Запись последовательности физических действий производимых актером при выполнении упраж нения, этюда или при создании роли во времени и пространстве.
ПАУЗА (лат. pausa, < гр. pausis – прекращение, остановка), 1) перерыв в пространстве или во времени. 2) (Муз.), перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
3)Перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая и ритмическая (в стихе). 4) (В театре) выразительное средство режиссера и актера. Психологическая основа заключается в переходе от одной установки к др., более сложной, продиктованной мотивом, непосредственно выражающим потребность. П. возникает при разрыве в воображении и смене мотивов, обнаруживая тем самым подтекст, внутр. монолог, второй актерский план. Именно при такой напряженности внутренней жизни, при предельной форме внутр. действия, внеш. средства выразительности исчезают, а сила «лучеиспускания» и «лучевосприятия» возрастает. В П., в момент интимного постижения себя, актер устанавливает контакт со зрителем на неосознаваемом уровне. П. - это такое действие без слов, на к-рое сознательно обращено внимание зрительного зала. П., в к-рой ничего не происходит, П., не положенная на активное действие, - пустое место. П. непременно
падает на наиболее важные в жизни персонажа минуты, требующие напряженной работы мысли, воли, чувства. П. всегда принадлежит кому-то. Паузу получают, передают, держат, вручают, отбирают. П., не имеющая "хозяина", никем не взятая на себя, становится пустой, останавливающей действие.
П. подразделяются на авторские (сюжетные) и режиссерские (акцентирующие), к-рые может быть введены постановщиком и актером в зоне импровизации. Как структурный момент действия П. выполняет роль точки, вопроса, многоточия. Она может быть предусмотрена и автором, и реж-ром как символ, входящий в образ (напр., точки в финале "Бориса Годунова" и «Ревизора»), П., предшествующая д е й с т в и ю, подготавливает зрителя к восприятию действия предстоящего. П., следующая за действием, суммирует и углубляет для зрителя полученноеим впечатление от действия
|
свершившегося. П. в массовом действии, в концерте, представлении сосредоточивают внимание зрителей, создают напряжение внимания перед началом представления, концертного номера. Зрительно они смогут быть выражены в статичной живой картине (мизансцене). Особое внутреннее напряжение имеет переходная П.в кульминации действия. Чередование внеш. движения и переходных П. (в танце - танцевальных поз и танцевальных движений, в театре - мизансцен) создает пластический рисунок образного действия и его духовное напряжение. Л о г и ч е с к а я П. придает звучащей речи стройность и организованность, она в большинстве случаев совпадает со знаками препинания в письменной речи и подчиняется определенным законам. Ппсихологическая (художественная), одно из сильнейших средств выразительности. Она дает жизнь мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической П. речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Психологическую П. называют красноречивым молчанием. Она подчиняется только законам ее внутр. художественного оправдания. Настоящая художественная П. всегда заполнена активной работой мысли, переживанием, никогда не бывает внутренне бездейственной, что выражается в излучении глаз актера- его позе, жестах: идущих от глубины души и выражающие ее сокровенные движения. Злоупотребление же психологической паузой останавливает действие. Из психологической П. нередко создаются целые сцены, к-рые называются «г а с т ро л ь н ы м и паузами» (Станиславский). Она возникает тогда, когда актер в процессе работы накопил достаточный материал по оценке предлагаемых обстоятельств, когда ему абсолютно ясна линия действия, когда природа состояния действующего лица ему не только понятна, но он внутренне и внешне владеет ее темпо-ритмом. Умение выразить комплекс мыслей и чувств в П. целиком зависит от интенсивности «внутр. монологов», от беспрерывного хода мыслей, возникающих от оценки предлагаемых обстоятельств.
|
5) (В режиссуре театрализованных представлений) П. - внеш. остановка действия. Это такое внешне статичное бессловесное внутреннее действие, на к-рое сознательно обращено внимание. Это момент разрядки зрительского напряжения или кульминационный момент внутр. перехода одного действия в другое. Начальная П. вводит в действие, переходные П. выражают внутреннее напряжение переломных моментов действия, финальные П. дают возможность осознать и закрепить впечатление от действия. Держать П. - значит держать внимание зрителей.
Различают также П. случайные («накладки»), к-рые возникают, если актер или ведущий не во время выходят на сцену, замешкавшись в кулисах или задержавшись в гримерной;
|
сознательные, употребляемые, напр.. конферансье для перестройки восприятие зала с одного вида иск-ва на другой, чтобы зрители успели «уложить» в своем воображении те образы, мысли, чувства, к-рые только что возникли у них; в ы н у ж д е н н ы е - П, не продиктованные какими-л. художественными соображениями. (Напр., по случайным причинам задерживается подготовка к выходу на сцену одного из исполнителей).
ПЕ'РВЫЙ ПЛАН, пространство от красной линии до первой пары кулис. П. п. допускает большую свободу движения и больший объем композиции, чем на авансцене. Если в постановке работает основной занавес или супер и по пожарным условиям декорация не может заходить за красную линию, режиссер, чтобы не слишком «вырывать» актера из декорации, ограничивает пользование просцениумом, П. п. становится основной плоскостью движения персонажей.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ, способность артиста внешне и внутренне принимать какой-л. новый ввд, образ. В русском театре, начиная с XIX в., первыми утверждают иск-во П., ломая рамки амплуа, такие.выдающиеся актеры, как М. С. Щепкин, А.Е. Мартынов, А. П. Ленский. М. Г. Савина и др. А с возникновением Московского художественного театра и созданием -системы Станиславского в театральном иск-ве окончательно утверждается принцип неповтори- мости художественного образа.
П. - один из путей создания художественного образа на эстраде. Но П. артиста драматическчго театра не равнозначен П. артиста эстрадного; Время спектакля позволяет актеру прожить жизнь героя с развитием характера и всеми изменениями, обусловленными событийным рядом целой пьесы. На эстраде это П. происходит мгновенно. Такую своеобразную форму П. называют трансформацией. (Грим, Жест. Поза, Костюм).
ПЕРЕЖИВА'НИЕ, Иск-во переживания
ПЕРИПЕТИИ (< гр. peripeteia), 1) неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, внезапная перемена в жизни 2) Сюжетные повороты действия, в к-рых б-ба идет с переменным успехом в пользу одной или др. противоборствующей стороны. П. имеют свои внутр конфликты, микроконфликты, кульминации Система П. по восходящей линии ведет к центра развития действия - кульминации.
ПЕРСОНА'Ж (< лат. persona - маска. лицо). 1) (в лит-ре и иск-ве) художественный образ челка. совершающего поступки в определенной си- туации. В отличие от повествователей и лирических героев в лит-ре, а также носителей эмоций. запечатленных в музыке и хореографии. П помимо переживаний наделен определенным внешним обликом и чертами поведения. Своею рода П. могут становиться и образы животных. растений, фантастических существ, уподобляемых человеку. В составе П. можно выделить ду-
ховное ядро личности, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, волевую энергию, формы сознания и поведения. Черты П. обладают разной мерой определенности: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении или прямом словесном обозначении, др. же присутствуют в художественном произведении косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей и читателей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных ассоциаций. П. образуют своего рода систему, к-рая является центром художественного построения, важнейшим аспектом композиции По значимости и занимаемому в произведении сценического иск-ва месту П. делятся на главные, второстепенные и внесцени-ческие П. (лишь упоминаемые по ходу действия). Система П. содержательно значима и воплощает идею произведения. Как синоним термина «П.» нередко используется словосочетание «действующее лицо»
2) (В театрализованном представлении) П является носителем какой-то одной черты изображаемого типа личности (смелость, мужество или, напротив, подлость, предательство и т л.). либо какой-то обобщенной идеи, каким он приходит на сцену - таким и уходит. Т. о., сценарист стремится к проработке не драматургии сюжг-та-3, а драматургии мысли. Отсюда возникает совсем иная природа создания типического о б-раза- 4. Здесь действует скорее образ-плакат, образ-аллегория, образ-символ -4, образ-маска. Их существование подчинено иным законам чем персонажей в пьесе.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (< лат persona личность и faceie - делать), наделение исполнителя определенным характером-3 и характерностью, т.о. превращая его в определенный персонаж-2. (Олицетворение).
ПЕРСПЕКТИВА (фр. -perspective, лат. реr-spicio - ясно вижу) 1) иск-во изображать на плоскости трехмерное пространство в соответст-вии с тем кажущимся изменением величины. очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. 2) Вид, картина природы с какого-н отдаленного пункт, наблюдения, видимая даль. 3) (В театре) расчетливое, гармоничное соотношение и распределение частей при охвате всего целою -пьесы и роли. Зная П роли, актер может расставить нужные акценты, сознательно построить «архитектуру» своего смысла, расчетливо распределить свои собственные силы, разумно организуя себя в спектакле. «Большое физическое действие, передача большой мысли, переживание больших чувств и страстей, создающихся из множества составных частей, наконец, целый акт, целая пьеса - говорил К. С. Станиславский. -не могут обходиться без П. и без конечной цели (сверхзадачи).
ПЕ'СНЯ, род словесно-муз. иск-ва: жанр вокальной музыки (народной и профессиональной),
основанной на реализации выразительных возможностей человеческого голоса, вокальной интонации, "мелодизированной речи". Большинство П отличает развитая мелодика. Муз. форма П как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация П.: по своим социально-практическим функциям и жизненному предназначению - обрядовые, трудовые, плясовые, застольные, религиозно-культовые и т. л; по содержанию и по обращенности к определенным классам, социальным и возрастным группам, по тематике - лирические, шуточные, патриотические, политические, революционные и т. д.; по особенностям бытования и распространения - домашние, концертные, эстрадные, массовые, являющиеся ведущей жанровой разновидностью современного профессионального и самодеятельного песенного творчества по исполнительскому составу (по характеру исполнения) - сольные, ансамблевые, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В некоторых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобладанию декламационное™, поэтического слова над муз. и выразительными средствами (шансон, П. современных бардов), в др. - к усилению моторно-ритмического начала (П.-марш. танцевальная П, шлягер). В русской и французской музыке 19 в. авторскую П. обычно называли романсом. Мелодии многих народных песен стали основой профессиональных композиций.
ПИРОТЕ'ХНИКА (< гр. рут - огонь + техника), отрасль техники, связанная с производством п применением огневых составов и снаряжаемых ими изделий (ракет, снарядов), напр, для фейерверков-1. Основа осветительных составов - двойная смесь: порошок из металла (магния, алюминия. их сплавов) и окислителя - NaNOs или Ba(NO3)2.
ПЛАН (< лат. planum - плоскость). 1) чертеж, в условных знаках детально изображающий на плоскости (в масштабе) небольшой участок местности или сооружение (напр. П. сцены, П зрительного зала, П. поля стадиона). 2) Условная зона, пролегающая по всей ширине сцены (Нулевой П. сцены. Второй (сценический) П., Третий П., Дальний П.). 3) Горизонтальный разрез или вид сверху какого-л сооружения или предмета (напр., П, декораций). 4) Заранее намеченный определенный порядок, последовательность, в изложении чего-л. (напр., пьесы, замысла и т. п. 5) Замысел, предусматривающий ход, развитие чего-л.: осуществления какой-л. программы, выполнения работы, проведения мероприятий (напр., П.-сценарии. Композиционно-постановочный П., Постановочный П.). 6) Намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности. сроков выполнения (напр., П. подготовки и П. проведения праздника). 7) Размещение объектов на изображении - передний, средний, задний П. и их размеров – круп-
ный, мелкий П. (напр., П. кинематографический). 8) Духовный «багаж» чел-ка-героя, сценического персонажа. [Второй (актерский) П.].
ПЛАН ВТОРО'Й (АКТЕ'РСКИЙ), Второй (актерский) план.
ПЛАН ВТОРО'Й (СЦЕНИЧЕСКИЙ), Второй (сценический) план.
ПЛАН ДА'ЛЬНИЙ, Дальний план.
ПЛАН КОМПОЗИПИО'ННО-ПОСТАНО'-ВОЧНЫЙ, Композиционно-постановочный план.
