; празднике ее диапазон распространяется от ре ального жизненного способа общения до симво­лики обрядов и ритуалов и гротеска площадного игрища. (Деталь, Условность).

МЕРОПРИЯТИЕ КЛУБНОЕ, Клубное ме­роприятие.

МЕСТНОСТИ ОСВЕЩЕ'НИЕ ЕСТЕСТ­ВЕННОЕ, Естественное освещение местности.

МЕТА'ФОРА (< rp. metaphoia - перенесе­ние), 1) <в лит-ре) троп, в основе к-рого лежит перенесение значений или признаков одного предмета на др. (напр., "говор волн"; "солнце встало", "душа болит" или у Пушкина: "На нити праздного веселья || Низал он хитрою рукой || Прозрачной лести ожерелья || И четки мудрости златой"). 2) В массовом действе М. - один из ха­рактерных приемов театрализации, образное средство иносказания (напр., березка - образ ро­дины; волнообразное движение лент, выражаю­щие говор речной волны).

МЕТОД (< гр, methodos - путь исследования. теория, учение), образ действия, способ дости­жения какой-л. цели. решения конкретной зада­чи; совокупность приемов или операций практи­ческого или теоретического освоения (исследо­вания, познания) действительности (явлений природы и общественной жизни). (М. ассоциа­ции, М. графический. М. действенного анализа, драматургический М, М иллюстрации, М. инсце­нировки, М. монтажа, М. театрализации, М. физических действий. Фотомакетный М.).


МЕТОД АССОЦИАЦИИ, образная обра­ботка художественного материала при к-ром монтажное столкновение и условная образность выразительных средств вызывает личное со­творчество зрителей, включая их воображение и личную образную память. (Ассоциация).

МЕТОД ГРАФИЧЕСКИЙ, Графический метод.

МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНА'ЛИЗА, исследование драматургического произведения с помощью сценического действия. К. С. Станиславский пришел к выводу, что толь­ко физическая реакция актера, цепь его физиче­ских действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль и волевой посыл, и в конечном счете ту эмоцию, чувство, раде к-рого и сущест­вует театр. Была найдена изначальная отправная точка в процессе, к-рый безошибочно ведет ак­тера "от сознательного к подсознательному" М. д. а. позволил сквозное действие, куски и задачи, общение сразу включать в жизнь духов­ную. не отрывать на долгое время (на время за­стольного периода) в стороне. С самого первого этапа работы актер переходит от "разведки умом" к "разведке телом" (руками, ногами, спи­ной, всем своим физическим существом). Рас­крывается действенная основа роли, а не ищется интонация. Спектакль считается построенным по М. д. а., если создана партитура жизни каж­дого образа через сплошную цепь внутр. кон­фликтов, партитуру, к-рая вскрывает столкнове­ние групп, действие и контрдействие. Существо М. да. в том, чтобы найти в пьесе событийный ряд от крупных до самых малых, найти что на­зывается, молекулу сценического действия. дальше к-рой действие не дробится.

В современной театральной практике М. д. а. сближается с методом физических действий. Если М. д. а. идет от целого к частностям, от крупных, больших событий - к мелким, огромное внимание уделяет этюдным, импровизационным пробам, то метод физических действий - путь от частностей к целому, от фактов к событиям -ставит в центр репетиционных поисков обнару­жение борьбы в каждом мельчайшем "атоме" сценического действия, доведение этой борьбы до конкретно ощутимой, материальной, физиче­ской схватки. Оба метода дополняют, обогащают друг друга, взаимодействую один с другим.

МЕТОД ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ, Дра­матургический метод.

МЕТОД ИЛЛЮСТРА'ЦИИ, образная об­работка художественного материала, при к-ром описание объекта совпадает с его изображением (напр., радостное настроение героя подчеркива­ется мажорной, бравурной музыкой или после рассказа о творчестве композитора звучит одно из его произведений). "Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно прост:

подобранный художественно-иллюстративный



материал (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.) монтируется "встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события. М. и. используется в лекции-концерте, кинолекции, в вечере вопросов и ответов, дискотеках и т. п. формах работы клу­ба. Задача этого приема - дать определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания клубного меро­приятия, дополнить это восприятие своеобраз­ным художественным комментарием. В целом же иллюстративность лишает зрителя игры вооб­ражения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. В массовых театрализованных пред­ставлениях М. и. -противостоит метод театра­лизации, к-рый йреобразует все выразительные средства в художественно-образное действие. (Законы сценические).

МЕТОД ИНСЦЕНИРОВАНИЯ, Инсцени­ровка.

МЕТОД КОМПИЛЯ'ЦИИ, Компиляция. МЕТОД МОНТАЖА', Монтаж. МЕТОД ТЕАТРАЛИЗА'ЦИИ, способ ху­дожественной (по законам театра) организации содержания представления и/или массового праздника и реальной и игровой деятельности его участников. Двойственность функции теат­рализации, синтезирующей реальную и художе­ственную деятельность, обусловлена потребно­стью людей в особые моменты жизни осмыслить необыденное значение того или иного события. выразить и закрепить чувства по отношению к нему, стремлением к духовному общению, к массовому творческому самовыражению.

Театрализовать материал, выразить его сред­ствами театра, значит выполнить два главных условия: 1) выразить сущность жизненного явле­ния, праздничного события в зримом развитии драматургического конфликта, а реальное обще­ние участников - в игровом, художественном действии, включающем в себя синтез художест­венных выразительных средств. 2) создать ху­дожественный образ жизненного общения - пре­вратить эмоции по поводу события в зрелище человеческих чувств. По своему характеру мож­но определить три вида театрализации: компи­лятивную. оригинальную, смешанную, т е. со­вмещающую предыдущие оба вида. В массовых театрализованных представлениях М. т. проти­востоит методу иллюстрации. (Аллегория, Ме­тафора, Символ, Гротеск).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: