К. состоит на учете в Службе занятости населения в качестве безработной около 1 года. До этого также не работала в течение нескольких лет в связи с болезнью. Образование — среднее специальное по специальности «культработник». Возраст — 40 лет. Замужем, имеет детей. Работала сперва по специальности, а после в архиве, в военно-учетном столе, паспортисткой и т. д. Дольше чем 2-3 года на одном рабочем месте не задерживалась. На вопрос: «Какую работу Вы ищете?» ответила: «Такую, где хорошо платят». На вопрос о специальности перечислила все виды работ, которые она выполняла, и добавила: «Мне все равно, где работать, лишь бы хорошо платили». Основной причиной, по которой она не могла устроиться на работу, она назвала плохую работу кадровых служб предприятий, их незаинтересованность в качественном подборе персонала. К. утверждала, что главная задача кадровых работников — отвязаться от посетителей. Самое лучшее, что можно от них услышать, — «вакансий нет, а могут и матом послать». К тому же К. совершенно уверена, что бороться с хамством кадровых работников бесполезно, так как «слова к делу не пришьешь». На вопрос об объявлениях в газетах она ответила, что все эти объявления — ложь: «Насчет газеты — идите к ним разбираться, что они там публикуют». К. утверждала, что с ней никто долго не разговаривал, отвечали, что она им не подходит по тем или иным причинам.
Уровень запросов К. достаточно высок. Она претендует на должности, которые, как правило, занимают специалисты с высшим образованием: учитель, начальник отдела в государственном учреждении и т. д. На вопрос одного из участников группы: «Почему же Вы до сих пор не нашли работу, если Вы такой опытный специалист?» она ответила: «По слухам, сейчас не рекомендации нужны и не эти ваши дипломы, а взятки. Дашь взятку — значит поступишь на нормальную работу. А для того чтобы дать взятку, нужно не по телефону звонить, а приходить».
В дальнейшем К. отказалась участвовать в работе группы, заявив, что у нее проблем нет, и лучше она будет искать деньги, чтобы дать взятку.
повышают уверенность в себе и изучают методы и методики поиска работы, отрабатывая их в условиях группы.
Аналогичный социально-психологическому тренингу вариант поиска работы предлагает Служба занятости Шотландии — это Клуб ищущих работу. В отличие от тренинга он подразумевает более длительное сопровождение безработных при их высокой личной активности. Главные моменты и в том и в другом случае остаются одними и теми же:
♦ ответственность за успешность трудоустройства целиком лежит на самом безработном;
♦ работа в тренинговой группе и участие в Клубе ищущих работу подразумевает высокую личную поисковую активность безработных;
♦ и в том и в другом случае безработные оказывают друг другу помощь советом, информацией и т. д. Психолог или руководитель Клуба выполняет функцию консультанта.
В настоящее время клубы ищущих работу с большим успехом работают в службах занятости населения многих регионов страны.
В индивидуальной работе с безработными большую роль играют профориентация и профконсультирование. В большинстве случаев обращения за такого рода помощью связаны с желанием человека поменять профессию. Причины для этого могут быть самыми разными: состояние здоровья, усталость от прежней профессии, отсутствие спроса на нее на рынке и т. д. Человек приходит уже с определенным выбором и ждет от психолога подтверждения своего решения. В этой
ситуации важно не брать на себя ответственность за выбор клиента, а показать ему все «плюсы» и «минусы» новой профессии, окончательный же выбор должен оставаться за ним. Часто выбор бывает случайным: клиент слышал, что представители этой профессии много зарабатывают, и решил попробовать себя в этой сфере. В основе психологической помощи безработным лежит информирование их о состоянии рынка труда, о способах планирования и поиска работы, о методах самопрезентации и т. д., а также содействие им в преодолении кризиса. В этой ситуации информация выступает в роли фактора, снижающего остроту невротических симптомов. На основе полученной в ходе индивидуальных или групповых занятий информации безработный способен построить эффективную стратегию преодоления кризисной ситуации и постепенного трудоустройства. Успех же целиком и полностью зависит от самого безработного.
Структура социально-психологического тренинга «Стратегии эффективного поиска работы» для безработных граждан Ленинградской области
Автор: С. Ф. Левин
Цель тренинга: содействие в создании эффективной стратегии поиска работы для участников и получение ими практических навыков поиска работы.
Задачи тренинга.
1. Адаптация участников к новой социальной роли.
2. Мотивация на активный поиск работы.
3. Создание стратегии поиска работы.
4. Тренировка навыков активного поиска работы. Расчетное время: 30-32 часа.
Занятие первое.
Цель занятия: принятие себя в социальной роли безработного, адаптация к ней.
Задачи.
1. Знакомство членов группы с тренинговой формой занятий.
2. Изучение проблематики, связанной с поиском работы, у участников группы.
3. Установление рабочих отношений внутри группы.
4. Актуализация эмоциональных состояний, связанных с положением безработного.
5. Формирование у участников группы уверенности в разрешимости проблем.
Формы.
♦ Игровые упражнения на снятие напряжения, знакомство, создание работоспособности и т. д.
♦ Групповые дискуссии, предназначенные для снятия страхов выражения собственного мнения в группе.
♦ Упражнения в малых группах.
♦ Задания, направленные на изучение проблематики, связанной с поиском работы в данном регионе. Профессиональные интересы и предпочтения участников группы.
♦ Задания на актуализацию прошлого профессионального опыта.
♦ Теоретический материал о тренинге и о психологическом состоянии безработного.
Занятие второе.
Цель занятия: поиск резервов для достижения желаемых целей трудоустройства.
Задачи.
1. Отреагирование агрессивных чувств: «зачем нас сюда собрали»; «делать нам больше нечего»; «все это ерунда» и т. д.
2. Формирование позитивного отношения к самому себе.
3. Формирование умения адекватной оценки и презентации своего профессионального опыта.
4. Формирование умения ставить перед собой цели поиска работы, оценивать их и определять приоритеты в достижении поставленных целей.
Формы.
♦ Упражнения, позволяющие отреагировать агрессию, снижающие напряжение в межличностном общении.
♦ Упражнения, направленные на выявление статуса членов группы.
♦ Задания, направленные на изучение самого себя, актуализацию своих эмоциональных переживаний, связанных с состоянием безработного, т. е. на личностный рост.
♦ Работа в группе без разделения на малые группы.
♦ Упражнения, направленные на формирование позитивной обратной связи от участников группы для каждого.
♦ Упражнения коммуникативного плана, направленные на умения структурировать информацию.
Занятие третье.
Цель занятия: изучение конкретных методов и методик поиска работы.
Задачи.
1. Убедить группу в том, что при поиске работы резюме необходимо так же, как и трудовая книжка.
2. Обучение методам и приемам составления и использования резюме.
3. Формирование плана поиска работы с использованием резюме.
4. Телефонные переговоры с работодателем.
Формы.
♦ Упражнения на концентрацию внимания.
♦ Теоретическое изложение материала о методах поиска работы и составления резюме.
♦ Групповые дискуссии, посвященные наиболее эффективным способам использования резюме.
♦ Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков.
♦ Ролевые игры (например, «Телефонные переговоры»).
Занятие четвертое.
Цель занятия: освоение приемов успешного поведения во время собеседования.
Задачи.
1. Формирование коммуникативных навыков, необходимых для успешного прохождения собеседования.
2. Снятие страхов перед собеседованием с работодателем.
3. Формирование стратегии подготовки к собеседованию с работодателем.
4. Отработка практических навыков прохождения собеседования.
Формы.
♦ Теоретическое изложение материала, посвященного особенностям прохождения собеседования с работодателем.
♦ Ролевые игры.
♦ Упражнения на формирование коммуникативных навыков.
♦ Упражнения на формирование обратной связи.
Занятие пятое.
Цель занятия: закрепление полученных в ходе предыдущих занятий навыков, обобщение и проработка проделанной работы.
Задачи.
1. Формирование обратной связи для участников группы.
2. Закрепление наиболее эффективных способов поведения.
3. Формирование позитивных взглядов на перспективы трудоустройства.
Формы.
♦ Ролевые игры.
♦ Упражнения на формирование позитивной обратной связи.
♦ Упражнения на формирование позитивного образа будущего.
♦ Упражнения на завершение работы группы.
Материалы для консультирования безработных граждан
Автор: психолог-профконсультант Тихвинского ЦЗН А. В. Мошкарова.
Полезные советы.
♦ Не вините себя за сокращения, в результате которых вы лишились работы.
♦ Постарайтесь обратить свой гнев и недовольство утратой работы в стимул для поисков нового места.
♦ Осознайте свои проблемы, связанные с потерей работы, обсудите их с семьей, близкими друзьями. Дайте детям понять, что они не повинны во внезапно пришедшем в дом несчастье. Разделенная с другими тяжесть становится посильной.
♦ Продумайте конкретный план поисков работы. Подготовьте резюме, читайте рекламные предложения рабочих мест, постарайтесь, чтобы как можно больше людей знали, какая именно работа вам нужна.
♦ Если нет возможности вернуться на прежнее место работы или если вы потеряли к ней интерес, подумайте о курсах переподготовки. Оцените свои возможности, свой потенциал и интересы и воспользуйтесь ситуацией для того, чтобы выбрать новое направление профессиональной деятельности.
♦ Постарайтесь в максимальной степени сохранить устои и привычки своей прежней жизни. Продолжайте занятия, приносящие вам удовлетворение, и не теряйте контакта с друзьями.
♦ Изыскивайте позитивные способы выражения своих отрицательных эмоций: например, делайте гимнастику, что может также помочь вам сохранить необходимую физическую и моральную форму.
♦ Возьмите работу на полставки. Или станьте «предпринимателем». Работая на дому, превратите свое хобби или свои дарования в источник доходов.
♦ Заполняйте свободное время бесплатной работой в качестве добровольца. Это укрепит ваше уважение к самому себе.