ПЛАН 0'БЩИЙ, Дальний план.
ПЛАН ПЕ'РВЫЙ, Первый план.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ, составная часть режиссерской документации, заранее намеченная система мероприятий при подготовке спектакля, праздника, театрализованного представления, предусматривающий порядок, последовательность, сроки выполнения работ, а также лиц, ответственных за конкретный участок работы.
ПЛАН ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ. Постановочный план.
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ, составная часть режиссерской документации, схематичное изложение драматургического замысла театрализованного представления, праздника. Первый официальный документ в подготовке массового мероприятия. Его разрабатывают главный режиссер и сценарист, а утверждает заказчик (Социальный заказ). П -с. включает в себя названия эпизодов, их краткое содержание или описание документального и художественного материала. использованного в каждом из эпизодов. В своем содержании он несет две функции: творческую и организационную. П -с. дает ответы на три главных вопроса: «Где будет?», «Что и как будет?» и "Что для этого надо?»). Важность этого документа в том. что он открывает фронт работ по непосредственной подготовке представления.
В первой части П.-с. дается подробное описание места проведения, указывается разметка основной сценической площадки, более подробно описывается трансформация сцены, непосредственно связанная с замыслом постановки, идея ее художественного оформления. Во второй части кратко, но ярко излагаются идейно-тематическая и постановочная основы сценарно-режиссерского замысла, закладывается идея пластического решения, основы муз. и художественного решения постановки, более подробно раскрываются главные (ударные) эпизоды, на к-рых держится идейно-тематическая и постановочная основы представления. Третья часть П.-с оформляется в виде приложений: предварительный расчет участников представления поэпизод-но, предварительный расчет основного оборудования и инвентаря, предполагаемый состав главной режиссерско-постановочной группы. На этой основе производится предварительная экономическая оценка представления, принимаются наиболее объективные решения и планируется рабо-
та по подготовке представления. (План подготовки, Композиционно-постановочный план).
ПЛАН СЦЕ'НЫ условный участок сцены, расположенный параллельно рампе. Сцена разделяется на несколько планов: авансцена, нулевой П. с., первый П. с., второй (сценический) план. третий П. с., арьерсцена. (Техника сцены).
ПЛАН СЦЕНЫНУЛЕВО'Й, Нулевой план сцены.
ПЛАН ТРЕТИЙ Третий план.
ПЛАНШЕТ СЦЕ'НЫ (фр. planchette - дощечка), Пол сцены.
ПЛА'СТИКА (гр. plastike - лепка), 1) строение материального тела (природного, в т. ч. человеческого, или искусственного), непосредственно доступное живому созерцанию. 2) (В иск-ве) осязательные качества гармонии художественной формы, согласованность и плавность движений и жестов, органическая слитность внеш. и внутр. развития действия, в широком смысле - эмоциональная художественная выразительность, гармония, изящество, «прелесть важной простоты» (А. С. Пушкин). (Пластика тела, Пластический синхрон, Пластический образ, Пластические иск-ва).
ПЛА'СТИКА ТЕ'ЛА, выражение внутренней свободы в физическом поведении чел-ка. Она достигается способностью целесообразно распределять движение, достигать мускульной свободы, т. е. такого состояния организма, при к-ром каждое движение затрачивает столько мускульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве - основной закон пластики. Задача режиссера - подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обеспечить полнейшую свободу движения внутри каждой ритмической единицы.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды иск-ва, произведения к-рых существуют в пространстве. не изменяясь и не развиваясь во времени. и воспринимаются зрением. Называются также пространственными иск-вами. П. и. делятся на изобразительные иск-ва (живопись, скульптура, графика), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные иск-ва (архитектура, декоративно-прикладное иск-во. художественное конструирование), служащие созданию материально-предметной среды жизни чел-ка.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИ'НИЯ зримое, композиционно законченное выражение органической свободы и непрерывности художественного движения, его гармонической цельности.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИ'НИЯ, линия развития законченной художественной формы, выраженная в линии рисунка, движения, в развитии сценического или массового театрализованного действия, органическая непрерывная линия развития выразительных средств отображающих внутр. смысл поступка, сцены, эпизода.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ФО'РМА, зримое, осязаемое выражение образного содержания художественного произведения.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ 0'БРАЗ, зримое (слышимое, звуковое) чувственно ощутимое выражение смыслового и духовного содержания художественного произведения, массового действия. П. о. - динамическая конструкция, где каждый эл-т находится в соответствии и взаимодействии с др., а значит и со всей конструкцией в целом, определяющей роль, место и функцию данного эл-та. Таким эл-том, в отличие от драматургии театра, может быть песня, драматический отрывок, пантомима, монолог, танец, фарсовая сценка, т. е. -номер. А методом сцепления, «сборки», конструирования из номеров целостного представления является монтаж.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК РО'ЛИ, образный рисунок движений актера, выражающий характер персонажа (Жест, Поза. Сценический ракурс).
ПЛАСТИЧНОСТЬ (< гр plastikos - годный для лепки, податливый), 1)) Способность принимать под воздействием внеш. сил и сохранять определенную форму. 2) Соразмерность, выразительность, гармоничность. 3) Плавность, гибкость.
ПЛОЩАДЬ, 1) часть плоскости, ограниченной замкнутой ломанной или кривой линией. 2) Незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от к-рого обычно расходятся в разные стороны улицы. Для режиссера - место проведения представления, праздника
ПОВТОР РИТМИЧЕСКИЙ, Ритмический повтор.
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕ'БОМ ТЕАТР. Театр под открытый небом.,
ПОДТЕ'КСТ. (в лит-ре (преимущественно в художественной), в драме, номере равговорного жанра) внутр., скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, к-рый восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации В театре, на эстраде П. раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.
ПО'ЗА (фр. pose), положение тела в статике. П. определяется полом (мужчина или женщина), физическими данными, физическим состоянием (диктуемым внутренними и внешними предпосылками, в т ч и костюмом), объектом и крутом внимания, центром тяжести в различных частях тела, предметом, к-рый держит человек, малым, средним или большим кругом движения. жестом. К. С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой П. или положении тела существуют три момента: 1) излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой П. и при волнении от публичного выступления; 2) механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера; 3) обоснование или оправдание П.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕ’НИЕ, Обозрение политическое.
ПОЛИЭКРА'Н, Проекция.
ПОЛОВИК, часть одежды сцены, ткань, покрывающая планшет полностью или частично. П. может быть однотонным или цветным. П. позволяет имитировать пол в различных помещениях (напр., в замках, квартирах, офисах), поверхность земли (напр.. траву, камни, разъезжую дорогу) и т. д. В последние годы в качестве П. используют пластиковые покрытия. (Техника сцены)
ПОЛУСПИННАЯ МИЗАНСЦЕ'НА, сценический ракурс, основное назначение к-рого -полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, открытом лице партнера, и t дополнить картину полуспинной позой первого. В П. м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и требуется. Пластика тела приобретает особую красноречивость и вместе с тем какую-то таинственность. Зрителю предоставляется возможность до фантазировать, что выражают в этот момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте полуспиной тоже выразительна по позе и используется в основном в двух случаях: если надо подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок этой остановки или, наоборот, если момент остановки персонажа не несет никакой смысловой нагрузки, а требуется для композиционного равновесия всей картины. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, простотой, недосказанностью.
ПОЛУФА'С (ТРУАКА'Р) сценический paкурс, обладает большими возможностями видоизменения. Эта по за достаточно красноречива, раскрыта, читаема для зрителя и удобна для прямого и косвенного общения с партнером. Вольно стоящие ноги и с тяжестью тела преимущественно на одной из них, ракурс корпуса и определенным поворот головы - все это может передать сложный подтекст позы. Переход по сцене в П. (движение по диагонали сцены) - одна из ценнейших мизансценических возможностей.
ПОЛЯ'НА, луг, небольшое ровное пространство среди леса. П. может быть использована как игровое пространство, напр., при организации фольклорного праздника, конкурса туристические песни и т. п.
ПОЛЯРНОСТЬ, принцип композиции, с формулированный М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. П. создает напряжение развития действия в пьесе, в спектакле, в театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, противодвижение от начала к концу и от конца к началу.
ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА, группа к-рые во время репетиций-2 и театрализованного представления обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены - в ы п у с к а ю щ и е. П. р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П.р. оп-
ределяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. л), к которым добавляется еще один помощник - ведущий театрализованного представления. В задачу выпускающих входит и организация порядка за кули-сами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). При необходимости определяются и др. помощники: следящие за своевременным приходом коллективов и исполнителей на сцену и их уходом после исполнения номера за пределы сценического пространства, по компьютерному обеспечению, по сувенирам и реквизиту, по работе с реальными героями и т. п.
ПОРТА'Л (< лат., porta - дверь, ворота, вход), архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача П - обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие первого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены и ширины зрительного залп. Боковые П. должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, и группа актеров могла за ними приготовиться для выхода. За каменным П, находятся обычно порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены.
ПОСЛЕДЕ'ЙСТВИЕ, духовное влияние условной праздничной игры на повседневную жизненную деятельность ее участников - жизненные стремления и поступки, к-рые вызваны праздничным событием.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧА'СТЬ структурное подразделение театра, обеспечивающее художественно-техническую строну постановки. П. ч. работает под непосредственным руководством художиика-оформителя, возглавляется заведующим и объединяет в себе художника по свету, реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих сцены, радистов, электриков и т. п. (Заведующий постановочной частью, Постановочная группа).
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА, Организационные структуры праздника.
ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫДИ-PE'KTOP. Директор постановочной группы.
ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ ПЛАН, форма фиксации основных эл-тов режиссерского замысла. П. п называют также режиссерской разработкой, режиссерской экспликацией. В П. п. указывается прогнозируемая аудитория, мотивы выбора и социально-педагогическое значение отмечаемого события, определение темы представления, праздника. Жизненная идея, конфликт-2, действенное содержание постановки (сверхзадача, сквозное действие, режиссерский ход, общее композиционное построение, событийный ряд, эпизодное построение), приемы театрализации документального действия и реальных героев, жанр, смена атмосфер, пространственное и сценографическое решение постановки, опорные и главные мизансцены, монтажный лист постановки. состав постановочной группы, план подготовки постановки и график репетиций. В за-
висимости от формы представления или праздника, его масштабов какие-то эл-ты П. п. могут опускаться или иметь специфический характер.
ПОСТУПОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Художественный поступок.
ПОТРЕБНОСТЬ, исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение - основная движущая сила развития человека. Благодаря П жизнь приобретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение П., либо предотвращается неприятное столкновение со средой. Живое массовое театрализованное действие рождается лишь в том случае, когда оно отвечает подлинным жизненным П. людей, к-рые являются его участниками. Уже на стадии первоначального замысла сценарист и реж-р должны точно уяснить и почувствовать, каким хотят видеть люди свой праздник в данном месте, в данной жизненной общественной ситуации, что они ожидают от праздничного действия, в каком виде праздничного общения хотят участвовать. Задача сценариста и реж-ра - воплотить эту жизненную потребность участников в сценарном замысле и в режиссерском решении, выразить в них особенности места и времени проведения данного театрализованного действия и личных жизненных интересов той группы людей, к-рые участвуют в праздничном событии.
Любое искусственное навязывание смысловых театрализованных решений, не соответствующих реальным духовным потребности людей, вызовет "неприятное" столкновение участников с театрализованной средой л разрушит живое развитие праздничного действия В то же время реж-ру следует учитывать главную s.p.m яичную П. чел-ка - ожидание необычного, неожиданного. Праздничное действие должно удивлять и радовать неожиданным чудесным преображением привычной будничной среды и привычных будничных форм общения людей.
ПОХО'ДКА, поступь, манера ходить. Используется как составная часть характеристики образа. П. может быть принята за основу приема и хода эстрадного номера-3. Напр., в миниатюре "Походка" А. И. Райкин, продемонстрировав П, разных людей (от трудолюбивых и бездельников до беспощадного шага фашизма) наглядно показал, что за такой простой и обыденной вещью. как П., могут стоять огромные темы, такие, как жизнь и судьба целого человечества.