Психоаналитический подход в современной социальной работе




Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологи­ческого процесса — между собой и «значимым другим», между прошлым и на­стоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.

Напряжение между внутренним и внешним миром людей является особенно очевидным и в то же время критичным именно для социальных работников. Воз­можно, главная простая причина, по которой некоторые социальные работники традиционно негативно относятся к идеям, основанным на психоанализе, и, сле­довательно, пренебрегают возможностью более широко проверить их потенци­ал, — их неспособность разрешить это напряжение. Происхождение этой неспо­собности часто лежит в отсутствии единого мнения о природе социальной работы и ее главных целях и задачах. Можно выделить две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее: одна выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональ­ных факторов; другая, как раз напротив, подчеркивает ведущую роль эмоций и от­ношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.

Безусловно, уже сейчас как в нашем обществе, так и во многих других — о чем резко пишут социальные ученые в Великобритании, США и других странах с раз­витой системой социальной работы — очень многие проблемы клиентов коренятся в бедности и их невыгодном положении. Грубое неравенство доступа к здраво­охранению, жилью, образованию и занятости, несомненно, существует и в Запад­ной, и в Восточной Европе, и в Америке, и в Азии. Важно искать решение проблем скорее в разумных политических действиях, чем в помощи индивидуумам при­способиться к их несчастьям. Но структурные объяснения проливают мало света на то, например, почему некоторые люди оскорбляют своих детей, тогда как дру­гие в сходных социальных условиях не делают этого. Политические меры также не могут удовлетворить, например, хорошо известную потребность супружеских пар в конфликтах или защитить детей при развале домашнего воспитания. Поэтому

социальные работники не могут ограничивать свою деятельность как исключи­тельно внутренними проблемами клиентов, так и только их социальным окруже­нием: они должны не только делать и то и другое, они должны также работать над взаимодействием внешних и внутренних факторов и даже по возможности на­правлять его. Это означает, что они должны уметь разрешать напряжение между внутренней и внешней реальностью, а это одна из сложнейших общечеловеческих задач.

Более того, любое современное общество сегодня оказывает на социальных ра­ботников все возрастающее давление с целью, чтобы они демонстрировали эф­фективную работу в виде быстродействующих, недорогостоящих, узкоцелевых и конкретных программ, неких «пакетов скорой социальной помощи». При таком грубо прагматическом подходе социальные работники могут прийти к взгляду на мир чувств и отношений человека как на не относящуюся к «серьезному делу» по­меху, вторжение или, в лучшем случае, — как на необязательную добавку. Опять-таки должен быть соблюден баланс между внутренней и внешней реальностью: практические меры не могут быть точно нацелены без хорошего понимания их эмоциональной значимости для клиента.

В оценке уместности психодинамических идей для социальной работы надо принять в расчет одно важное различие между огромным значением психоанали­тического понимания человеческого поведения и большой ограниченностью при­ложения этого подхода как метода вмешательства. Психодинамический подход может иметь огромное значение для понимания социальными работниками про­исходящего в жизни их клиентов и для их собственных отношений в процессе со­гласованной социальной работы. Он также Может поставлять информацию очень глубокого характера для процесса консультирования, однако это не делает кон­сультирование психотерапией. Большая ясность относительно границ между пси­ходинамическим подходом и другими видами психотерапии (и психоанализа, откуда проистекает большая часть проницательности использующих его специалистов) помогла бы избежать многих бесплодных и острых дебатов о пользе психодина­мического подхода в социальной работе.

Наконец, необходимо улучшить способ преподавания психоаналитического об­раза мысли в программах обучения социальной работе. Обучение должно происхо­дить как на уровне переживания (опыта), так и на когнитивном уровне. Необходи­мо сочетание академического понимания с профессиональным и личным опытом. Оно будет предъявлять требования к самосознанию и эмоциональным ресурсам студентов, учителей и практиков. Реализация огромного потенциала психодина­мического подхода требует, чтобы он был сообщен в манере, которая вызывает к жизни напряжение — и разрешение — между внутренней и внешней реальностью. Чтобы это случилось, требуются адекватная поддержка и информированное руко­водство, дабы эти идеи получили возможность переноса в сознание и практику.

Психодинамический подход к консультированию долго занимал ведущее ме­сто в социальной работе, несмотря на то что в некоторых школах социальной работы он иногда подвергался критике со стороны тех, кто имел время только для «быстродействующего» поведенческого подхода. К 1980-м гг. психологическое консультирование за рубежом стало совершенно определенным образом отли­чаться, с одной стороны, от психотерапии, а с другой — от выдачи советов и ре­комендаций и как метод достигло высокой оденки среди профессий, связанных

с помощью, куда, естественно, в первую очередь входит социальная работа. На распространенность того или иного подхода к консультированию обычно оказы­вают влияние исторически сложившиеся традиции в той или иной стране, в частно­сти предшествующие психологические и психотерапевтические школы; в настоящее время в развитых системах социальной работы обычно доминируют две основные школы — психодинамическая и личностно-ориентированная. Поскольку психо­динамические идеи продолжают развиваться как в западной, так и в восточно­европейской культуре, этот подход к консультированию оказывается в итоге наибо­лее приемлемым и эффективным, даже если на ранних этапах тренинга социальных работников личностно-ориентированный недирективный подход часто кажется более привлекательным с его упором скорее на условия для изменения, чем на техники и метод, и с его гуманистической верой в эффективность любви и интереса. На практике основные навыки и условия, т. е. способы слушания, альтернативные типы ответов, способы обращения с клиентами, являются общими -для многих стилей и школ консультирования. При обучении социальных работников нужно убедиться, что студенты прочно овладели основными навыками: что они внима­тельно слушают своих клиентов, следят за своими собственными ответами, как явными, так и неявными (особенно по отношению к вещам, которые заставляют клиента и/или консультанта чувствовать тревогу или озабоченность), и проявля­ют уважение и принятие другой личности. Представители как личностно-ориен-тированного, так и психодинамического подхода считают все это существенным для процесса оказания помощи.

Иногда психодинамический подход изображают карикатурно, как ригидную систематизирующую теорию, под которую «подгоняются» люди; на деле же, по­скольку психодинамическое консультирование признает огромное значение на­копленного знания о структуре и развитии личности, полученного в результате глубинной работы с клиентами, эта база знаний настолько обширна, что лишь при тщательном слушании каждого нового клиента возможно некоторое приближе­ние к его пониманию.

Психодинамический подход не может быть охаракте­ризован просто как «бытие» с клиентом, как ни важны центральные взаимоотношения между клиентом и кон­сультантом. Именно то, что эти отношения означают и что они говорят о клиенте, ведет при определенных об­стоятельствах и в социальной работе к тому, что известно в психоанализе как ин-сайт. Инсайт во всех трех основных формах социальной работы — консультирова­нии, поиске ресурсов и создании сети поддержки (а также и в супервизорстве в социальной работе) — вносит существенный вклад в процесс изменения, посред­ством чего усиливается центральное чувствующее и наблюдающее Эго; другими словами, у человека усиливается «чувство Я». Таким образом, частично именно через инсайт клиент получает возможность принять на себя тот вид контроля над внутренними чувствами и реакциями, который приходит от понимания их силы и значимости.

Психодинамический подход в конечном счете настолько богат возможностями для понимания, что консультанту необходимо только иметь как молено больше информации, а объем и разнообразие публикаций за последние 100 лет, количест­во новых теорий, исследований и клинических наблюдений в области психоана-

Три основные формы социальной работы — это консультирование, поиск ресурсов и созда­ние сети поддержки.

литического знания неизмеримо превышают интенсивность развития других на­правлений.

Практика социальной работы показала, что многие психоаналитические кон­цепции оказались весьма жизнеспособными и эффективными не только в стенах кабинета психоаналитика, но и в реальной, «полевой» социальной работе (social field-work). Основными идеями психодинамического подхода, релевантными для социальной работы данной ориентации (psychodynamic social work), являются сле­дующие:

♦ психологические защиты (проекции, идентификация с агрессором, отрицание реальности и пр.);

♦ сопротивление изменениям;

♦ амбивалентность (наличие желаний и контржеланий у клиента);

♦ разделение воображаемого и реального Эго (splitting);

♦ позиции относительно объекта (М. Кляйн): «паранойяльная» и «депрессивная»;

♦ развитие способности заботиться, беспокоиться (3. Фрейд, Д. Винникотт);

♦ перенос и контрперенос;

♦ процесс рефлексии;

♦ проживание опыта («working through»), а не позиция: «или/или»;

♦ разработка ключевых проблем клиента;

♦ понимание, а не вмешательство;

♦ разрешение дилемм клиентом (например, доверие—зависимость, послушание-автономность, соревновательность—сотрудничество, изменение— утрата);

♦ возвращение к точкам фиксации в развитии (особенно в работе с детьми).

Практически все эти идеи были выдвинуты и разработаны 3. Фрейдом и раз­виты его последователями; на практике же их широко использовали не только психоаналитики и психотерапевты, но и социальные работники, повсеместно имев­шие дело с такими распространенными феноменами работы бессознательного, как материнская депривация у ребенка, симбиотические отношения, психологи­ческие зависимости, саморазрушающее поведение, острые поведенческие защит­ные реакции, агрессия (по отношению к близким, например), проблемы власти в семье (ревность, например), поведение нарциссических личностей и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: