После этого следует реплика на снятие звука и технологический прием его выведения - "плавно", "резко", и проч. Если необходимо, в примечании указывают порядок переключения групп громкоговорителей в процессе воспроизведение данного фрагмента, направление панорамирования звука, напр., с открытием занавеса музыку плавно перевести в глубь сцены. Там же могут быть отмечены технологические особенности звукового сопровождения кинофрагментов, момент включения ревербератора и др. особенности звукового сопровождения театрализованного представления. В тех случаях, когда муз. или шумовой фрагмент дается с "наплывом", т. е. одна фонограмма вводится во время звучания другой (воспроизведение с двух магнитофонов), в М. п. делается запись с указанием порядкового номера включения. Включение микрофона выделяется в М. п. отдельно, причем также указывается реплика на включение, группа громкоговорителей и оптимальный уровень усиления.
М. п. обязательно сверяется с монтажным листом и утверждается постановщиком.
МУЗЫКА'ЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, музыка, сопровождающая драматический спек-
такль, фильм, радиопостановку, театрализованное представление, праздник и т. п.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, Главный дирижер. Главный хормейстер.
МУЗЫКА'ЛЪНЫЙ ФЕЛЬЕТО'Н, музыкально-речевой эстрадный жанр. Тематическая направленность не отличается от фельетона эстрадного, но значительно возрастают исполнительские возможности при его сценическом воплощении. Разновидностью М. ф. является "муз. мозаика" - своеобразный монтаж из цитат и отрывков музыкально-текстовых произведений, к-рые несут определенную драматургическую функцию. При этом муз. материал может соответствовать словам или являться по отношению к ним своеобразным контрапунктом (контрастировать). (Реприза)
|
МЫШЦ ОСВОБОЖДЕНИЕ, Свобода мышц.
МЮ'ЗИКЛ (англ. musical), вид синтетического зрелища, в к-ром драматический сюжет, воплощен в диалогах, музыке, пении и хореографии.
Новое в М. по отношению к оперетте, музыкальной комедии и ревю состоит в том, что все эл-ты, объединенные в структуре произведения, находятся в нерасторжимом единстве, внутренне взаимосвязаны, подготавливают переход одной формы воплощения в другую. Песни и танцы в М. обычно не оправдываются фабульно, как это делается в оперетте. Они функционируют в М. поэтически, как метафора.
Замкнутая цепь фабульного развития событий прерывается в М., прямым обращением в зал, как в спектаклях Б. Брехта, но не для того, чтобы вызвать эффект "отчуждения", а для того, чтобы "замкнувшись" на зрителе, вовлечь его внутрь представляемого, это момент наивысшего эмоционального обобщения: актер не только не выходит из образа, он живет в нем с наибольшей полнотой и, даже обращаясь к зрителю, говорит с ним не от себя, а от имени своего героя.
Разность структур М., оперетты и зонга отражает различие в содержании, к-рое этими структурами организовано.
Основной формальный признак М. - синкре-тичность музыкально-драматической формы, рожденной стремлением к созданию зрелища повышенного эмоционального воздействия. В великих М. герои и их судьбы должны волновать зрителя. Это драмы и комедии, где музыка и танцы должны подчеркивать человеческие эмоции, говорить всерьез ("Оклахома!" Р. Роджерса -О. Хаммерстайна. "Эини, бери ружье" И. Берлина - X. и Д. Филдзов. "Вестсайдская история" Бернстайна).
|
МЬЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall, бук». -концертный зал), вид эстрадного театра, в программе к-рого чередуются эстрадные, цирковые, балетные, музыкальные номера легкого жанра. Первые М.-х, возникли в ^Великобритании в середине 19 в. В России М. не получил широкого
распространения, как на Западе. Черты больших мюзик-холльных представлений можно увидеть в еадово-парковых феериях (напр., в "Эрмитаже" у М. Лентовского), в программах больших кафешантанов. Советские мюзик-холлы, созданные в 20'-е годы, как и вся русская эстрада, испытали на себе заметное влияние драматического театра. М. состоят из различных по жанру номеров. "Короткометражность" диктует свои законы артистам, постановщикам, авторам. В небольших и многоактных обозрениях основной представления остается номер. Отдельные эпизоды, номера объединяются либо фигурой обозревателя, либо "сквозным сюжетом", либо, конферансом.
н
НАРО'ДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное иск-во, фольклор}, синтетическое по характеру иск-во, художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное иск-во и декоративно-прикладное иск-во. Н. т., зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. В широком смысле к Н. т. относят все виды непрофессионального иск-ва (самодеятельное иск-во, в т, ч. народные театры).
|
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, способность. проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов или явлений. Предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном * опыте. Ее развитие - важная задача формирования установки на познание и адекватное восприятия действительности. Н., как особая чуткость к явлениям окружающего мира и человеческим отношениям, является одним из главных профессиональных качеств реж-ра массовых театрализованных действий и требует постоянной тренировки и развития.
НАБЛЮДЕНИЕ, 1) (Психол.) изучение мира на уровне чувственного познания, целенаправленное и осознанное. В нем проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности 2) Один из важнейших видов тренинга режиссерской наблюдательности и способности раскрывать смысл и драматургию жизненных фактов и событий и перевода их в театрализованное действие. Оно осуществляется в период обучения в этюдах на жизненный факт, где реж-р, показывая привлекший его внимание жизненный факт осмысливает его и выстраивает композиционное целое.
НА СТАДИО'НЕ ПРЕДСТАВЛЕ-НИЕ СПОРТИВHO-ХУДО'ЖЕСТВЕННОЕ, Спор-тивно-художественное представление на стадионе.
НАСТРОЕНИЕ сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющее как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. В отличие от ситуативных эмоций и эффектов, является эмоциональной реакцией не на непосредственное последствие конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся Н., в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции в связи с происходящими событиями соответственно меняя направление мыслей, восприятие и поведение.
В зависимости от степени осознанности причин вызвавших конкретное Н.. оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение пр.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или же увлеченность, радость, восторг и пр.).
НАСТРОЕ'НИЕ ПРАЗДНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ, создание праздничного настроения -одна из главных задач режиссуры массово-театрализованного действия, где определен-Ж выразительные средства, среди к-рых особое значение имеет музыка, вызывают настроение каждого эпизода и номера, возбуждая эмоциональное отношение к его жизненному смыслу.
HO'MEP (< лат. numerus - число), основной
составной эл-т театрализованного действия,
представляющий собой оригинальное законченное произведение исполнительского иск-ва. К признакам, отличающим Н. от других форм сценического иск-ва, относятся: лаконизм, приоритет рассказа как средства отображения действительности. новизна материала (собственно но-визиа содержания, новизна трактовки), индивидуальность исполнителя (его темперамент, склад характера, своеобразие речевых и вокальных данных, сценическое обаяние заставляют трижды знакомое содержание звучать по-новому), непосредственность общения с публикой. Н. -первооснова театрализованного представления. Различают два типа Н.: поставленные самостоятельно, вне зависимости от замысла тематического представления, или эстрадные (концертные) Н., и Н., поставленные специально для раскрытия темы и идеи определенной композиции, постановки. (Реприза, Информация о номере, Массовая сцена. Монтаж номеров. Прикрытие).
HOMEPO'B МОНТА'Ж, Монтаж номеров. HPA'BCTBEHHOE ДЕ'ЙСТВИЕ, процесс воздействия чел-ка на свой душевный мир, на свое отношение к людям, к окружающему миру.
НУЛЕВО'Й ПЛАН СЦЕ'НЫ, условная зона, пролегающая по всей ширине сцены. Передней границей Н. п. с. служит красная линия сцены.
О
ОБОЗРЕ'НИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ, жанр. выработанный немецким драматургом и реж-ром Э. Пискатором в 20-годы Иногда он приспосабливал для этой цели наиболее подходящие пьесы, иногда создавал оригинальные сценарии. П. о. строились на монтаже фотографии, кинокадров, репродукций подлинных газетных статей. Пискатор первым ввел в драматический спектакль кино, понимая этот прием "не как интересное обогащение режиссерских возможностей, а как средство сделать видимыми исторические связи драматического материала и саму пьесу включить в исторический ход".
ОБОРУДОВАНИЕ СНЕ'НЫ-КОРО'БКИ, совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для осуществления сценического зрелища, составная часть техники сцены. К нему относятся система подъемов, световое оборудование. Вверху сцены-коробки, под самым потолком, находятся колосники - деревянная решетка, к к-рой на тросах крепятся штанкеты - металлические трубы или деревянные брусья. На штанкетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов - для облегчения подъема и опускания штанкетов. При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет. Здесь же монтируется барабан горизонта - катушка, на которую наматывается полотно сценического горизонта, декорационный подъем - устройство для подвески мягких и жестких декораций, состоящее из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом, индивидуальный подъем - устройство, позволяющее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах, кулисная машина - приспособление для перемещения жестких кулис и др. эл-тов декораций параллельно портальной стене сцены.
Для быстрой смены декораций служит также накатная площадка - платформа, перемещающаяся на катках по планшету сцены, фурки, круг, подъемно-опускные площадки. Различают следующие подъемно-опускные площадки: а) плунжеры - специальные опускные площадки, устроенные обычно в барабане круга; на них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данной постановки; б) собственно подъемно-опускная пло-
щадка - часть планшета сцены, поднимающаяся над ним на заданную высоту и опускающаяся под сцену в трюм: в) подъемно-опускной план (поплановый подъемник) - подъемно-опускная площадка, занимающая целиком один и? планов сцены; г) люк-провал - небольшая часть планшета, опускающаяся под сцену и служащая для эффекта появления или исчезновения актера.
По стенам вокруг сцены расположены гале-реи, соединенные между собой узкими мостиками. В некоторых театрах над колосниками, под самым потолком смонтирован водяной противопожарный занавес (1).
0'БРАЗ, 1) (филос.) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании чел-ка. О. на чувственной ступени познания - ощущения, восприятия, представления: на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения О.. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. 2) Вид, облик (создать что-л. по своему образу и подобию). 2) Живое, наглядное представление о ком- о чем-н. (светлые образы будущего). 4) В художественном произведении: тип, характер. (О. скупца - Плюшкин в "Мертвых душах" Гоголя). 5) Порядок, направление чего-н., способ (О. мыслей, О. действий). (Художественный О., Документальный О, Маска-0., О. общения, Пластический О., Словесный О., О. события, Лента образов. Образное решение, Образность. Образный ход. Образный прием).
0'БРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ лубоже-ственньш образ.
0'БРАЗ ДЕ'ЙСТВИЯ, внутреннее впечатление, настроение, вызванное духовным смыслом массового действия и личным соучастием в нем. Это впечатление часто ассоциируется со зримыми, ощутимо символическими образами, фокусирующими духовный смысл праздничного события (напр., песня А. Пахмутовой ассоциируется с взлетевшим в небо талисманом Мишкой во время прощания с Олимпиадой-80 в Москве).
0'БРАЗ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ, Документальный образ.
0'БРАЗ-МА'СКА, Маска-образ.
0'БРАЗ ОБЩЕ'НИЯ, внутреннее впечатление от способа, манеры, атмосферы игрового общения участников праздника, театрализованного представления. О. о. возникает между исполнителем и зрителем, между ведущим и реальными героями, между самими участниками праздничной игры. Образное общение являете основным художественным материалом создания образа праздничного жизненного события.
0'БРАЗ ПЛАСТИЧЕСКИЙ, Пластический образ.
0'БРАЗ СЛОВЕ'СНЫЙ, Словесный образ.
0'БРАЗ СОБЫТИЯ, отображение духовного содержания жизненных явлений выразительными средствами театрализации, эмоционально-образное восприятие участниками жизненно
го смысла праздничного события и своего соучастия в нем.
ОБРАЗОВ ЛЕ'НТА, Лента образов.
ОБРАЗНОЕ РЕШЕ'НИЕ, совокупность выразительных средств, к-рыми режиссер раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль.
0'БРАЗНОСТЬ, изобразительность, яркость, наделенность образами. Поиск О. не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика О. состоит в том. что он определяется конкретным событием, с которым связана, уходит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.
Различают символическую О., историческую О. и персонифицированную О.
Символическая О. - совокупность художественных образов символического значения Она используется: 1) для выражения идеи художественно-массового мероприятия, 2) как принцип построения художественно-массового мероприятия (найдя образ, адекватный идее, реж-р получает логику построения всего представления, т.н. сценарно-режиссерский ход); 3) как движущая сила сюжета художественно-массового мероприятия (символ становится сюжетным стержнем всего представления), 4) для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала. Символическая О. предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.
Историческая О., живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие аудитории аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.
Персонифицированная О дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности "оживают" предметы. которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе.
0'БРАЗНЫЙ, изобразительный, яркий, живой, содержащий образы.
0'БРАЗНЫЙ ПРИЕ'М, ассоциативное, условно-игровое выражение смысла массового действа, театрализованного представления, его сквозного действия и монтажного построения.
ОБРАЗНЫЙ ХОД, зримое выражение сюжетного хода и сквозного действия театрализованного представления, массового действа, дающий возможность взаимосвязать все его эпизоды и создать неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, действий.
ОБРАЗОВ ЛE'HTA, Лента образов.
ОБРЯ'Д, совокупность установленных обычаем действий, в к-рых воплощаются какие-н. религиозные представления или бытовые традиции. (Свадебный О., О. посвящения). Компонентами-народных обрядовых празднеств являются песни, танцы, игры, присловья, поговорки, пословицы, заговоры, инструментальная музыка, вобравшие в себя бесценное творчество народа за многие века.