Тема физического и сексуального насилия в семье относится к сфере профессионального интереса не только юриспруденции и социальной работы, но и к психологии в силу наличия серьезных психологических последствий этих явлений. Спектр этих последствий крайне широк и может наблюдаться в различных областях жизни человека. Для психологов этот вопрос представляет большой интерес, во-первых, потому что жертвы насилия нуждаются в своевременной помощи, а также потому, что пережитое насилие может быть скрытой причиной трудностей, с которыми клиент обращается к психологу. Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказание помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена.
Насилие, пережитое в семье, оказывает огромное влияние на все дальнейшее психическое развитие ребенка, затрагивает как эмоциональную, так и интеллектуальную и поведенческую сферы. Последствия могут быть очень серьезными, потому что развитие ребенка в большой степени происходит і---------------------------
как бы через призму опыта его родителей. Именно от них '^ля Ребенка каков ро-
^ ґ J ґ дитель, таков и весь
зависят его интеллектуальное, эмоциональное и социаль- мир, и он сам.
ное развитие, представления о мире и о себе. Насилие со ---------------------------
стороны родителя или другого близкого человека воспринимается как подлое предательство, мир перестает быть устойчивым и безопасным. Все развитие ребенка искажается, как в кривом зеркале: ведь для ребенка каков родитель, таков и весь мир, и он сам.
Посттравматический стресс как последствие насилия
Нарушения, развивающиеся после пережитого насилия, затрагивают все уровни функционирования человека (физиологический, личностный, межличностный) и могут приводить к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно его переживших, но и у людей, которые их окружают (например, у членов семьи).
|
|
Одно из наиболее распространенных последствий насилия, пережитого в семье, — посттравматический стресс. Для человека в этом состоянии характерно повторяющееся переживание травмирующего события. Это может происходить в разных формах. Сюда относятся повторяющиеся, насильственно прорывающиеся воспоминания о произошедшем, несмотря на стремление человека забыть о насилии. У детей могут наблюдаться повторяющиеся игры, в которых отражаются элементы травматического опыта (на характер этих игр стоит обращать внимание при проведении игровой терапии). Могут наблюдаться повторяющиеся ночные кошмары, интенсивные негативные переживания при столкновении со стимулами, чем-то напоминающими (символизирующими), пережитую травму, сопровождаемые физиологическими реакциями. Человек, переживший травму, может начать избегать всего, что каким-то образом может напомнить о ней, и даже может быть не способен в полной мере восстановить в памяти то, что с ним произошло. Зачастую такое вытеснение начинает играть значительную роль в дальнейшей жизни жертвы насилия. Так, например, может быть потерян интерес к тому, что раньше занимало, возникнуть чувство отчуждения от близких, что, в свою оче- ■
|
|
редь, может привести к изоляции и нарушениям социальной адаптации. Может быть потеряна способность испытывать сильные чувства, что часто наблюдается у детей — жертв сексуального насилия. Другим возможным последствием посттравматического стресса может быть возникновение чувства «укороченного будущего», например ребенок даже в фантазиях и мечтах не может представить себя в качестве взрослого. У людей, страдающих от посттравматического стресса, также могут наблюдаться:
♦ нарушения сна;
♦ раздражительность;
♦ гиперреактивность;
♦ нарушения памяти и концентрации внимания.
Необходимо упомянуть, что человек, переживший насилие, находящийся в состоянии посттравматического стресса, живет в постоянном напряжении, ожидая повторения насилия, а это, в свою очередь, сказывается на его повседневной жизни: например, резкое понижение успеваемости у ребенка, пережившего насилие.
Немаловажно и то, что человек, перенесший травму, может полностью поменять свой взгляд на мир, причем часто на смену одним иллюзиям приходят другие: вместо веры в то, что «мир справедлив и упорядочен», приходит убеждение в полной несправедливости и непредсказуемости мира. Результатом такого убеждения может стать то, что ребенок никому не рассказывает о произошедшем. Все более понятными становятся известные случаи, когда ребенок, переживший насилие, не хотел покидать семью, где это произошло, боялся усыновления, предполагая, что все в мире родители плохо обращаются со своими детьми.
|
|
Выше уже упоминалось, что жертва насилия часто стремится полностью забыть о произошедшем, но существует и другой вариант: человек, испытавший насилие, может пытаться как бы заново пережить травмирующую ситуацию, чтобы наконец разрешить ее. К несчастью, такие попытки изменить прошлое приводят только к повторной травматизации.
Другим последствием травмы может стать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Злоупотребление наркотиками считается одним из распространенных способов реакции на насилие у подростков.
Итак, насилие, пережитое в семье, часто влечет за собой развитие посттравматического стресса. Это состояние является крайне тяжелым и при отсутствии своевременной помощи может вести к возникновению многочисленных психологических и социальных расстройств.
Последствия физического и сексуального насилия в семье
В случаях, когда речь идет о насилии в семье, особое значение имеет наличие привязанности между жертвой и агрессором. В случае нападения со стороны незнакомого человека психологические последствия, как правило, носят менее острый и стойкий характер, так как в подобной ситуации большую роль играет поддержка близких, особенно матери. В случае же домашнего насилия положение становится гораздо более сложным. Ребенок, перенесший насилие со стороны родственника или другого близкого человека, чувствует, что его предали, теряет ощущение без-
опасности, а мир для него становится непредсказуемым. Так как в норме именно семья воспринимается человеком как безопасное место, а родители на бессознательном уровне рассматриваются ребенком как защитники, то, если насильственные действия совершает родитель или же ребенок приходит к выводу, что родитель не может или не хочет его защитить, возникает диссонанс, исчезает чувство безопасности, возрастает тревога, уменьшается способность доверять другим людям, появляется ощущение невозможности контролировать происходящее.
Последствия сексуального насилия. Сексуальное насилие над ребенком. — это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальные действия, значение которых они не понимают, на которые они не могут дать осознанного согласия. В литературе описываются следующие последствия сексуального насилия над детьми:
|
|
♦ страх повторения насилия (ребенок живет в ожидании насилия, что, например, мешает концентрации внимания и приводит к снижению школьной успеваемости, а это, в свою очередь, ухудшает положение ребенка и объективно, и субъективно);
♦ страх перед тем, что окружающие узнают о произошедшем (это тесно связано с чувством стыда);
♦ стыд и чувство вины (многие дети считают, что каким-то образом заслужили насилие; о том, почему это происходит, речь пойдет ниже);
♦ расстройства эмоциональной сферы (повышенная тревожность, частые смены настроения, подавленность, склонность к слезам, вспышки агрессии, раздражительность);
♦ нарушения сна;
♦ неприятие собственного тела;
♦ нарушения взаимоотношений (чувство одиночества, изолированности);
♦ заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, чувство беспомощности (это чувство усиливается, если ребенок делает попытки прекратить насилие, сообщить о происходящем, но встречает непонимание и даже гнев со стороны взрослых, к которым он обращается за помощью);
♦ психосоматические нарушения.
Необходимо отметить, что все перечисленные выше последствия не являются специфичными именно для сексуального насилия. Они характерны и для детей, переживших другие формы насилия. Пожалуй, единственным специфичным для сексуального насилия последствием является сексуализированное поведение. Это сексуально окрашенное поведение, не соответствующее возрасту ребенка и контексту отношений, в которых оно проявляется. Почему возникает такое поведение? Все дети испытывают потребность в любви и заботе, и многие дети, подвергшиеся сексуальному злоупотреблению, происходят из семей, где такая близость со взрослым, с родителем являлась единственно возможной. Часто ребенок приходит к выводу, что любовь можно проявить или получить только таким способом. Отсюда и происходит то, что мы называем сексуализированным поведением, которое, вызывая непонимание и неприятие окружающих, ведет к дальнейшей дезадаптации и отторжению ребенка.
Некоторые авторы описывают последствия насилия, классифицируя его по сферам. Так, в качестве нарушений эмоциональной сферы называют страх, тревожность, депрессию, нарушение самооценки, злость, чувство вины и стыд. В поведенческой сфере может наблюдаться агрессивность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение. В когнитивной сфере могут иметь место нарушения восприятия и внимания. В биологической сфере отмечаются гипервозбудимость, соматические нарушения и тому подобные явления. В сфере межличностных отношений могут иметь место сексуальные проблемы, проблемы в построении отношений, принятие роли жертвы или агрессора.
Ряд авторов указывают на то, что психологические последствия насилия являются разными в зависимости от возраста ребенка. Н. К. Асановой приводится следующая классификация.
♦ У дошкольников, переживших сексуальное насилие, наиболее общими симптомами являются тревога, ночные кошмары, общее посттравматическое стрессовое расстройство, «избегающее» поведение, уходы, депрессия, боязливость, агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, несоответствующее возрасту сексуальное поведение.
♦ Для детей школьного возраста характерны такие реакции, как страх, невротические расстройства, агрессия, ночные кошмары, затруднения в школе, гиперактивность (находясь в постоянном напряжении дома, ребенок не может сдерживаться в школе, где нет людей, агрессии со стороны которых он боится) и регрессивное поведение.
♦ У подростков чаще наблюдались депрессии, суицидальное и самоповреждающее поведение, соматические жалобы, противоправные действия, побеги из дома и злоупотребление наркотическими веществами.
Кроме того, большинство детей, переживших сексуальное или другой вид насилия, испытывают глубокое чувство вины и считают, что каким-то образом заслужили произошедшее с ними. С. Дойл утверждает, что возникновение чувства вины в случае домашнего насилия у ребенка обусловлено историко-культурными причинами: из детских сказок (например, «Пряничный домик») дети узнают, что причинять им зло могут только посторонние люди, а если они страдают от рук своих родителей, то либо заслуживают наказания, либо это делается ради их же «блага».
Последствия физического насилия. Точно так же, как и сексуальное злоупотребление, физическое жестокое обращение может вести к развитию посттравматического стресса. Дети, подвергающиеся физическому насилию, демонстрируют те же признаки психологического дистресса, что и дети, ставшие жертвами сексуального насилия в семье.
Ребенок — жертва физического насилия — может испытывать страх, подавленность, тревогу, гнев, беспомощность; страдать нарушениями сна, депрессией; иметь пониженную самооценку; быть склонным к резким переменам настроения и вспышкам агрессивности. Стыд и чувство вины реже упоминаются в связи с последствиями физического насилия, но отрицать их наличие у детей, подвергающихся этой форме жестокого обращения, нельзя: эти дети также считают, что каким-то образом заслужили насилие, что действия их родителей оправданы.