Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе




Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому под­ходу. Если диагностический подход у теоретиков ассоциируется с использовани­ем фрейдовской модели психосоциального детерминизма в социальной работе, то функциональный — с использованием модели О. Ранка и с последующим вклю­чением в этот подход других близких моделей. В. Йела описывает это следующим образом: «Взгляд на человека как на злополучный продукт взаимодействия внеш­них и внутренних сил уступил дорогу позитивному, обнадеживающему взгляду на него как на творца своей судьбы, способного, креативно используя этот внеш­ний и внутренний опыт, интегрировать свой опыт. Психология болезни была от­вергнута, занявшая ее место психология позитивного человеческого потенциала и способности изменяться дала импульс и направление для нового метода социаль­ной работы. Решительно отвернувшись от диагностической предубежденности относительно прошлого, функционализм поставил новый акцент на опыте, имею­щем место в настоящий момент, и на способности этого опыта освободить потенци­ал для роста. Концепция лечения была заменена концепцией сервиса: помощи, где используются динамические взаимоотношения между социальным работником как помощником и клиентом как детерминантой этого процесса» (см.: Turner, 1979, р. 78). Центр изменений виделся теперь не в социальном работнике-терапев­те, а в клиенте. Даже термин «caseworker», который первоначально подразумевал социального работника, использующего психодинамический подход (другого про-

сто не существовало до 1950-х гг.) в работе со случаем, стал называться «функцио­нальной работой со случаем» в отличие от «диагностической», поскольку отражал процесс работы с ситуацией, а не ее описательный анализ.

В отличие от диагностического подхода с его оценкой глобальных параметров жизненного пути и развития личности клиента в рамках функционального подхода внимание концентрировалось на фазе, фрагменте общей проблемы клиента; вооб­ще проблема клиента определялась в соответствии с возможностями конкретной службы, агентства социальной работы, поскольку теория и практика показывали, что решение конкретной реальной, пусть частной, проблемы клиента освобождает его энергию и возможности справляться самому с другими своими проблемами. Функциональный подход остается психодинамическим в том смысле, что основы­вается на принципе усиления Эго; акцентируется на текущих отношениях с ли­цом, оказывающим помощь; в нем признается важная роль и неизбежность процес­сов сопротивления, внутренних конфликтов, контржеланий; но диагноз (при этом важно помнить, что в действительности дискуссия ведется по поводу социально-психологического, а не психоаналитического диагноза) представляет собой, по мнению ведущего специалиста в области консультирования и социальной работы Р. Нельсон-Джоунса, процесс, осуществляемый самим клиентом. При этом кли­ент использует услуги агентства, предоставленные ему социальным работником, и сам оценивает свои способности и нужды, принимая или отвергая условия и от­ветственность, с которыми он столкнулся в ходе использования этой службы и ра­боты со своими проблемами. Социальные работники принимают ответственность не за диагноз и не за исход отношений клиента и службы социальной работы, а за их собственную самодисциплину и заботу о процессе, который идет внутри этого, процессе, с помощью которого реципиент помощи становится способным свобод­но и устойчиво смотреть в лицо альтернативам, открытым для него. Конечно, ди­агностические наблюдения работника могут быть сообщены клиенту, но они не яв­ляются ни основой, ни сутью процесса помощи.

Одно из определений процесса социальной работы в рамках современного функ­ционального подхода предлагает Н. Смолли: «Процесс использования социаль­ным работником специального метода во взаимоотношениях с "другими", кото­рый ведет к последующему характерному процессу вовлечения в движение по направлению к взаимно утвержденной цели, если эта цель соответствует специ­альной программе данной службы социальной работы» (Smalley, 1967, р. 16). Основ­ными принципами социальной работы в таком понимании, по мнению этого уче­ного, чей вклад высоко оценивается другими теоретиками, являются следующие:

1. Диагноз должен быть соотнесен с назначением сервисной службы, должен раз­виваться по мере оказания сервисной помощи, должен меняться вместе с изме­нением феномена (т. е. проблемы, жалобы, запроса и пр.) и должен быть извес­тен и понятен клиенту.

2. Временные фазы работы (начало, середина и завершение) должны быть полно­стью использованы в интересах клиента.

3. Использование возможностей агентства дает фокус, содержание и направление процессу социальной работы, обеспечивает понятность этого обществу и во­влекает клиента в процесс, характеризующийся постепенностью, структуриро­ванностью и конкретностью.

4. Сознательное использование структуры, связанной с функциями и процессом, создает или представляет форму взаимоотношений между работником и кли­ентом.

5. Все процессы социальной работы подразумевают взаимоотношения, при кото­рых делается выбор или принимаются решения человеком, который получает помощь, и эти взаимоотношения должны быть таковыми, чтобы способство­вать целеполагающим выборам и решениям.

Важнейшими понятиями в функциональной социальной работе считаются вре­менные параметры работы, свобода выбора, тенденции роста. Как считает Смолли, главной целью всех усилий социальной работы является освобождение сил чело­века в целях его большей личной наполненности и для пользы общества; а также освобождение социальных сил для создания такого общества, таких институтов и такой социальной политики, которые сделают самореализацию наиболее возмож­ной для всех людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: