Пища для размышлений: незаконченные предложения




(Снимите копию, разрежьте по пунктирной линии и сложите.)

Больше всего я боюсь...

Когда другие меня унижают, я...

Наибольшее недоверие к другим у меня вызывает...

Я сержусь, когда кто-либо...

Качество, которое мне не нравится в себе...

Я печалюсь, когда...

Я хочу, чтобы мои родители знали...

Мне бы хотелось, чтобы человек, с которым я вступлю в брак...

Когда мне нравится кто-то, кому не нравлюсь я...

Если бы мне надо было выбрать как себя назвать — пассивным или агрессив­ным, я...

Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной/женщиной, — это... Я ношу такую одежду, потому что...

Пребывание в этой группе мне нравится тем, что... Когда другие люди поступают со мной так же, как мои родители, я... Мое наиболее болезненное детское воспоминание-Отношения в моей семье были бы лучше, если бы только... Мое самое страшное воспоминание... В моем характере мне больше всего нравится...

Человек в этой группе, с которым я чувствую себя в наибольшей безопасно­сти, — это... потому что...

Когда тот, кто мне нравится, не соглашается со мной...

Когда мне не нравится тот, кому нравлюсь я, я...

Мне нравится...

Самое счастливое время...

В школе...

Я потерпел(а) неудачу...

Мне необходимо...

Я бываю лучше всех, когда...

Я ненавижу...

Это место...

Единственная неприятность...

Я тайно...

Танцуя...

Я не могу понять, почему...

По-видимому, я найду свой путь, когда...

Лучшее, что могло произойти со мной...

Самое тяжелое для меня...

Когда я настаиваю на своем, люди...

Если бы я мог изменить что-то в себе...

В других я больше всего восхищаюсь... потому что...

От других людей мне больше всего надо...

Роли в

Цели.

1. Позе-г-Член* г.

а) уч*;т:

б) об:-,

в) о~ •::-:-..

2. Позн--

Члены -

а) дс-';:;.:

б) дос;:!.,

в) уве.:; -

г) ув-.-л- -

Метод.

Руководи:-.:; дисфунк^;: -ходрамо,: ■..- когда учї ■;::-..■

Инструкции

Дайте rpv::.-T -ных семья ч; ■

ЛОСЬ ШУ-г-:

семьи по.\:«легко преї:•_ думать. чуы~:■ своих ce.vi.?x _ поведение.-^;- • не единстзг:-проблемы;а::. лизмотцапл.-L •■ вычкатранж:: ри, или всі:ь»,:; -условий семь.?.■ эти образцы. ~

Объясните -■ но, у каждого г; бель к стенам;•,: замыслу этой пі--. ли самостояте.:і-выбрать людей С группа «призове: просите его вста: скольких лет у От ше. Реплика Otl-.

Роли выживания в семье: психодрама

Цели.

1. Поведенческие. Члены группы будут:

а) участвовать в структурированной психодраме;

б) обсуждать свою семью, сравнивая ее с изображенной в психодраме;

в) опознавать роли, которые они играют в своей семье.

2. Познавательные. Члены группы будут:

а) добиваться осознания семьи как системы;

б) добиваться понимания динамики развития дисфункциональной семьи;

в) увеличивать понимание динамики своей собственной семьи;

г) увеличивать самосознание.

Метод.

Руководитель дает краткое толкование ролей выживания, которые появляются в дисфункциональных семьях. Руководитель управляет структурированной пси­ходрамой, которая изображает неблагополучную семью. Проработка происходит, когда участники психодрамы обсуждают свои роли в игре и собственной семье.

Инструкции.

Дайте группе толкование ролей выживания, которые появляются в неблагополуч­ных семьях. Объясните, что эти образцы поведения стали известны, когда нача­лось изучение семей алкоголиков. Ученые были удивлены, узнав насколько эти семьи похожи. Оказывается, члены семьи реагируют на алкоголизм родителей легко предсказуемым способом. Члены таких семей убеждены, что они должны думать, чувствовать и вести себя определенным образом, для того чтобы выжить в своих семьях. Шэрон Вегшейдер-Круз (Wegscheider-Cruse, 1981) определила такое поведение как «роли выживания». Потом выяснилось, что алкоголизм является не единственной причиной, которая порождает эти образцы поведения. Другие проблемы вызывали ту же динамику; например, проблемой мог быть не алкого­лизм отца или матери, а то, что отец — игрок или «трудоголик» или у матери при­вычка транжирить деньги; проблемой могли быть дела отца, или депрессия мате­ри, или вспыльчивость и насилие со стороны отца. При наличии любого из этих условий семья строится по определенным образцам. Чтобы проиллюстрировать эти образцы, группа разыгрывает пьесу.

Объясните, что участвовать будут практически все члены группы. Это нетруд­но, у каждого только одна реплика. Сначала группа должна отодвинуть всю ме­бель к стенам комнаты. Потом попросите кого-нибудь исполнять роль Отца. По замыслу этой пьесы, Отец — алкоголик. Поощряйте членов группы разобрать ро­ли самостоятельно; если желающих нет, сообщите, что вынуждены будете сами выбрать людей. Обычно, если вы будете настойчивы, добровольцы появятся или группа «призовет» кого-нибудь. Когда будет выбран претендент на роль Отца, по­просите его встать в центре комнаты рядом с вами. Объясните, что в течение не­скольких лет у Отца проблема со спиртным и что с каждым годом он пьет все боль­ше. Реплика Отца в этой пародии: «Я хочу выпить. Я должен выпить».

Теперь спросите, кто хочет быть Мамой. Мама присоединяется к Отцу в сере­дине комнаты. Скажите, что Мама как будто не замечает алкоголизма Отца. По­зволить себе осознать всю серьезность зависимости Отца от алкоголя для нее слишком страшно, хотя на самом деле алкоголизм пугает ее всю жизнь, с тех пор как она узнала о нем. Он угрожает ее семье, ее финансовой безопасности, эмоцио­нальной безопасности, отношениям с Отцом, ее статусу в обществе, — всему. Ее реплика: «Все хорошо. Здесь нет никакой проблемы». Чтобы показать отсутствие у Отца эмоциональной силы, попросите его встать позади Мамы и положить руки ей на плечи.

Затем выберите старшего ребенка (не имеет значения — мальчика или девоч­ку). Поставьте его рядом с Мамой. Этот ребенок убежден, что если он будет до­статочно хорошим, то в семье будет порядок. Этого ребенка называют Героем се­мьи и у него превосходные достижения почти во всем. Вероятно, он — хороший ученик, или хороший спортсмен, или имеет надежную работу. Герой семьи — на­дежный и ответственный. Его реплика: «Все в порядке, Мама. Ты можешь на меня положиться». Герой семьи и Мама должны взяться за руки.

Второй ребенок — Бунтовщик/«Козел отпущения». Когда этот ребенок под­растает, пространство для того, чтобы быть хорошим, целиком заполнено Героем семьи. Второй ребенок верит, что он никогда не сможет стать таким же хорошим, как Герой, и поэтому ищет себя в том, чтобы быть плохим. Занятие Бунтовщика — идти против ценностей семьи. Бунтовщик плохо учится, выбирает не тех друзей, может быть не в ладах с законом, вероятно, злоупотребляет алкоголем и другими психоактивными веществами и, где бы ни находился, в большинстве случаев про­воцирует неприятности. Рано или поздно все плохое, что происходит в семье, сва­ливают на Бунтовщика/«Козла отпущения». В действительности же этот ребенок яснее чем кто-либо понимает, что происходит в семье. Бунтовщик все знает об От­це, и это его злит! Роль Бунтовщика заключается в том, чтобы бегать вокруг Отца, Мамы и Героя, размахивая кулаками и приговаривая: «Я ненавижу тебя, Отец. Прочь из моей жизни!» Вероятнее всего, Бунтовщик — это ребенок, у которого серьезные проблемы.

Третий ребенок по мере того, как он растет в этой семье, находит ситуацию все более беспорядочной. Отец все время либо пьет, либо уже пьян, либо кричит на Маму, либо буйствует. Мама делает вид, что это не важно. Герой занят тем, чтобы быть совершенным, у Бунтовщика постоянно неприятности. Третий ребенок вы­живает, становясь незаметным. Его называют Потерянным ребенком. Этот ребе--нок проводит большую часть времени в спальне, заткнув уши стереонаушниками. В школе он сидит на последней парте и никогда не поднимает руку. Этот ребенок чувствует себя одиноким в компании сверстников. Быть одному — значит чувст­вовать себя в безопасности, но это также значит чувствовать свое одиночество. Наиболее вероятно, что этот ребенок впадает в депрессию и, может быть, думает о том, чтобы покончить с собой. Член группы, играющий Покинутого ребенка, бу­дет сидеть на стуле на некотором расстоянии от остальных членов семьи. У этого ребенка нет никакой реплики.

Четвертый ребенок в этой семье — это Больной ребенок. Он понял, что единст­венно верный способ получить надежду на удовлетворение своих потребностей — это быть больным. Этот ребенок, возможно, самый печальный персонаж, так как чувствует себя достойным внимания, только когда он болен. Больной ребенок си-

дит на полу. «По-моему, я заболеваю!» — он проговаривает эту строчку, в то время как сгибается и держится за живот.

Любимца семьи называют Талисманом. Как говорит его имя, этот самый млад­ший ребенок привлекает внимание и интерес благодаря своим детским ужимкам и поведению. Семья может собираться около этого маленького «светлого пятна», которое отвлекает их от более серьезных дел. Талисман прыгает вокруг членов се­мьи, тянет их за рукава или юбки и канючит: «Поиграйте со мной».

Последний член этой семьи необязателен. Но если у вас достаточно участни­ков, используйте и эту роль. Это Свекровь, мама Отца. Она стоит на стуле и кри­чит на Маму: «Это все ты виновата!»

Теперь у вас есть все исполнители, и они знают свои роли. Каждый исполни­тель должен подать свою реплику, чтобы вы могли убедиться, что все помнят их. Потом объясните, что в этой драме все говорят свои фразы одновременно. Пере­числите еще раз персонажей, которые участвуют в пьесе, и то, что они обязаны де­лать (Бунтовщик, который бегает вокруг; Больной ребенок, который сгибается; Талисман, который прыгает вокруг, и Теща, которая указывает пальцем).

Время начинать. Дайте указание исполнителям начать исполнять свои роли, когда вы скажете: «Начали!», и повторять реплики и действия до тех пор, пока вы не скажете: «Стоп!» Сосчитайте до трех и скажите: «Начали!» Командуйте «Стоп!», когда станет ясно, что они уловили суть. Обычно первый прогон бывает пробным и не вызывает особого энтузиазма. Действуйте подобно хорошему режиссеру и побуждайте исполнителей поощрениями и замечаниями. Призовите их к тому, чтобы они по-настоящему «надели» свои роли и почувствовали то же, что чувст­вуют их персонажи. Начните действие снова. Остановите его после нескольких циклов, и пусть участники сядут там, где они сейчас находятся.

Чтобы проработать эту психодраму, дайте возможность каждому персонажу рас­сказать о своем опыте. Спросите каждого, начиная с Отца, на что это похоже — иг­рать эту роль. Вы будете изумлены, насколько точно будут выражены чувства, стоящие за ролями выживания. Обмен мнениями может звучать примерно так.

Руководитель: Что значило для Вас быть Отцом в этой семье?

Отец: Я не знаю (пауза). Было похоже, что у меня нет никакого контроля над чем-либо,

ни над собой, ни над моей семьей.

Руководитель: Что Вы чувствовали, не имея контроля над происходящим?

Отец: Это было ужасно! Считается, что отцы должны владеть ситуацией. Я думаю, что

как мужчина я чувствовал себя несостоятельным.

Продолжайте в том же духе, пока не подойдет очередь Потерянного ребенка. Перескочите через этот персонаж, как если бы вы забыли о нем, и продолжайте с Талисманом. Группа через некоторое время начнет напоминать вам, что вы про­пустили Потерянного ребенка. Признайте, что вы сделали это сознательно, пото­му что именно это происходит с Потерянным ребенком в семье — он забыт, поки­нут. Потом Потерянный ребенок делится опытом.

Заключение.

Спросите членов группы, узнают ли они себя и свои семьи в этой психодраме. Ча­ще обсуждение происходит спонтанно, а не по кругу. Обычно поднимаются такие вопросы, как:

Член группы: Можно ли временно быть в одной роли, а потом переключиться на другую? Руководитель: Случалось ли подобное в вашей семье?

Член группы: Мой брат был Героем, а я — Бунтовщиком. Но когда он уехал и поступил в институт, я думаю, что я как бы передвинулся в позицию Героя. Это возможно? Руководитель: Да, это возможно, потому что Вы поверили, что появилась возможность заполнить освободившееся «пространство». Возможно также, что Вы каким-то образом почувствовали, что вашей семье необходимо, чтобы теперь Вы были Героем.

Член группы: Я думаю, что исполнял в своей семье более чем одну роль. Что это значит? Руководитель: Расскажите нам о том, как изменялась ваша семья. Вы могли принять другую роль, потому что что-то изменилось.

Член группы: В моей семье Потерянным ребенком был старший. Почему так? Руководитель: Расскажите нам о своей семье.

Семейные роли.

Члены «основанной на стыде» неблагополучной семьи часто разными способами приспосабливаются к стрессу (Wegscheider-Cruse, 1981).

1. Герой семьи. Чувствительный и заботливый. Принимая на себя ответствен­ность за проблемы семьи, Герой пытается улучшить ситуацию. Он борется за успех, но так как семья не меняется, в конце концов чувствует себя неудачни­ком.

2. Бунтовщик/'«Козел отпущения». Противоположность Герою семьи. Пытается добиться признания деструктивным поведением, привлекает к себе внимание тем, что попадает в беду, наживает обиды или совсем отказывается общаться. (Отметьте: любое внимание лучше, чем полное игнорирование.)

3. Потерянный ребенок. Приносит семье облегчение, заботясь о своих проблемах самостоятельно и избегая неприятностей. Семья не обращает внимания на По­терянного ребенка. Результатом этого являются его одиночество и страдание.

4. Больной ребенок. Находит одобрение и внимание единственным доступным ему способом — постоянно болея.

5. Талисман. Помогает семье пережить стресс, будучи очаровательным и смеш­ным. Но этот юмор не позволяет Талисману преодолеть личную боль и одино­чество.

Альтернативы гневу

Цели.

1. Поведенческие. Члены группы будут:

а) заполнять в группе бланки о гневе;

б) обсуждать свои действия, когда чувствуют гнев;

в) обмениваться идеями о здоровых способах преодолеть гнев.

2. Познавательные. Члены группы будут:

а) изучать реакции гнева у себя и у других;

б) опознавать здоровые и нездоровые реакции гнева;

в) опознавать ложные убеждения относительно гнева.

Материалы.

Копия бланка «Альтернативы гневу» и текст «Ложные убеждения относитель­но гнева» для каждого члена.

♦ Ручки и карандаши.

♦ Доска.

Метод.

Члены группы самостоятельно заполняют бланк «Альтернативы гневу». Потом группа проводит «мозговой штурм», чтобы ответить на вопрос: «Что вы делаете, когда гневаетесь?» Руководитель записывает каждый способ (как здоровый, так и нездоровый) на доске. Результаты обрабатываются путем направленного обсуж­дения в группе. Раздаются и обсуждаются копии текста «Ложные убеждения от­носительно гнева».

Инструкции.

Раздайте бланки. Дайте указания членам группы найти спокойное место и само­стоятельно заполнить бланки; дайте им на это приблизительно 15 минут. Когда группа снова соберется, задайте вопрос: «Что вы делаете, когда гневаетесь?» Запи­сывайте на доске все ответы. Поощряйте членов группы придумывать столько способов выражения гнева, сколько возможно. Частые ответы таковы:

♦ бросаю что-нибудь;

♦ ничего не делаю;

♦ свожу счеты;

♦ рассказываю другу об этом;

♦ не принимаю в расчет;

♦ бью что-нибудь (обычно стену);

♦ кричу;

♦ прячусь в чулане;

♦ визжу;

♦ иду прогуляться;

♦ ругаюсь;

♦ бегаю;

♦ успокаиваюсь;

♦ бью кого-нибудь (дерусь).

Обсудите каждый ответ с группой и решите, является реакция здоровой или нет. Непринятие в расчет, «запирание», ничегонеделание не являются слишком здоровыми способами, но и не приносят вреда.

Обработайте бланки на основе этого обмена идей, обсуждая каждый вопрос.

Заключение.

Подведите итог занятия, назвав шесть основных эмоциональных состояний:

1) яростный;

2) радостный;

3) печальный;

4) испуганный;

5) виноватый;

6) одинокий.

Подкрепите мысль, что все эти эмоции именно есть: они не хорошие и не пл хие. То, как они выражаются, может быть хорошим или плохим. Призовите гру пу попробовать что-нибудь новое в следующий раз, когда они почувствуют гн («примерить» новое поведение в ответ на гнев; удостовериться, что это здоров поведение).

Примечания автора.

Вызванные гневом эмоциональные вспышки, насилие, проблемное поведение одна из основных причин, по которой подростков направляют на групповую псих терапию. Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнеї направленного внутрь, на себя. При работе с тревожными клиентами необходш искать альтернативы нездоровым реакциям на гнев.

Бланк. Альтернативы гневу.

1. Когда я разгневан, я обычно (отметьте, что вы делаете)_________________

2. Приносит ли эта реакция мне пользу? Почему да или почему нет?________

3. Как в моей семье выражают гнев?

Мама: ________________________________________________________

Папа: ________________________________________________________

Брат/сестра: ___________________________________________________

Значимые другие:_______________________________________________

4. Как я могу улучшить способ, которым я преодолеваю гнев?____________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: