ПАРТИТУРА ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ 1 глава




Запись последовательности физических действий производимых актером при выполнении упраж нения, этюда или при создании роли во времени и пространстве.

ПАУЗА (лат. pausa, < гр. pausis – прекращение, остановка), 1) перерыв в пространстве или во времени. 2) (Муз.), перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.

3)Перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая и ритмическая (в стихе). 4) (В театре) выразительное средство режиссера и актера. Психологическая основа заключается в переходе от одной установки к др., более сложной, продиктованной мотивом, непосредственно выражающим потребность. П. возникает при разрыве в воображении и смене мотивов, обнаруживая тем самым подтекст, внутр. монолог, второй актерский план. Именно при такой напряженности внутренней жизни, при предельной форме внутр. действия, внеш. средства выразительности исчезают, а сила «лучеиспускания» и «лучевосприятия» возрастает. В П., в момент интимного постижения себя, актер устанавливает контакт со зрителем на неосознаваемом уровне. П. - это такое действие без слов, на к-рое сознательно обращено внимание зрительного зала. П., в к-рой ничего не происходит, П., не положенная на ак­тивное действие, - пустое место. П. непременно

падает на наиболее важные в жизни персонажа минуты, требующие напряженной работы мысли, воли, чувства. П. всегда принадлежит кому-то. Паузу получают, передают, держат, вручают, отбирают. П., не имеющая "хозяина", никем не взятая на себя, становится пустой, останавли­вающей действие.

П. подразделяются на авторские (сюжетные) и режиссерские (акцентирующие), к-рые может быть введены постановщиком и акте­ром в зоне импровизации. Как структурный мо­мент действия П. выполняет роль точки, вопроса, многоточия. Она может быть предусмотрена и автором, и реж-ром как символ, входящий в образ (напр., точки в финале "Бориса Годунова" и «Ревизора»), П., предшествующая д е й с т в и ю, подготавливает зрителя к восприятию действия предстоящего. П., следующая за действием, суммирует и углубляет для зрителя полученноеим впечатление от действия


свершившегося. П. в массовом действии, в кон­церте, представлении сосредоточивают внимание зрителей, создают напряжение внимания перед началом представления, концертного номера. Зрительно они смогут быть выражены в статич­ной живой картине (мизансцене). Особое внут­реннее напряжение имеет переходная П.в кульминации действия. Чередование внеш. дви­жения и переходных П. (в танце - танцевальных поз и танцевальных движений, в театре - мизан­сцен) создает пластический рисунок образного действия и его духовное напряжение. Л о г и ч е с к а я П. придает звучащей речи стройность и организованность, она в большин­стве случаев совпадает со знаками препинания в письменной речи и подчиняется определенным законам. Ппсихологическая (художест­венная), одно из сильнейших средств вырази­тельности. Она дает жизнь мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логиче­ской П. речь безграмотна, то без психологиче­ской она безжизненна. Психологическую П. называют красноречивым молчанием. Она подчиняется только законам ее внутр. художест­венного оправдания. Настоящая художественная П. всегда заполнена активной работой мысли, переживанием, никогда не бывает внутренне бездейственной, что выражается в излучении глаз актера- его позе, жестах: идущих от глуби­ны души и выражающие ее сокровенные движе­ния. Злоупотребление же психологической пау­зой останавливает действие. Из психологической П. нередко создаются целые сцены, к-рые назы­ваются «г а с т ро л ь н ы м и паузами» (Стани­славский). Она возникает тогда, когда актер в процессе работы накопил достаточный материал по оценке предлагаемых обстоятельств, когда ему абсолютно ясна линия действия, когда при­рода состояния действующего лица ему не толь­ко понятна, но он внутренне и внешне владеет ее темпо-ритмом. Умение выразить комплекс мыслей и чувств в П. целиком зависит от интен­сивности «внутр. монологов», от беспрерывного хода мыслей, возникающих от оценки предла­гаемых обстоятельств.

5) (В режиссуре театрализованных представ­лений) П. - внеш. остановка действия. Это такое внешне статичное бессловесное внутреннее дей­ствие, на к-рое сознательно обращено внимание. Это момент разрядки зрительского напряжения или кульминационный момент внутр. перехода одного действия в другое. Начальная П. вводит в действие, переходные П. выра­жают внутреннее напряжение переломных мо­ментов действия, финальные П. дают воз­можность осознать и закрепить впечатление от действия. Держать П. - значит держать внимание зрителей.

Различают также П. случайные («на­кладки»), к-рые возникают, если актер или ве­дущий не во время выходят на сцену, замешкав­шись в кулисах или задержавшись в гримерной;



сознательные, употребляемые, напр.. кон­ферансье для перестройки восприятие зала с од­ного вида иск-ва на другой, чтобы зрители успе­ли «уложить» в своем воображении те образы, мысли, чувства, к-рые только что возникли у них; в ы н у ж д е н н ы е - П, не продиктован­ные какими-л. художественными соображения­ми. (Напр., по случайным причинам задержива­ется подготовка к выходу на сцену одного из исполнителей).

ПЕ'РВЫЙ ПЛАН, пространство от красной линии до первой пары кулис. П. п. допускает большую свободу движения и больший объем композиции, чем на авансцене. Если в постановке работает основной занавес или супер и по по­жарным условиям декорация не может заходить за красную линию, режиссер, чтобы не слишком «вырывать» актера из декорации, ограничивает пользование просцениумом, П. п. становится ос­новной плоскостью движения персонажей.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ, способность арти­ста внешне и внутренне принимать какой-л. но­вый ввд, образ. В русском театре, начиная с XIX в., первыми утверждают иск-во П., ломая рамки амплуа, такие.выдающиеся актеры, как М. С. Щепкин, А.Е. Мартынов, А. П. Ленский. М. Г. Савина и др. А с возникновением Москов­ского художественного театра и созданием -системы Станиславского в театральном иск-ве окончательно утверждается принцип неповтори- мости художественного образа.

П. - один из путей создания художественного образа на эстраде. Но П. артиста драматическчго театра не равнозначен П. артиста эстрадного; Время спектакля позволяет актеру прожить жизнь героя с развитием характера и всеми изменениями, обусловленными событийным рядом целой пьесы. На эстраде это П. происходит мгновенно. Такую своеобразную форму П. называют трансформацией. (Грим, Жест. Поза, Костюм).

ПЕРЕЖИВА'НИЕ, Иск-во переживания

ПЕРИПЕТИИ (< гр. peripeteia), 1) неожиданное обстоятельство, вызывающее осложне­ния, внезапная перемена в жизни 2) Сюжетные повороты действия, в к-рых б-ба идет с переменным успехом в пользу одной или др. противо­борствующей стороны. П. имеют свои внутр конфликты, микроконфликты, кульминации Система П. по восходящей линии ведет к центра развития действия - кульминации.

ПЕРСОНА'Ж (< лат. persona - маска. лицо). 1) (в лит-ре и иск-ве) художественный образ чел­ка. совершающего поступки в определенной си- туации. В отличие от повествователей и лириче­ских героев в лит-ре, а также носителей эмоций. запечатленных в музыке и хореографии. П по­мимо переживаний наделен определенным внешним обликом и чертами поведения. Своею рода П. могут становиться и образы животных. растений, фантастических существ, уподобляе­мых человеку. В составе П. можно выделить ду­-


ховное ядро личности, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, во­левую энергию, формы сознания и поведения. Черты П. обладают разной мерой определенно­сти: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении или пря­мом словесном обозначении, др. же присутству­ют в художественном произведении косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей и читателей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных ассоциаций. П. образуют своего рода систему, к-рая является центром ху­дожественного построения, важнейшим аспек­том композиции По значимости и занимаемому в произведении сценического иск-ва месту П. делятся на главные, второстепенные и внесцени-ческие П. (лишь упоминаемые по ходу действия). Система П. содержательно значима и воплощает идею произведения. Как синоним термина «П.» нередко используется словосочетание «дейст­вующее лицо»

2) (В театрализованном представлении) П является носителем какой-то одной черты изо­бражаемого типа личности (смелость, мужество или, напротив, подлость, предательство и т л.). либо какой-то обобщенной идеи, каким он при­ходит на сцену - таким и уходит. Т. о., сценарист стремится к проработке не драматургии сюжг-та-3, а драматургии мысли. Отсюда возникает совсем иная природа создания типического о б-раза- 4. Здесь действует скорее образ-плакат, образ-аллегория, образ-символ -4, образ-маска. Их существование подчинено иным законам чем персонажей в пьесе.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (< лат persona личность и faceie - делать), наделение исполни­теля определенным характером-3 и характерностью, т.о. превращая его в определенный персонаж-2. (Олицетворение).

ПЕРСПЕКТИВА (фр. -perspective, лат. реr-spicio - ясно вижу) 1) иск-во изображать на плоскости трехмерное пространство в соответст-вии с тем кажущимся изменением величины. очертаний, четкости предметов, к-рое обуслов­лено степенью отдаленности их от точки наблю­дения. 2) Вид, картина природы с какого-н отда­ленного пункт, наблюдения, видимая даль. 3) (В театре) расчетливое, гармоничное соотношение и распределение частей при охвате всего целою -пьесы и роли. Зная П роли, актер может расста­вить нужные акценты, сознательно построить «архитектуру» своего смысла, расчетливо рас­пределить свои собственные силы, разумно ор­ганизуя себя в спектакле. «Большое физическое действие, передача большой мысли, пережива­ние больших чувств и страстей, создающихся из множества составных частей, наконец, целый акт, целая пьеса - говорил К. С. Станиславский. -не могут обходиться без П. и без конечной цели (сверхзадачи).

ПЕ'СНЯ, род словесно-муз. иск-ва: жанр во­кальной музыки (народной и профессиональной),


основанной на реализации выразительных воз­можностей человеческого голоса, вокальной ин­тонации, "мелодизированной речи". Большинст­во П отличает развитая мелодика. Муз. форма П как и ее поэтическая форма, обычно куплет­ная или строфическая. Классификация П.: по своим социально-практическим функциям и жизненному предназначению - обрядовые, тру­довые, плясовые, застольные, религиозно-культовые и т. л; по содержанию и по обращен­ности к определенным классам, социальным и возрастным группам, по тематике - лирические, шуточные, патриотические, политические, рево­люционные и т. д.; по особенностям бытования и распространения - домашние, концертные, эст­радные, массовые, являющиеся ведущей жанро­вой разновидностью современного профессио­нального и самодеятельного песенного творчест­ва по исполнительскому составу (по характеру исполнения) - сольные, ансамблевые, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В некоторых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобладанию декламационное™, поэтического слова над муз. и выразительными средствами (шансон, П. современных бардов), в др. - к усилению моторно-ритмического начала (П.-марш. танцевальная П, шлягер). В русской и французской музыке 19 в. авторскую П. обычно называли романсом. Мелодии многих народных песен стали основой профессиональных композиций.

ПИРОТЕ'ХНИКА (< гр. рут - огонь + техни­ка), отрасль техники, связанная с производством п применением огневых составов и снаряжаемых ими изделий (ракет, снарядов), напр, для фейер­верков-1. Основа осветительных составов - двой­ная смесь: порошок из металла (магния, алюми­ния. их сплавов) и окислителя - NaNOs или Ba(NO3)2.

ПЛАН (< лат. planum - плоскость). 1) чертеж, в условных знаках детально изображающий на плоскости (в масштабе) небольшой участок ме­стности или сооружение (напр. П. сцены, П зрительного зала, П. поля стадиона). 2) Услов­ная зона, пролегающая по всей ширине сцены (Нулевой П. сцены. Второй (сценический) П., Третий П., Дальний П.). 3) Горизонтальный раз­рез или вид сверху какого-л сооружения или предмета (напр., П, декораций). 4) Заранее наме­ченный определенный порядок, последователь­ность, в изложении чего-л. (напр., пьесы, замысла и т. п. 5) Замысел, предусматривающий ход, раз­витие чего-л.: осуществления какой-л. програм­мы, выполнения работы, проведения мероприятий (напр., П.-сценарии. Композиционно-постановочный П., Постановочный П.). 6) На­меченная на определенный период работа с ука­занием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности. сроков выполнения (напр., П. подготовки и П. проведения праздника). 7) Размещение объектов на изображении - перед­ний, средний, задний П. и их размеров – круп-­


ный, мелкий П. (напр., П. кинематографический). 8) Духовный «багаж» чел-ка-героя, сценического персонажа. [Второй (актерский) П.].

ПЛАН ВТОРО'Й (АКТЕ'РСКИЙ), Второй (актерский) план.

ПЛАН ВТОРО'Й (СЦЕНИЧЕСКИЙ), Вто­рой (сценический) план.

ПЛАН ДА'ЛЬНИЙ, Дальний план.

ПЛАН КОМПОЗИПИО'ННО-ПОСТАНО'-ВОЧНЫЙ, Композиционно-постановочный план.

ПЛАН 0'БЩИЙ, Дальний план.

ПЛАН ПЕ'РВЫЙ, Первый план.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ, составная часть режиссерской документации, заранее намечен­ная система мероприятий при подготовке спек­такля, праздника, театрализованного представле­ния, предусматривающий порядок, последова­тельность, сроки выполнения работ, а также лиц, ответственных за конкретный участок работы.

ПЛАН ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ. Постановоч­ный план.

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ, составная часть ре­жиссерской документации, схематичное изло­жение драматургического замысла театрализо­ванного представления, праздника. Первый офи­циальный документ в подготовке массового мероприятия. Его разрабатывают главный режиссер и сценарист, а утверждает заказчик (Социальный заказ). П -с. включает в себя названия эпизодов, их краткое содержание или описание документального и художественного материала. использованного в каждом из эпизодов. В своем содержании он несет две функции: творческую и организационную. П -с. дает ответы на три глав­ных вопроса: «Где будет?», «Что и как будет?» и "Что для этого надо?»). Важность этого докумен­та в том. что он открывает фронт работ по непо­средственной подготовке представления.

В первой части П.-с. дается подробное описа­ние места проведения, указывается разметка ос­новной сценической площадки, более подробно описывается трансформация сцены, непосредст­венно связанная с замыслом постановки, идея ее художественного оформления. Во второй части кратко, но ярко излагаются идейно-тематическая и постановочная основы сценарно-режиссерского замысла, закладывается идея пла­стического решения, основы муз. и художест­венного решения постановки, более подробно раскрываются главные (ударные) эпизоды, на к-рых держится идейно-тематическая и постано­вочная основы представления. Третья часть П.-с оформляется в виде приложений: предваритель­ный расчет участников представления поэпизод-но, предварительный расчет основного оборудо­вания и инвентаря, предполагаемый состав глав­ной режиссерско-постановочной группы. На этой основе производится предварительная экономи­ческая оценка представления, принимаются наи­более объективные решения и планируется рабо-



та по подготовке представления. (План подго­товки, Композиционно-постановочный план).

ПЛАН СЦЕ'НЫ условный участок сцены, расположенный параллельно рампе. Сцена раз­деляется на несколько планов: авансцена, нуле­вой П. с., первый П. с., второй (сценический) план. третий П. с., арьерсцена. (Техника сцены).

ПЛАН СЦЕНЫНУЛЕВО'Й, Нулевой план сцены.

ПЛАН ТРЕТИЙ Третий план.

ПЛАНШЕТ СЦЕ'НЫ (фр. planchette - до­щечка), Пол сцены.

ПЛА'СТИКА (гр. plastike - лепка), 1) строе­ние материального тела (природного, в т. ч. че­ловеческого, или искусственного), непосредст­венно доступное живому созерцанию. 2) (В иск-ве) осязательные качества гармонии художест­венной формы, согласованность и плавность движений и жестов, органическая слитность внеш. и внутр. развития действия, в широком смысле - эмоциональная художественная выра­зительность, гармония, изящество, «прелесть важной простоты» (А. С. Пушкин). (Пластика тела, Пластический синхрон, Пластический об­раз, Пластические иск-ва).

ПЛА'СТИКА ТЕ'ЛА, выражение внутрен­ней свободы в физическом поведении чел-ка. Она достигается способностью целесообразно распределять движение, достигать мускульной свободы, т. е. такого состояния организма, при к-ром каждое движение затрачивает столько мус­кульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве - основной закон пластики. Задача режиссера - подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обес­печить полнейшую свободу движения внутри каждой ритмической единицы.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды иск-ва, произведения к-рых существуют в про­странстве. не изменяясь и не развиваясь во вре­мени. и воспринимаются зрением. Называются также пространственными иск-вами. П. и. делят­ся на изобразительные иск-ва (живопись, скульптура, графика), воспроизводящие реаль­ный мир, и неизобразительные иск-ва (архитек­тура, декоративно-прикладное иск-во. художе­ственное конструирование), служащие созданию материально-предметной среды жизни чел-ка.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИ'НИЯ зримое, ком­позиционно законченное выражение органиче­ской свободы и непрерывности художественного движения, его гармонической цельности.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИ'НИЯ, линия разви­тия законченной художественной формы, выра­женная в линии рисунка, движения, в развитии сценического или массового театрализованного действия, органическая непрерывная линия раз­вития выразительных средств отображающих внутр. смысл поступка, сцены, эпизода.


ПЛАСТИЧЕСКАЯ ФО'РМА, зримое, ося­заемое выражение образного содержания худо­жественного произведения.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ 0'БРАЗ, зримое (слы­шимое, звуковое) чувственно ощутимое выраже­ние смыслового и духовного содержания худо­жественного произведения, массового действия. П. о. - динамическая конструкция, где каждый эл-т находится в соответствии и взаимодействии с др., а значит и со всей конструкцией в целом, определяющей роль, место и функцию данного эл-та. Таким эл-том, в отличие от драматургии театра, может быть песня, драматический отры­вок, пантомима, монолог, танец, фарсовая сцен­ка, т. е. -номер. А методом сцепления, «сборки», конструирования из номеров целостного пред­ставления является монтаж.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК РО'ЛИ, образный рисунок движений актера, выражаю­щий характер персонажа (Жест, Поза. Сцениче­ский ракурс).

ПЛАСТИЧНОСТЬ (< гр plastikos - годный для лепки, податливый), 1)) Способность при­нимать под воздействием внеш. сил и сохранять определенную форму. 2) Соразмерность, вырази­тельность, гармоничность. 3) Плавность, гиб­кость.

ПЛОЩАДЬ, 1) часть плоскости, ограничен­ной замкнутой ломанной или кривой линией. 2) Незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от к-рого обычно расходятся в разные сто­роны улицы. Для режиссера - место проведения представления, праздника

ПОВТОР РИТМИЧЕСКИЙ, Ритмический повтор.

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕ'БОМ ТЕАТР. Те­атр под открытый небом.,

ПОДТЕ'КСТ. (в лит-ре (преимущественно в художественной), в драме, номере равговорного жанра) внутр., скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, к-рый восстанав­ливается на основе контекста с учетом ситуации В театре, на эстраде П. раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.

ПО'ЗА (фр. pose), положение тела в статике. П. определяется полом (мужчина или женщина), физическими данными, физическим состоянием (диктуемым внутренними и внешними предпо­сылками, в т ч и костюмом), объектом и крутом внимания, центром тяжести в различных частях тела, предметом, к-рый держит человек, малым, средним или большим кругом движения. жестом. К. С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой П. или положе­нии тела существуют три момента: 1) излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой П. и при волнении от публичного выступления; 2) механическое освобождение от излишнего на­пряжения с помощью контролера; 3) обоснова­ние или оправдание П.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕ’НИЕ, Обо­зрение политическое.



ПОЛИЭКРА'Н, Проекция.

ПОЛОВИК, часть одежды сцены, ткань, покрывающая планшет полностью или частично. П. может быть однотонным или цветным. П. позволяет имитировать пол в различных помещениях (напр., в замках, квартирах, офисах), поверхность земли (напр.. траву, камни, разъезжую дорогу) и т. д. В последние годы в качестве П. используют пластиковые покрытия. (Техника сцены)

ПОЛУСПИННАЯ МИЗАНСЦЕ'НА, сценический ракурс, основное назначение к-рого -полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, открытом лице партнера, и t дополнить картину полуспинной позой первого. В П. м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и требуется. Пластика тела приобретает особую красноречивость и вместе с тем какую-то таинственность. Зрителю предоставляется возможность до фантазировать, что выражают в этот момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте полуспиной тоже выразительна по позе и используется в основном в двух случаях: если надо подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок этой остановки или, наоборот, если момент остановки персонажа не несет никакой смысловой нагрузки, а требуется для композиционного равновесия всей картины. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, простотой, недосказанностью.

ПОЛУФА'С (ТРУАКА'Р) сценический paкурс, обладает большими возможностями видоизменения. Эта по за достаточно красноречива, раскрыта, читаема для зрителя и удобна для пря­мого и косвенного общения с партнером. Вольно стоящие ноги и с тяжестью тела преимущественно на одной из них, ракурс корпуса и определенным поворот головы - все это может передать сложный подтекст позы. Переход по сцене в П. (движение по диагонали сцены) - одна из ценнейших мизансценических возможностей.

ПОЛЯ'НА, луг, небольшое ровное пространство среди леса. П. может быть использована как игровое пространство, напр., при организации фольклорного праздника, конкурса туристические песни и т. п.

ПОЛЯРНОСТЬ, принцип композиции, с формулированный М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. П. создает напряжение развития действия в пьесе, в спектакле, в театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, противодвижение от начала к концу и от конца к началу.

ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА, группа к-рые во время репетиций-2 и театрализованного представления обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены - в ы п у с к а ю щ и е. П. р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П.р. оп-­


ределяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. л), к которым добавляется еще один помощник - ведущий теат­рализованного представления. В задачу выпус­кающих входит и организация порядка за кули-сами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). При необходи­мости определяются и др. помощники: следящие за своевременным приходом коллективов и ис­полнителей на сцену и их уходом после испол­нения номера за пределы сценического про­странства, по компьютерному обеспечению, по сувенирам и реквизиту, по работе с реальными героями и т. п.

ПОРТА'Л (< лат., porta - дверь, ворота, вход), архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача П - обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие пер­вого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены и ширины зрительного залп. Боковые П. должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, и группа актеров могла за ними приготовиться для выхода. За ка­менным П, находятся обычно порталы раздвиж­ные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, су­жают зеркало сцены.

ПОСЛЕДЕ'ЙСТВИЕ, духовное влияние ус­ловной праздничной игры на повседневную жиз­ненную деятельность ее участников - жизненные стремления и поступки, к-рые вызваны празд­ничным событием.

ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧА'СТЬ структурное подразделение театра, обеспечивающее художе­ственно-техническую строну постановки. П. ч. работает под непосредственным руководством художиика-оформителя, возглавляется заведую­щим и объединяет в себе художника по свету, реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих сцены, радистов, электриков и т. п. (Заведующий постановочной частью, Постановочная группа).

ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА, Организа­ционные структуры праздника.

ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫДИ-PE'KTOP. Директор постановочной группы.

ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ ПЛАН, форма фик­сации основных эл-тов режиссерского замысла. П. п называют также режиссерской разработкой, режиссерской экспликацией. В П. п. указывается прогнозируемая аудитория, мотивы выбора и социально-педагогическое значение отмечаемого события, определение темы представления, праздника. Жизненная идея, конфликт-2, дейст­венное содержание постановки (сверхзадача, сквозное действие, режиссерский ход, общее композиционное построение, событийный ряд, эпизодное построение), приемы театрализации документального действия и реальных героев, жанр, смена атмосфер, пространственное и сценографическое решение постановки, опорные и главные мизансцены, монтажный лист поста­новки. состав постановочной группы, план под­готовки постановки и график репетиций. В за-



висимости от формы представления или празд­ника, его масштабов какие-то эл-ты П. п. могут опускаться или иметь специфический характер.

ПОСТУПОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Ху­дожественный поступок.

ПОТРЕБНОСТЬ, исходная форма активно­сти живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение - основная движущая сила развития человека. Благодаря П жизнь приобретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение П., либо предотвра­щается неприятное столкновение со средой. Жи­вое массовое театрализованное действие рожда­ется лишь в том случае, когда оно отвечает под­линным жизненным П. людей, к-рые являются его участниками. Уже на стадии первоначально­го замысла сценарист и реж-р должны точно уяснить и почувствовать, каким хотят видеть люди свой праздник в данном месте, в данной жизненной общественной ситуации, что они ожидают от праздничного действия, в каком ви­де праздничного общения хотят участвовать. За­дача сценариста и реж-ра - воплотить эту жиз­ненную потребность участников в сценарном замысле и в режиссерском решении, выразить в них особенности места и времени проведения данного театрализованного действия и личных жизненных интересов той группы людей, к-рые участвуют в праздничном событии.

Любое искусственное навязывание смысло­вых театрализованных решений, не соответствующих реальным духовным потребности лю­дей, вызовет "неприятное" столкновение участ­ников с театрализованной средой л разрушит живое развитие праздничного действия В то же время реж-ру следует учитывать главную s.p.m яичную П. чел-ка - ожидание необычного, неожиданного. Праздничное действие должно удивлять и радовать неожиданным чудесным преображением привычной будничной среды и привычных будничных форм общения людей.

ПОХО'ДКА, поступь, манера ходить. Ис­пользуется как составная часть характеристики образа. П. может быть принята за основу приема и хода эстрадного номера-3. Напр., в миниатюре "Походка" А. И. Райкин, продемонстрировав П, разных людей (от трудолюбивых и бездельников до беспощадного шага фашизма) наглядно пока­зал, что за такой простой и обыденной вещью. как П., могут стоять огромные темы, такие, как жизнь и судьба целого человечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: