Действий физи'ческих па'мять, 7 глава




После этого следует реплика на снятие звука и технологический прием его выведения - "плав­но", "резко", и проч. Если необходимо, в приме­чании указывают порядок переключения групп громкоговорителей в процессе воспроизведение данного фрагмента, направление панорамирова­ния звука, напр., с открытием занавеса музыку плавно перевести в глубь сцены. Там же могут быть отмечены технологические особенности звукового сопровождения кинофрагментов, мо­мент включения ревербератора и др. особенно­сти звукового сопровождения театрализованного представления. В тех случаях, когда муз. или шумовой фрагмент дается с "наплывом", т. е. одна фонограмма вводится во время звучания другой (воспроизведение с двух магнитофонов), в М. п. делается запись с указанием порядкового номера включения. Включение микрофона выде­ляется в М. п. отдельно, причем также указыва­ется реплика на включение, группа громкогово­рителей и оптимальный уровень усиления.

М. п. обязательно сверяется с монтажным листом и утверждается постановщиком.

МУЗЫКА'ЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, му­зыка, сопровождающая драматический спек-



такль, фильм, радиопостановку, театрализован­ное представление, праздник и т. п.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, Главный дирижер. Главный хормейстер.

МУЗЫКА'ЛЪНЫЙ ФЕЛЬЕТО'Н, музы­кально-речевой эстрадный жанр. Тематическая направленность не отличается от фельетона эст­радного, но значительно возрастают исполни­тельские возможности при его сценическом во­площении. Разновидностью М. ф. является "муз. мозаика" - своеобразный монтаж из цитат и отрывков музыкально-текстовых произведений, к-рые несут определенную драматургическую функцию. При этом муз. материал может соот­ветствовать словам или являться по отношению к ним своеобразным контрапунктом (контра­стировать). (Реприза)

МЫШЦ ОСВОБОЖДЕНИЕ, Свобода мышц.

МЮ'ЗИКЛ (англ. musical), вид синтетиче­ского зрелища, в к-ром драматический сюжет, воплощен в диалогах, музыке, пении и хореогра­фии.

Новое в М. по отношению к оперетте, музы­кальной комедии и ревю состоит в том, что все эл-ты, объединенные в структуре произведения, находятся в нерасторжимом единстве, внутренне взаимосвязаны, подготавливают переход одной формы воплощения в другую. Песни и танцы в М. обычно не оправдываются фабульно, как это делается в оперетте. Они функционируют в М. поэтически, как метафора.

Замкнутая цепь фабульного развития событий прерывается в М., прямым обращением в зал, как в спектаклях Б. Брехта, но не для того, чтобы вызвать эффект "отчуждения", а для того, чтобы "замкнувшись" на зрителе, вовлечь его внутрь представляемого, это момент наивысшего эмо­ционального обобщения: актер не только не вы­ходит из образа, он живет в нем с наибольшей полнотой и, даже обращаясь к зрителю, говорит с ним не от себя, а от имени своего героя.

Разность структур М., оперетты и зонга отра­жает различие в содержании, к-рое этими струк­турами организовано.

Основной формальный признак М. - синкре-тичность музыкально-драматической формы, рожденной стремлением к созданию зрелища повышенного эмоционального воздействия. В великих М. герои и их судьбы должны волновать зрителя. Это драмы и комедии, где музыка и танцы должны подчеркивать человеческие эмо­ции, говорить всерьез ("Оклахома!" Р. Роджерса -О. Хаммерстайна. "Эини, бери ружье" И. Берлина - X. и Д. Филдзов. "Вестсайдская ис­тория" Бернстайна).

МЬЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall, бук». -концертный зал), вид эстрадного театра, в про­грамме к-рого чередуются эстрадные, цирковые, балетные, музыкальные номера легкого жанра. Первые М.-х, возникли в ^Великобритании в се­редине 19 в. В России М. не получил широкого


распространения, как на Западе. Черты больших мюзик-холльных представлений можно увидеть в еадово-парковых феериях (напр., в "Эрмитаже" у М. Лентовского), в программах больших кафе­шантанов. Советские мюзик-холлы, созданные в 20'-е годы, как и вся русская эстрада, испытали на себе заметное влияние драматического теат­ра. М. состоят из различных по жанру номеров. "Короткометражность" диктует свои законы ар­тистам, постановщикам, авторам. В небольших и многоактных обозрениях основной представле­ния остается номер. Отдельные эпизоды, номера объединяются либо фигурой обозревателя, либо "сквозным сюжетом", либо, конферансом.

н

НАРО'ДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное иск-во, фольклор}, синтетическое по характеру иск-во, художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (преда­ния, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инстру­ментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архи­тектура, изобразительное иск-во и декоратив­но-прикладное иск-во. Н. т., зародившееся в глу­бокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выра­зитель народного самосознания. В широком смысле к Н. т. относят все виды непрофессио­нального иск-ва (самодеятельное иск-во, в т, ч. народные театры).

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, способность. проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства пред­метов или явлений. Предполагает любознатель­ность, пытливость и приобретается в жизненном * опыте. Ее развитие - важная задача формирова­ния установки на познание и адекватное воспри­ятия действительности. Н., как особая чуткость к явлениям окружающего мира и человеческим отношениям, является одним из главных про­фессиональных качеств реж-ра массовых театра­лизованных действий и требует постоянной тре­нировки и развития.

НАБЛЮДЕНИЕ, 1) (Психол.) изучение ми­ра на уровне чувственного познания, целена­правленное и осознанное. В нем проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности 2) Один из важнейших видов тренинга режиссерской наблюдательно­сти и способности раскрывать смысл и драма­тургию жизненных фактов и событий и перево­да их в театрализованное действие. Оно осуще­ствляется в период обучения в этюдах на жиз­ненный факт, где реж-р, показывая привлекший его внимание жизненный факт осмысливает его и выстраивает композиционное целое.



НА СТАДИО'НЕ ПРЕДСТАВЛЕ-НИЕ СПОРТИВHO-ХУДО'ЖЕСТВЕННОЕ, Спор-тивно-художественное представление на стадионе.

НАСТРОЕНИЕ сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющее как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. В отличие от ситуативных эмоций и эффектов, является эмоциональной реакцией не на непосредственное последствие конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся Н., в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции в связи с происходящими событиями соответственно меняя направление мыслей, восприятие и поведение.

В зависимости от степени осознанности причин вызвавших конкретное Н.. оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение пр.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или же увлеченность, радость, восторг и пр.).

НАСТРОЕ'НИЕ ПРАЗДНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ, создание праздничного настроения -одна из главных задач режиссуры массово-театрализованного действия, где определен-Ж выразительные средства, среди к-рых особое значение имеет музыка, вызывают настроение каждого эпизода и номера, возбуждая эмо­циональное отношение к его жизненному смыслу.

HO'MEP (< лат. numerus - число), основной

составной эл-т театрализованного действия,

представляющий собой оригинальное законченное произведение исполнительского иск-ва. К признакам, отличающим Н. от других форм сце­нического иск-ва, относятся: лаконизм, приори­тет рассказа как средства отображения действи­тельности. новизна материала (собственно но-визиа содержания, новизна трактовки), индиви­дуальность исполнителя (его темперамент, склад характера, своеобразие речевых и вокальных данных, сценическое обаяние заставляют триж­ды знакомое содержание звучать по-новому), непосредственность общения с публикой. Н. -первооснова театрализованного представления. Различают два типа Н.: поставленные самостоя­тельно, вне зависимости от замысла тематиче­ского представления, или эстрадные (концерт­ные) Н., и Н., поставленные специально для рас­крытия темы и идеи определенной композиции, постановки. (Реприза, Информация о номере, Массовая сцена. Монтаж номеров. Прикрытие).

HOMEPO'B МОНТА'Ж, Монтаж номеров. HPA'BCTBEHHOE ДЕ'ЙСТВИЕ, процесс воздействия чел-ка на свой душевный мир, на свое отношение к людям, к окружающему миру.


НУЛЕВО'Й ПЛАН СЦЕ'НЫ, условная зо­на, пролегающая по всей ширине сцены. Перед­ней границей Н. п. с. служит красная линия сце­ны.

О

ОБОЗРЕ'НИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ, жанр. выработанный немецким драматургом и реж-ром Э. Пискатором в 20-годы Иногда он приспосаб­ливал для этой цели наиболее подходящие пье­сы, иногда создавал оригинальные сценарии. П. о. строились на монтаже фотографии, кино­кадров, репродукций подлинных газетных ста­тей. Пискатор первым ввел в драматический спектакль кино, понимая этот прием "не как ин­тересное обогащение режиссерских возможно­стей, а как средство сделать видимыми истори­ческие связи драматического материала и саму пьесу включить в исторический ход".

ОБОРУДОВАНИЕ СНЕ'НЫ-КОРО'БКИ, совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для осуществления сце­нического зрелища, составная часть техники сцены. К нему относятся система подъемов, све­товое оборудование. Вверху сцены-коробки, под самым потолком, находятся колосники - дере­вянная решетка, к к-рой на тросах крепятся штанкеты - металлические трубы или деревян­ные брусья. На штанкетах подвешиваются оде­жда сцены, светоаппаратура, детали оформле­ния. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противо­весов - для облегчения подъема и опускания штанкетов. При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет. Здесь же монтируется барабан гори­зонта - катушка, на которую наматывается по­лотно сценического горизонта, декорационный подъем - устройство для подвески мягких и же­стких декораций, состоящее из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом, ин­дивидуальный подъем - устройство, позволяю­щее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах, кулисная машина - при­способление для перемещения жестких кулис и др. эл-тов декораций параллельно портальной стене сцены.

Для быстрой смены декораций служит также накатная площадка - платформа, перемещаю­щаяся на катках по планшету сцены, фурки, круг, подъемно-опускные площадки. Различают следующие подъемно-опускные площадки: а) плунжеры - специальные опускные площадки, устроенные обычно в барабане круга; на них де­корация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рель­еф планшета, необходимый для данной поста­новки; б) собственно подъемно-опускная пло-



щадка - часть планшета сцены, поднимающаяся над ним на заданную высоту и опускающаяся под сцену в трюм: в) подъемно-опускной план (поплановый подъемник) - подъемно-опускная площадка, занимающая целиком один и? планов сцены; г) люк-провал - небольшая часть планше­та, опускающаяся под сцену и служащая для эф­фекта появления или исчезновения актера.

По стенам вокруг сцены расположены гале-реи, соединенные между собой узкими мостика­ми. В некоторых театрах над колосниками, под самым потолком смонтирован водяной противо­пожарный занавес (1).

0'БРАЗ, 1) (филос.) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений матери­ального мира в сознании чел-ка. О. на чувствен­ной ступени познания - ощущения, восприятия, представления: на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения. Материальной фор­мой воплощения О.. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. 2) Вид, облик (создать что-л. по своему образу и подобию). 2) Живое, наглядное представление о ком- о чем-н. (светлые образы будущего). 4) В художественном произведении: тип, характер. (О. скупца - Плюшкин в "Мертвых душах" Гого­ля). 5) Порядок, направление чего-н., способ (О. мыслей, О. действий). (Художественный О., Документальный О, Маска-0., О. общения, Пла­стический О., Словесный О., О. события, Лента образов. Образное решение, Образность. Образ­ный ход. Образный прием).

0'БРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ лубоже-ственньш образ.

0'БРАЗ ДЕ'ЙСТВИЯ, внутреннее впечатле­ние, настроение, вызванное духовным смыслом массового действия и личным соучастием в нем. Это впечатление часто ассоциируется со зримы­ми, ощутимо символическими образами, фоку­сирующими духовный смысл праздничного со­бытия (напр., песня А. Пахмутовой ассоциирует­ся с взлетевшим в небо талисманом Мишкой во время прощания с Олимпиадой-80 в Москве).

0'БРАЗ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ, Докумен­тальный образ.

0'БРАЗ-МА'СКА, Маска-образ.

0'БРАЗ ОБЩЕ'НИЯ, внутреннее впечатле­ние от способа, манеры, атмосферы игрового общения участников праздника, театрализован­ного представления. О. о. возникает между ис­полнителем и зрителем, между ведущим и реаль­ными героями, между самими участниками праздничной игры. Образное общение являете основным художественным материалом создания образа праздничного жизненного события.

0'БРАЗ ПЛАСТИЧЕСКИЙ, Пластический образ.

0'БРАЗ СЛОВЕ'СНЫЙ, Словесный образ.

0'БРАЗ СОБЫТИЯ, отображение духовно­го содержания жизненных явлений выразитель­ными средствами театрализации, эмоциональ­но-образное восприятие участниками жизненно­


го смысла праздничного события и своего соуча­стия в нем.

ОБРАЗОВ ЛЕ'НТА, Лента образов.

ОБРАЗНОЕ РЕШЕ'НИЕ, совокупность вы­разительных средств, к-рыми режиссер раскры­вает свою концепцию произведения, свою худо­жественную мысль.

0'БРАЗНОСТЬ, изобразительность, яркость, наделенность образами. Поиск О. не может быть сведен к какому-то единому правилу или усло­вию, ибо он заложен в том богатстве художест­венных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В теат­рализованных представлениях и праздниках спе­цифика О. состоит в том. что он определяется конкретным событием, с которым связана, ухо­дит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, обобщение реаль­ного факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения ре­альности.

Различают символическую О., историческую О. и персонифицированную О.

Символическая О. - совокупность ху­дожественных образов символического значения Она используется: 1) для выражения идеи худо­жественно-массового мероприятия, 2) как прин­цип построения художественно-массового меро­приятия (найдя образ, адекватный идее, реж-р получает логику построения всего представле­ния, т.н. сценарно-режиссерский ход); 3) как движущая сила сюжета художественно-массового мероприятия (символ становится сю­жетным стержнем всего представления), 4) для усиления эмоционального фона восприятия ре­ального жизненного материала. Символическая О. предполагает поиски условно-знаковой сис­темы, ассоциирующейся у участников театрали­зованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.

Историческая О., живое, наглядное представление событий, имеющих в своей осно­ве близкие аудитории аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опираю­щиеся на народные традиционные основы, ис­пользующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.

Персонифицированная О дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности "оживают" предметы. которым придается характер одушевленных пер­сонажей в театрализованном действе.

0'БРАЗНЫЙ, изобразительный, яркий, жи­вой, содержащий образы.

0'БРАЗНЫЙ ПРИЕ'М, ассоциативное, ус­ловно-игровое выражение смысла массового действа, театрализованного представления, его сквозного действия и монтажного построения.



ОБРАЗНЫЙ ХОД, зримое выражение сюжетного хода и сквозного действия театрализованного представления, массового действа, дающий возможность взаимосвязать все его эпизоды и создать неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, действий.

ОБРАЗОВ ЛE'HTA, Лента образов.

ОБРЯ'Д, совокупность установленных обычаем действий, в к-рых воплощаются какие-н. религиозные представления или бытовые традиции. (Свадебный О., О. посвящения). Компонентами-народных обрядовых празднеств являются песни, танцы, игры, присловья, поговорки, пословицы, заговоры, инструментальная музыка, вобравшие в себя бесценное творчество народа за многие века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: