Пример консультирования безработных граждан Ленинградской области. Завышенная самооценка





К. состоит на учете в Службе занятости населения в качестве безработной около 1 года. До этого также не работала в течение нескольких лет в связи с болезнью. Образова­ние — среднее специальное по специальности «культработник». Возраст — 40 лет. За­мужем, имеет детей. Работала сперва по специальности, а после в архиве, в военно-учетном столе, паспортисткой и т. д. Дольше чем 2-3 года на одном рабочем месте не задерживалась. На вопрос: «Какую работу Вы ищете?» ответила: «Такую, где хорошо платят». На вопрос о специальности перечислила все виды работ, которые она выполня­ла, и добавила: «Мне все равно, где работать, лишь бы хорошо платили». Основной при­чиной, по которой она не могла устроиться на работу, она назвала плохую работу кадро­вых служб предприятий, их незаинтересованность в качественном подборе персонала. К. утверждала, что главная задача кадровых работников — отвязаться от посетителей. Самое лучшее, что можно от них услышать, — «вакансий нет, а могут и матом послать». К тому же К. совершенно уверена, что бороться с хамством кадровых работников беспо­лезно, так как «слова к делу не пришьешь». На вопрос об объявлениях в газетах она отве­тила, что все эти объявления — ложь: «Насчет газеты — идите к ним разбираться, что они там публикуют». К. утверждала, что с ней никто долго не разговаривал, отвечали, что она им не подходит по тем или иным причинам.

Уровень запросов К. достаточно высок. Она претендует на должности, которые, как пра­вило, занимают специалисты с высшим образованием: учитель, начальник отдела в го­сударственном учреждении и т. д. На вопрос одного из участников группы: «Почему же Вы до сих пор не нашли работу, если Вы такой опытный специалист?» она ответила: «По слухам, сейчас не рекомендации нужны и не эти ваши дипломы, а взятки. Дашь взятку — значит поступишь на нормальную работу. А для того чтобы дать взятку, нужно не по теле­фону звонить, а приходить».

В дальнейшем К. отказалась участвовать в работе группы, заявив, что у нее проблем нет, и лучше она будет искать деньги, чтобы дать взятку.

повышают уверенность в себе и изучают методы и методики поиска работы, отра­батывая их в условиях группы.

Аналогичный социально-психологическому тренингу вариант поиска работы предлагает Служба занятости Шотландии — это Клуб ищущих работу. В отличие от тренинга он подразумевает более длительное сопровождение безработных при их высокой личной активности. Главные моменты и в том и в другом случае оста­ются одними и теми же:

♦ ответственность за успешность трудоустройства целиком лежит на самом без­работном;

♦ работа в тренинговой группе и участие в Клубе ищущих работу подразумевает высокую личную поисковую активность безработных;

♦ и в том и в другом случае безработные оказывают друг другу помощь советом, информацией и т. д. Психолог или руководитель Клуба выполняет функцию консультанта.

В настоящее время клубы ищущих работу с большим успехом работают в служ­бах занятости населения многих регионов страны.

В индивидуальной работе с безработными большую роль играют профориен­тацияи профконсультирование.В большинстве случаев обращения за такого ро­да помощью связаны с желанием человека поменять профессию. Причины для этого могут быть самыми разными: состояние здоровья, усталость от прежней профессии, отсутствие спроса на нее на рынке и т. д. Человек приходит уже с опре­деленным выбором и ждет от психолога подтверждения своего решения. В этой

ситуации важно не брать на себя ответственность за выбор клиента, а показать ему все «плюсы» и «минусы» новой профессии, окончательный же выбор должен ос­таваться за ним. Часто выбор бывает случайным: клиент слышал, что представи­тели этой профессии много зарабатывают, и решил попробовать себя в этой сфере. В основе психологической помощи безработным лежит информирование их о состоянии рынка труда, о способах планирования и поиска работы, о методах са­мопрезентации и т. д., а также содействие им в преодолении кризиса. В этой ситуа­ции информация выступает в роли фактора, снижающего остроту невротических симптомов. На основе полученной в ходе индивидуальных или групповых заня­тий информации безработный способен построить эффективную стратегию пре­одоления кризисной ситуации и постепенного трудоустройства. Успех же цели­ком и полностью зависит от самого безработного.

Структура социально-психологического тренинга «Стратегии эффективного поиска работы» для безработных граждан Ленинградской области

Автор:С. Ф. Левин

Цель тренинга:содействие в создании эффективной стратегии поиска работы для участников и получение ими практических навыков поиска работы.

Задачи тренинга.

1. Адаптация участников к новой социальной роли.

2. Мотивация на активный поиск работы.

3. Создание стратегии поиска работы.

4. Тренировка навыков активного поиска работы. Расчетное время:30-32 часа.

Занятие первое.

Цель занятия: принятие себя в социальной роли безработного, адаптация к ней.

Задачи.

1. Знакомство членов группы с тренинговой формой занятий.

2. Изучение проблематики, связанной с поиском работы, у участников группы.

3. Установление рабочих отношений внутри группы.

4. Актуализация эмоциональных состояний, связанных с положением безработ­ного.

5. Формирование у участников группы уверенности в разрешимости проблем.

Формы.

♦ Игровые упражнения на снятие напряжения, знакомство, создание работоспо­собности и т. д.

♦ Групповые дискуссии, предназначенные для снятия страхов выражения собст­венного мнения в группе.

♦ Упражнения в малых группах.

♦ Задания, направленные на изучение проблематики, связанной с поиском рабо­ты в данном регионе. Профессиональные интересы и предпочтения участников группы.

♦ Задания на актуализацию прошлого профессионального опыта.

♦ Теоретический материал о тренинге и о психологическом состоянии безработ­ного.

Занятие второе.

Цель занятия: поиск резервов для достижения желаемых целей трудоустройства.

Задачи.

1. Отреагирование агрессивных чувств: «зачем нас сюда собрали»; «делать нам больше нечего»; «все это ерунда» и т. д.

2. Формирование позитивного отношения к самому себе.

3. Формирование умения адекватной оценки и презентации своего профессио­нального опыта.

4. Формирование умения ставить перед собой цели поиска работы, оценивать их и определять приоритеты в достижении поставленных целей.

Формы.

♦ Упражнения, позволяющие отреагировать агрессию, снижающие напряжение в межличностном общении.

♦ Упражнения, направленные на выявление статуса членов группы.

♦ Задания, направленные на изучение самого себя, актуализацию своих эмоцио­нальных переживаний, связанных с состоянием безработного, т. е. на личност­ный рост.

♦ Работа в группе без разделения на малые группы.

♦ Упражнения, направленные на формирование позитивной обратной связи от участников группы для каждого.

♦ Упражнения коммуникативного плана, направленные на умения структуриро­вать информацию.

Занятие третье.

Цель занятия: изучение конкретных методов и методик поиска работы.

Задачи.

1. Убедить группу в том, что при поиске работы резюме необходимо так же, как и трудовая книжка.

2. Обучение методам и приемам составления и использования резюме.

3. Формирование плана поиска работы с использованием резюме.

4. Телефонные переговоры с работодателем.

Формы.

♦ Упражнения на концентрацию внимания.

♦ Теоретическое изложение материала о методах поиска работы и составления резюме.

♦ Групповые дискуссии, посвященные наиболее эффективным способам исполь­зования резюме.

♦ Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков.

♦ Ролевые игры (например, «Телефонные переговоры»).

Занятие четвертое.

Цель занятия: освоение приемов успешного поведения во время собеседования.

Задачи.

1. Формирование коммуникативных навыков, необходимых для успешного про­хождения собеседования.

2. Снятие страхов перед собеседованием с работодателем.

3. Формирование стратегии подготовки к собеседованию с работодателем.

4. Отработка практических навыков прохождения собеседования.

Формы.

♦ Теоретическое изложение материала, посвященного особенностям прохожде­ния собеседования с работодателем.

♦ Ролевые игры.

♦ Упражнения на формирование коммуникативных навыков.

♦ Упражнения на формирование обратной связи.

Занятие пятое.

Цель занятия: закрепление полученных в ходе предыдущих занятий навыков, обоб­щение и проработка проделанной работы.

Задачи.

1. Формирование обратной связи для участников группы.

2. Закрепление наиболее эффективных способов поведения.

3. Формирование позитивных взглядов на перспективы трудоустройства.

Формы.

♦ Ролевые игры.

♦ Упражнения на формирование позитивной обратной связи.

♦ Упражнения на формирование позитивного образа будущего.

♦ Упражнения на завершение работы группы.

Материалы для консультирования безработных граждан

Автор:психолог-профконсультант Тихвинского ЦЗН А. В. Мошкарова.

Полезные советы.

Не вините себя за сокращения, в результате которых вы лишились работы.

♦ Постарайтесь обратить свой гнев и недовольство утратой работы в стимул для поисков нового места.

♦ Осознайте свои проблемы, связанные с потерей работы, обсудите их с семьей, близкими друзьями. Дайте детям понять, что они не повинны во внезапно при­шедшем в дом несчастье. Разделенная с другими тяжесть становится посиль­ной.

♦ Продумайте конкретный план поисков работы. Подготовьте резюме, читайте рекламные предложения рабочих мест, постарайтесь, чтобы как можно больше людей знали, какая именно работа вам нужна.

♦ Если нет возможности вернуться на прежнее место работы или если вы поте­ряли к ней интерес, подумайте о курсах переподготовки. Оцените свои воз­можности, свой потенциал и интересы и воспользуйтесь ситуацией для того, чтобы выбрать новое направление профессиональной деятельности.

♦ Постарайтесь в максимальной степени сохранить устои и привычки своей преж­ней жизни. Продолжайте занятия, приносящие вам удовлетворение, и не те­ряйте контакта с друзьями.

♦ Изыскивайте позитивные способы выражения своих отрицательных эмоций: например, делайте гимнастику, что может также помочь вам сохранить необхо­димую физическую и моральную форму.

♦ Возьмите работу на полставки. Или станьте «предпринимателем». Работая на дому, превратите свое хобби или свои дарования в источник доходов.

♦ Заполняйте свободное время бесплатной работой в качестве добровольца. Это укрепит ваше уважение к самому себе.





Читайте также:
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.02 с.