Пример: характеристики взаимодействия матерей с младенцами с синдромом Дауна




Так же, как и все дети младенческого и раннего возраста, младенец с синдромом Дауна направлен на поиск и поддержание социального взаимодействия с матерью. Социаль­ные сигналы младенцев с синдромом Дауна были тщательно исследованы: зрительный контакт замедленный; социальное соотнесение вокализаций может быть нарушено; улыбка слабовыраженная, поздно появляющаяся; количество и длительность улыбок низкие; в целом сигналы слабые, «трудночитаемые». У младенцев с синдромом Дауна также ча­сто нарушено развитие раннего рефлекторного поведения. Известно, что раннее реф­лекторное поведение младенца обычно трактуется матерью как первый ответ на взаи­модействие и как форма взаимности ложится в основу отношений. Нарушение этого поведения может восприниматься как отказ от контакта и неспособность его устанавли­вать. Своеобразные характеристики поведения ребенка определяют особенности пове­дения матери во взаимодействии с младенцем с синдромом Дауна: это гиперстимуля­ция, завышенные требования к младенцу, недооценка его успехов, низкая способность к подстраиванию и поддержке собственной игры ребенка. Поданным литературы, в срав­нении с матерями обычно развивающихся детей, матери младенцев с синдромом Дауна имеют тенденцию чрезмерно стимулировать ребенка, объясняя это низким уровнем при­глашений к взаимодействию со стороны ребенка и низкой интенсивностью его сигналов. Высокий уровень стимуляции отчасти вызывается сильной тревожностью и желанием продемонстрировать способности ребенка в выгодном свете. Направленность программ ранней помощи на взаимодействие матери и младенца помогает родителям адекватно оценивать развивающиеся способности ребенка, выделять сигналы младенца и следо­вать им, поддерживая заинтересованность ребенка в социальном диалоге с близкими взрослыми.

нарушением коммуникации, тревожностью и другими защитными механизмами. Этот феномен группа специалистов, работающих с детьми и взрослыми с нару­шенным интеллектом в технике психоаналитической терапии, назвали вторичной умственной отсталостью. Ее причина — эмоциональное страдание маленького че­ловека.

Психологические процессы, сопровождающие адаптацию родителей к особым потребностям их ребенка, являются фокусом социально-психологической работы с семьей в программах ранней помощи. Поддержка родителей младенца с особы­ми потребностями, обращение специалиста к эмоциональной жизни младенца, чуткость к сигналам и уважение его чувств, предоставление ему опыта социально-отзывчивого, гибкого взаимодействия помогают всей семье преодолеть трудно­сти, влияющие на каждую из сторон развития ребенка.

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Результаты многих наблюдений и экспериментальных исследований позволяют утверждать, что на развитие ребенка влияют качество взаимодействия родителей с ребенком, забота о его здоровье и безопасности, а также опыт, предоставляемый ребенку в семье и обществе. Любая семья отличается самобытностью, индивиду­альной культурой и по-разному использует доступные ресурсы, сильные и слабые стороны семейных отношений. Многообразие родительского поведения, воздей­ствующего на ребенка, управляется внешними (например, социальными, эконо­мическими) и внутренними (семейными) факторами, которые или способствуют со­зданию оптимальных условий для развития ребенка, или затрудняют его. К внешним неблагоприятным факторам можно отнести прежде всего недоступность необхо­димых социальных служб и программ помощи детям с проблемами в развитии и их родителям, негативное отношение общества к детям с особыми потребностями,

низкий экономический потенциал. Более подроб­но рассмотрим неблагоприятно влияющие на ре­бенка характеристики функционирования семьи, которые в области раннего вмешательства назы­ваются факторами риска.

Факторы кратковременного действия опре­деляются как внешними обстоятельствами (вре­менное отсутствие социальной поддержки или низкое качество оказываемой помощи, финансо­вые трудности родителей), так и внутрисемейны­ми событиями (напряженность в супружеских отношениях, конфликт и т. п.).

Факторы длительного действия — события в семье, индивидуальные особенности родителей или их взаимодействия с ребенком и друг с дру­гом, которые не способствуют предоставлению ребенку оптимального социально-эмоционально­го и развивающего опыта. К данной группе фак­торов риска можно отнести влияние нарушения развития у ребенка на качество взаимодействия У ребенка есть много

с ним наиболее близких взрослых. Рассмотрим возможностей строить свои

„ „ отношения с миром

характеристики взаимодействия матерей с мла­денцами с синдромом Дауна как наиболее хорошо изученные и широко представ­ленные в литературе (см. пример на предыдущей странице).

Наряду с факторами риска, обусловленными нарушениями развития ребенка, выделяются факторы, не связанные с особыми потребностями ребенка, которые влияют на взаимодействие членов семьи с ребенком и получаемый ребенком опыт. В концепции «воображаемого взаимодействия» Бразелтона и Крамера выделяет­ся ряд предопределенных личным опытом родителей сценариев, обусловливаю­щих поведенческую, объективную сторону отношений. Авторы концепции пред­полагают, что развитие детей определено фантазиями родителей так же, как и их врожденными программами, и эти различные силы находятся в постоянной вза­имной игре и влияют друг на друга. В некоторых сценариях ребенку отводится слишком трудная роль. Сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, в программах ранней помощи сталкивает профессионалов с про­блемой взаимопроникновения и взаимовлияния двух типов родительских пред­ставлений и сценариев: связанных с нарушением развития у ребенка и не связанных с нарушением развития, обусловленных собственным ранним опытом родителей, культурой, психическим здоровьем и интеллектуальным потенциалом семьи. Мож­но предположить, что тяжелые переживания родителей в первые месяцы жизни ребенка вызывают особые фантазии и сценарии, о которых свидетельствуют вы­сказывания некоторых родителей: «Больной ребенок — это мой крест», «То, что случилось — наказание за мои грехи».

Когда семья переходит на стадию принятия ребенка и формирования отноше­ний любви и привязанности, роль ребенка в трагическом сценарии сменяется или дополняется иной, обусловленной личным опытом родителей и их представле­ниями об отношениях ролью. Например, малыш с синдромом Дауна, родившийся

в религиозной семье, к своим 2 годам из «креста» превратился в партнера по борь­бе и взаимному контролированию. При очевидной взаимосвязи отношений борь­бы с первоначальным назначением мальчика в картине жизни матери ткань ее поведения основывалась на ее собственном детском опыте, характеризующимся вынужденной потребностью доминировать и разжигать противоречия. Та же стра­тегия выстраивания отношений использовалась мамой мальчика и при воспита­нии старших детей в семье, т. е. ее проявление по отношению к младшему сыну не было связано с наличием у него синдрома Дауна.

К факторам риска можно отнести и некоторые индивидуальные особенности ребенка, не связанные с наличием нарушений в развитии. Воспитание каждого маленького ребенка сопряжено с переживанием трудностей и большого количества стрессов. Один малыш радует близких тем, что хорошо ест и спокойно спит, тогда как другой ночным плачем и отказом от еды может приводить родителей в состоя-1 ние крайней усталости и раздражительности. Особенности ребенка — «трудный» темперамент, повышенная возбудимость, сниженная или высокая чувствитель­ность и др. — наряду с другими долговременными и кратковременными неблаго­приятными факторами влияют на качество взаимодействия родителей с ребен­ком, их поведение и предоставляемый ребенку опыт.

Что происходит с родителями, когда в семье появляется ребенок с особыми потребностями

В период беременности практически все родители размышляют и фантазируют о своем нерожденном ребенке, его поле, темпераменте и опыте, который он приоб­ретет в будущей жизни. Большинство родителей знают: влиять на воплощение их фантазий невозможно. Тем не менее ожидается «нормальный» малыш, который будет следовать естественным, предсказуемым этапам развития: научится ходить, заговорит, пойдет в детский сад, в школу, поступит в институт, устроится на рабо­ту и в конечном итоге достигнет полной независимости как взрослый. Однако ни один ребенок не может воплотить все мечты родителей. После того как малыш уже появился на свет, мечты постепенно удаляются, освобождая индивидуаль­ность реального ребенка от «призраков», фантазий о воображаемом идеале. Этот процесс Д. Винникот назвал «утрачиванием иллюзий» {disillusionment): родители проходят долгий путь от представлений об идеальном ребенке, являющимся еди­ным целым с матерью, до признания индивидуальности (подчас далеко не идеаль­ной) и предоставления ребенку возможности получить, прожить опыт отделения от матери «в переносимых» для нее и для него дозах. Когда рождается ребенок с нарушениями развития, мечты и иллюзии рушатся в одно мгновение. Как расска­зывают родители: «Мечта рухнула после одной фразы — сообщения диагноза ре­бенка».

Проблема адаптации родителей к рождению ребенка с особыми потребностя­ми в последние годы стала темой активного профессионального обсуждения. По-прежнему многие процессы все еще неясны и требуют изучения. Клиническая практика показывает, что некоторые родители опустошены и, кажется, останутся в этом состоянии долгие годы, тогда как другие довольно быстро настраиваются справляться с ситуацией и продолжать жить. Понимание состояния взрослых име­ет теоретическую ценность, а также облегчает распознавание индивидуальных по­требностей семьи для обеспечения более эффективного обслуживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: