Психологические проблемы гомосексуальных отношений




Серьезным препятствием, осложняющим обсуждение гомосексуальности, явля­ется проблема ее научного определения. Можно дать функциональное или пове­денческое определение: гомосексуальностьэто сексуальные отношения между двумя представителями одного пола, но как только вы начнете анализировать го­мосексуальное поведение, данное определение становится недостаточным, так как люди вступают в сексуальные отношения с партнерами одного с ними пола по целому ряду различных причин. Люди, являясь гетеросексуалами, также могут

совершать гомосексуальные действия, например потому, что они лишены гетеро­сексуальных контактов в течение долгого времени; или, например, из прагматиче­ских соображений; или потому, что одиноки и хотят любви и привязанности лю­бого человека, который готов их предложить; от скуки, желая попробовать нечто новое; таким образом они проявляют свое бунтарство и выражают свое презрение к традиционным моральным нормам общества.

Поэтому имеет смысл определить гомосексуальность как сильное и постоянное эротическое влечение к людям своего пола. Это влечение следует рассматривать как аналогичное постоянному эротическому влечению к людям противоположного пола, которым характеризуется состояние гетеросексуальности. Из этого опреде­ления становится ясно, что человек может иметь сильное гомосексуальное влече­ние и тем не менее никогда не совершать гомосексуальных действий, испытывая чувство вины и тревогу по тем же причинам, по которым многие одинокие гетеро-сексуалы никогда не находят и не создают для себя возможностей для гетеросек­суального контакта.

Для медиков и психиатров XIX в. «однополая» любовь была болезнью. Р. фон Крафт-Эббинг, Ч. Ломброзо, В. М. Тарновский, А. Молль, В. М. Бехтерев считали, что гомосексуальное влечение — несчастный результат внешних влияний в кри­тический момент сексуального развития личности. Мужчин, сексуальным объек­том которых являлась не женщина, а мужчина, и женщин, для которых таким объ­ектом являлся не мужчина, а женщина, называли извращенно-сексуальными, или инвертированными, а самый факт — инверсией желания, т. е. обращением естест­венного сексуального желания на противоположное и противоестественное.

«Инвертированные» подразделялись на:

1) «абсолютно инвертированных»: их сексуальный объект может быть только одного с ними пола, между тем как противоположный пол никогда не может быть для них предметом полового желания, а оставляет их холодными или да­же вызывает у них половое отвращение;

2) «амфигенно инвертированных», или так называемых «психосексуальных гер­мафродитов» («амфигенный» — слово греческого происхождения и означает «двойственный»): их сексуальный объект может принадлежать как одинаково­му с ним, так и другому полу, инверсия, следовательно, лишена характера ис­ключительности;

3) «случайно инвертированных»: ставших гомосексуальными при определенных внешних условиях, среди которых на первом месте стоят недоступность нор­мального полового объекта и подражание.

Наши исследования показали, что среди факторов, оказывающих влияние на инвертированный выбор объекта, присутствует сексуальное запугивание в детст­ве, например за мастурбацию или игры в «доктора», хотя чаще взрослые преследу­ют сексуальность детей без реальных на то причин, а следуя либо собственным страхам и фантазиям и их проекцией на детей либо выработанным и, возможно, уже неосознаваемым в силу вытеснения автоматизмам поведения: например, с ни­ми так же поступали их родители в подобных ситуациях. Также в формировании сбалансированной сексуальности большую роль играет участие обоих родителей в воспитании ребенка.

Гомосексуалисты — это лица, которые вследствие того, что их собственные по­ловые органы имеют для них эрогенное значение, лишены возможности принять сексуальный объект без половых*органов, подобных своим. На пути развития от аутоэротизма до любви к объектам они остановились на этапе, находящемся бли­же к аутоэротизму.

Гомосексуальность, считал Фрейд, несомненно, не преимущество, но в ней нет и ничего постыдного, это не порок и не унижение; нельзя считать ее и болезнью; психоанализ рассматривает ее как разновидность сексуальной функции, вызван­ную приостановкой сексуального развития. Самой распространенной подобной остановкой является фиксация на нарциссической стадии — естественной фазе ----------------------------1 детского развития, через которую должны проходить все

Нарциссические ра- дети, которым удалось пройти предыдущие стадии — ораль-

ны — одни из самых «> ^•"л v v " "J^ ^* ґ

глубоких человеческих НУЮ и анальную. При любом отношении к теории психо-ран. сексуального развития взрослым следует помнить, что так

называемый нарциссический период в жизни ребенка чрез­вычайно важен для формирования его отношения к себе и веры в свои силы: вспомним поразительное ощущение собственного всемогущества у трехлетнего ребенка и то, как трудно позже воспитать или восстановить это чувство, если оно было не сформировано или разрушено. Нарциссические раны — одни из самых глубоких человеческих ран.

Известные эксперименты Ж. Пиаже доказали существование феномена эго­центризма детского мышления: 3. Фрейд писал об аутоэротизме и об отсутствии необходимости в другом человеке как объекте влечения у маленького ребенка примерно на полвека раньше. Оба эти великих психолога увидели и доказали раз­личными способами, что ментальная репрезентация мира у ребенка, находящего­ся на нарциссической (или эгоцентрической) стадии развития, представляет со­бой как бы гелиоцентрическую модель вселенной, где «солнцем», т. е. центром для своей модели мира, является сам ребенок. Если же последующее развитие не по­зволило по каким-то причинам включить в этот мир других людей и сделать их также объектами любви (и ненависти), то в своей взрослой жизни человек оказы­вается неспособным любить «другого», отличающегося от него человека, в том числе и человека противоположного пола. Другими словами, в партнере одного с ним пола он видит больше безопасности и причин для восхищения, потому что он продолжает нарциссически любить себя, что было естественно в далеком детстве, любовь же к «иному», чем он, является неизведанной, опасной, травматичной и т. п. В этом смысле гомосексуализм можно представить как некое компромиссное решение между неспособностью к гетеросексуальной любви и неспособностью к любви и привязанности вообще (вспомним классификацию невротических по­требностей, предложенную К. Хорни, и одну из них: потребность быть «одиноким волком». Интересно, что люди этого типа не вызывают столь сильного обществен­ного порицания, как гомосексуальные пары).

В понимании психологических механизмов формирования гомосексуальности важным является анализ и понимание самого раннего эмоционального опыта ре­бенка. Заметим, что этот опыт является совершенно различным у младенцев муж­ского пола, имеющих первый опыт общения, привязанности, любви, запретов с че­ловеком противоположного пола — матерью, и у младенцев-девочек. Возможно, это одна из основных причин феноменологической разницы в проявлениях муж-

ского и женского гомосексуализма у взрослых людей. В «Групповой психологии и анализе Эго» Фрейд определил понятие ранней привязанности как такой тип идентификации, где различия между Я и Объектом (чаще всего это мать, если именно она ухаживает за младенцем) точно еще не установлены. Это бессозна­тельный процесс, протекающий в фантазии ребенка, и в своих ранних формах идентификационные психические процессы проживаются в таких состояниях те­ла, как, например, глотание пищи.

Если в топографической модели психики Фрейда акцент поставлен на кон­фликт между влечениями, где Объект может проявляться случайно, то в струк­турной модели уже отражено, что именно Объект становится «решающим» для построения ребенком его теории мира (Baranes, 1993). Таким образом, Фрейд по­степенно концентрируется на том, как внешнее переходит і----------------------------

во внутреннее и как строится внутрипсихическая реаль- Все в сФеРе первой

J J?; ■. привязанности кмате-

ность. Понятие «ранний тип идентификации» становится ри> как мне кажетсЯ|

важным в его дискуссии о женской сексуальности, в кото- сложно уловить в ана-

рой он постулирует существование ранней привязанно- лизе ~ таким тусклым,

„ туманным и почти не-

сти маленькой девочки к матери. оживляемым заново

В своей работе «Женская сексуальность» Фрейд впер- становится все с года-вые описал страх маленькой девочки быть поглощенной ми, как если бы под-матерью. Значимость ранних («доэдипальных», т. е. до эта- верглось особенно не-

L * умолимому

па, когда и отец становится важной фигурой в ментальной вытеснению, репрезентации мира для ребенка) отношений с матерью 3 фрейя «женская

подробнее рассмативается начиная с Фрейда другими ав- _______ сексуальность»

торами: это Детч (1925, 1930); Брансвик (1940). Позднее

интерес к природе женской идентичности может быть обнаружен в работах Фаст (1979), Бенджамин (1988) и др. Сила первичного раннего материнского образа пе­реживается детьми обоих полов: наблюдения за детьми показали, что и девочки, и мальчики хотят быть объектом материнских желаний: и те и другие хотели бы по­дарить ей, например, ребенка.

Французский психолог М. Ланже считает, что как раз на этом уровне можно найти объяснение тому большому значению, которое придается матриархату в попытках обрисовать историю ранних этапов развития общества. Матриархат, следуя ее точке зрения, становится мифом, возникшим из персональной истории каждого человека, а именно: вначале существует всемогущая мать, которая уха­живает за ребенком, в то время как отец представляет собой воплощение закона, препятствующего этому единению.

В Англии психоаналитическая работа сначала концентрировалась на ранних состояниях в детстве и постепенно стала уделять внимание воздействию этих на­чальных состояний на последующее поведение взрослеющего человека, в том чис­ле и на перенос в ходе прохождения психоанализа. Работы М. Кляйн поставили акцент на взаимоотношениях между ребенком и материнским телом. Постепенно психоаналитики всех групп Британского психоаналитического общества, вдох­новленные работами Д. Винникотта, М. Брайрли и В. Биона, стали придавать особое значение связи между ранним эмоциональным развитием и объектными взаимо­отношениями. Так, Д. Винникотт полагал, что существует состояние первичной идентичности между маленькой девочкой и ее матерью: «Эта первичная идентич­ность может проявиться очень рано и она является просто основой для всего уже

при рождении, или до него, или вскоре после» (1971, р. 80-81). Согласно Д. Вин-никотту, эмоциональное развитие должно включать материнские чувства и способ­ность матери терпеть (выносить), поддерживать эмоциональные послания ребенка и транслировать их таким образом, чтобы тот мог интегрировать их. Д. Винникотт также говорит о существовании первичной идентификации с матерью у обоих по­лов. В ранние годы именно мать обеспечивает ребенка рефлективной (отражаю­щей опыт ребенка) и поддерживающей средой, которая позволяет ему начать свое существование. Когда эти поддерживающие действия отсутствуют, умственное и эмоциональное функционирование ребенка не получает содействия и развитие внутренних взаимоотношений между субъектом и объектом останавливается.

Позже в работах Лакана и Леви-Стросса внимание было уделено и роли отца как некому противопоставлению описанной материнско-детской диаде, являю­щемуся началом культуры и порядка. По мнению ряда авторов, в матери ребенок видит свое отражение: отец вмешивается в эту диаду, таким образом предоставляя ребенку возможность проживания нового важного и подчас очень нелегкого опы­та отношений между членами родительской пары. Отрицание или исключение этого третьего объекта из психического мира ребенка — один из ключей к совре­менному пониманию перверзии. Факт отсутствия отца — «буквального» (когда он физически не существует в семье) или «эмоционального» (когда он существует только физически, но не эмоционально) — приводит к таким последствиям для психического развития ребенка, как, например, невозможность создать внутрен­ние границы во взаимоотношениях матери и ребенка. Необходимо формирование такой среды и помещение ребенка в такую ситуацию, где взаимные отношения требуют присутствия третьего объекта (Gaddini, 1974; Fonagy and Target, 1995).

Отдельный интерес представляет образ всемогущей («фаллической» в психо­аналитической терминологии, т. е. обладающей мужской по силе властью) матери и его влияние на формирование женственности. Образ, появляющийся в ранних отношениях, и есть та фаллическая мать, которую Фрейд впервые ввел в своем труде о Леонардо да Винчи (1910). (В этой работе Фрейд обсуждал фантазию Лео­нардо о женщине-птице с пенисом, которая билась во рту ребенка. Отметим, что связь между гомосексуальностью и креативностью, впрочем как и ее связь с пси­хическими отклонениями, отмечалась очень многими авторами.)

Глубину идентификации с матерью трудно переоценить. Заметим, что в семьях из самых разнообразных обществ именно мать создает микросреду вокруг ребен­ка, что часто является вполне творческим процессом. Ребенок узнает (если узна­ет) намного позже, что «большой мир» в основном построен мужчинами. Мать формирует и ментальную репрезентацию образа отца у ребенка, так как обычно большую часть времени в жизни ребенка отец физически отсутствует, поскольку находится на «войне» или «охоте» самого различного вида и толка: конкретные проявления занятости отца зависят от уровня развития общества, где растет ребе­нок. Последние исследования показали, что женщине не менее трудно психологи­чески «отделиться» от интроецированного образа матери, чем мужчине, хотя про­являться это может по-разному: у женщин процесс отделения от матери чаще связан с телесными симптомами, тогда как у мужчин это больше проявляется во внешнем, часто импульсивном поведении.

Здесь не имеется в виду копирование человеком отношений с матерью (хотя возможно и это, а также их проигрывание вновь и вновь уже во «взрослых» ситуа-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: