Пример: особенности депрессии у подростков — социальных сирот




Г. 3. Батыгина, изучая особенности депрессии у подростков — социальных сирот, обна­ружила, что во многих случаях депрессивные состояния возникали задолго до острой психической травмы в рамках эндогенного заболевания или невротической депрессии вследствие длительного воздействия неблагоприятной ситуации. В момент утраты се­мьи у подростков отмечалось резкое углубление и видоизменение депрессивного со­стояния: ведущим в клинической картине становился дисфорический фон настроения, выступающий в сложном сочетании с неустойчивым по напряженности аффектом трево­ги и страха. При усилении тревоги возникали состояния психомоторного возбуждения, протекавшие с истерическим или истеро-дисфорическим оттенком. Характерно, что на всем протяжении депрессии присутствует реактивный фактор: отсутствие дома, семей­ной поддержки, незащищенность, опасения перед неизвестным будущим, страх оди­ночества. При этом преобладающими являются не идеи самоуничижения и несостоя­тельности, а идеи заброшенности, отверженности, сопряженные с глубоким чувством обиды. Школьная дезадаптация, отсутствовавшая или лишь незначительно выраженная до утраты семьи, после психотравмы резко нарастает. Следует отметить, что во всех случаях тревожные депрессивные расстройства у подростков в ситуации социального сиротства были затяжными (не менее 1 года) и, несмотря на заботу оставшихся родст­венников, внимание педагогов, поддержку сверстников, хорошие условия жизни, с тру­дом поддавались и психотерапии, и психотропному лечению.

сивные состояния могут также иметь дистимическую окраску (сочетание астени­ческих симптомов с отрицательными эмоциями, раздражительностью и каприз­ностью), иногда со склонностью к эксплозивным реакциям.

Исследование Г. 3. Батыгиной показало относительно большую тяжесть де­прессивных состояний у подростков в ситуации социального сиротства по сравне­нию с депрессиями у подростков, живущих в семье. Ситуация социального сиротст­ва является мощным дезадаптирующим фактором, провоцирующим углубление депрессии и порождающим тяжелые формы школьной и социальной дезадаптации.

Подавляющее большинство детей в приютах являются жертвами насилия. Ча­ще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, однако часть детей, особенно подросткового возраста, пострадала от сексуального насилия со сторо­ны сверстников и незнакомых взрослых. Последствия перенесенного жестокого обращения часто проявляются в очень острой форме и приводят к серьезным из­менениям личности. Подробнее эта тема рассмотрена в специальном разделе это­го учебника.

Основные направления работы психолога с детьми и подростками — социаль­ными сиротами. Конвенция о правах ребенка утверждает, что «во всех действиях, касающихся детей, отправным пунктом должно быть соблюдение интересов ре­бенка». Это требует полного и детального понимания детей, которым мы хотим помочь, и поэтому, прежде чем принимать любое действие, необходимо понять детей и их потребности, рассмотреть возможные для работы средства. Дети с раз­личными судьбами будут по-разному реагировать на предлагаемую психологиче­скую помощь. То, что с радостью встречено одним ребенком, никогда автоматически не станет приемлемым для другого. Многие дети способны четко сформулировать собственные проблемы и знают, что принесет им пользу.

Доверительные отношения с ребенком являются основой результативной ра­боты психолога. Многие беспризорные дети сталкиваются с ситуациями, которые делают их подозрительными и недоверчивыми. Для того чтобы узнать детей луч-

ше и создать ситуацию, когда они будут принимать информацию, совет и под­держку, необходимо доверие. Обретение его может быть длительным процессом.

Воспитание ребенка вне семьи или в условиях других форм эмоциональной де-привации приводит к тому, что к подростковому возрасту он не имеет всех тех навыков социального поведения, которые необходимы для успешной адаптации в обществе. Целенаправленная помощь в формировании широкого репертуара жизненных навыков может в некоторой степени компенсировать эту недостаточ­ность. Для социализации детей, их социальной адаптации необходима постоянная работа с ними педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов и всего коллектива учреждения, направленная на развитие и обучение детей. Пси­холог в детском доме и приюте определяет уровень психического и социального развития детей, степень и характер их дезадаптации, выявляет ценностные и ре­ферентные ориентации, типы личностного реагирования на стрессогенные ситуа­ции, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в работе с ним, прогнозировать поведенческие проявления и направление развития ребенка.

Другое направление психологической работы заключается в оказании психо­терапевтической помощи. Как уже отмечалось, большинство детей из неблагопо­лучных семей, детей, долгое время живших на улице, являются жертвами наси­лия: эмоционального, физического, сексуального. Такие дети могут находиться в состоянии посттравматического стресса, без лечения это состояние может про­должаться длительное время и препятствовать адаптации и развитию ребенка.

Независимо от причин, его вызвавших, само помещение ребенка в воспита­тельное учреждение, отрыв от семьи или потеря семьи являются сильными трав­мирующими факторами. В ситуации разлуки с семьей ребенку кажется, что он со­всем один в этом мире, ему приходится переосмысливать отношение родителей к себе и свое собственное отношение к ним. В зависимости от опыта и особенностей личности ребенок выбирает свой способ совладания с ситуацией. Например, если ребенок склонен переживать чувство вины, то он внутренне как бы соглашается с фактом отвержения, изгнания его близкими, что ведет к потере самоуважения, по­буждению к иррациональному стремлению исправиться, только неизвестно в чем, или избавить других от своего недостойного присутствия. Другой путь может вы­ражаться в признании вины семьи, родителей, когда ребенок приходит к выводу, что именно они виноваты в том, что он оторван от семьи, это ведет к дискредита­ции семьи и положительного прошлого опыта. Обе позиции — отвержения себя или семьи — психологически обоснованы, но не способствуют успешному приспо­соблению к новой ситуации, установлению новых связей и сохранению эмоцио­нальной связи с родителями. Различия в реакциях детей на разлуку с родителями предопределяют различия в отдаленных психологических последствиях.

Дети, находящиеся в трудной ситуации, особенно нуждаются в чувстве без­опасности, в эмоциональной поддержке, в понимании происходящего, в сохране­нии чувства контроля. Из-за неблагоприятного опыта, разлуки с родителями и значимыми людьми, неопределенности будущего дети в приютах и детских домах часто испытывают чувства страха и тревоги. Переживание горя и страх блокиру­ют образование нового опыта, такая ситуация является угрожающей для лично­сти ребенка. Многие дети в кризисной ситуации теряют доверие к окружающим. Могут пройти годы, прежде чем ребенок снова станет доверять людям. Таким

детям необходимы эмоциональная поддержка, эмпатия, понимание и одобрение. В поддерживающей среде способность детей восстанавливать душевные и физи­ческие силы проявится быстрее и они смогут найти способы совладания с ситуа­цией. У детей и подростков в состоянии стресса также часто затруднено понима­ние того, что с ними происходит. На вопросы: «Почему это случилось со мной? Почему родители бросили меня?», не всегда возможно найти ответ. Попытки от­ветить на вопросы честно и объективно, признание, что не все вопросы имеют от­веты, может помочь ребенку принять ситуацию. Дети и подростки, оказавшиеся в государственном учреждении, имеют право знать о планах администрации по по­воду их дальнейшего устройства. Конечно, не всегда планы выполняются, как это было задумано, но вовлечение детей в планирование их собственного будущего является жизненно необходимым, дает чувство контроля над судьбой. Задача пси­холога в таких условиях — приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку заново обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих взрослых, раз­вить самостоятельность и независимость.

Взаимоотношения воспитанников и работников воспитательных учреждений должны строиться на уважительном отношении друг к другу, на признании прав детей на самостоятельность, свободу выбора в принятии решений. Характер взаи­модействия между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказыва­ет существенное влияние на уровень самоуважения, на направление мотивации, на развитие саморегуляции тех, кто находится в зависимом положении. Ориента­ция персонала воспитательных учреждений на поддержку автономности детей, на расширение контактов детей с другими группами сверстников и взрослых, харак­теризующимися иными формами взаимоотношений, организация разных видов общественно и личностно значимой деятельности ведет к повышению самоуваже­ния и уверенности детей в себе.

В подростковом возрасте ребенок часто задумывается о своих личностных осо­бенностях и качествах характера, а также о личностных особенностях своих роди­телей. Подростки, находящиеся в приютах из-за асоциального образа жизни роди­телей, начинают думать, что у них, так же как и у родителей, может неудачно сложиться жизнь, что их характер повторяет характер родителей, возникает тре­вога по отношению к будущему. Психолог в таких случаях призван помочь подро­сткам сформировать положительное отношение к будущему, помочь найти ресурсы, чтобы построить будущее так, как подросток этого хочет. Важно помочь подрост­ку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сформиро­вать готовность к будущей трудовой деятельности.

Наша практика работы с детьми — социальными сиротами приводит к необхо­димости наряду с традиционными для отечественной психологии методами ис­следования и помощи использовать психоаналитический подход; как в области исследования жизненной истории ребенка, психологических травм, которые он перенес, механизмов защит, которые он использует, так и в области оказания пси­хологической помощи целесообразно развивать психоаналитическое консульти­рование и другие методы, направленные на осознавание подростками и взрослы­ми бессознательных компонентов своего поведения.

Важно добавить, что выпускники детских домов, школ-интернатов, приютов испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, поддержки, жилья отнюдь не способствует социальной адаптации подростка. С. А. Левин

и Ю. В. Логинова в своей работе в московском центре постинтернатной адаптации воспитанников детских домов столкнулись с тем, что у последних в той или иной степени формируются следующие черты:

♦ иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собст­венности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;

♦ трудности в общении там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение, а поэтому требуется способность гибко и спонтанно реагировать и строить отношения;

♦ инфантилизм, замедленное формирование самоопределения и самоосознания; незнание и непринятие самого себя как личности, неспособность к сознатель­ному выбору своей судьбы;

♦ перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образ­цами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, со­циально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должен бы, но не дает детский дом.

Следовательно, выпускнику интернатного учреждения необходима поддержка при переходе из довольно упрощенного и глубоко специфического мира детского дома в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и об­рести самостоятельность в различных сферах жизни. Служба социально-психоло­гической помощи для выпускников государственных учреждений в таких случаях может служить пространством, переходным из мира интерната во внешний мир, быть средой общения, задающей определенный тон, атмосферу, положительные ценностные представления, и оказывать помощь молодым людям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Кроме того, необходимо отметить, что в нашей стране для изменения ситуации детей, оставшихся без попечения родителей, нужна помощь психологической нау­ки и для воспитания общественного сознания в духе терпимости и сострадания как в отношении сирот, так и в отношении родителей, вынужденных отказываться от своих детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: