ПРА'ВДА и BE'PA, Вера и правда.
ПРА'ЗДНИК, форма эстетической и художественной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. Он отличается широким активным и творческим участием масс, рассредоточен на обширной территории, предполагает одновременное возникновение, наличие
64
+многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое праздничное действие. Праздничное игровое общение включает в себя как неотъемлемую часть – зрелище - представление.
Классификация П. может быть проведена по нескольким основаниям. I) По времени проведения: а) периодически отмечаемые (напр.. День победы. Олимпийские игры) и непериодические, обусловленные моментом (напр., начала крупного строительства, презентация фирмы), б) стабильные (напр, Рождество) и подвижные (напр.. Пасха), в) календарные - летние (День Ивана Купалы), осенние (Праздник урожая), зимние (Новый год), весенние (Маслении-ца), 2) пространственная масштабность: а) местные, локальные праздники, распространенность к-рых ограничена, б) региональные - праздники республик, города, села, улицы (напр.. Праздник Севера), в) национальные (напр.. Праздник Русской березки, татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских народов), г) государственные (напр.. День Конституции, День независимости), д) международные (напр.. Олимпийские игры. День породненных городов и т.п.); 3) по вероисповеданию - светские (день рождения, день совершеннолетия) и религиозные (день ангела, конфирмация и т.д.), к-рые различаются по конфессиям (православные, католические, буддистские, иудейские и т. д.): 4) по видам ч е л о в е ч е с к о й деятельности и сферам бытия: общественно-политические (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, и г. п.), профессионально-трудовые (дни профессий, проводы на пенсию), природно-экологические; (Проводы зимы, Новый год, День птиц. День охраны окружающей среды), семейно-бытовые (дни рождения, совершеннолетия, свадьбы, новоселье и т. д), историко-культурные н праздники искусств (праздники спортивные, праздники улиц, домов, праздник духовой музыки, песни и танца, книг и т. д.). (Праздник улицы, Драматургия массового праздника. Участник представления, праздника. Организационные структуры праздника, Праздничная ситуация. Праздничность).
|
ПРАЗДНИК УЛИЦЫ, Улица.
ПРАЗДНИКА (ДЕЙСТВИЯ) MA'CCOBOГО ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия массового праздника (действия).
ПРАЗДНИКА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧА'СТНИК, Участник представления, праздника.
ПРАЗДНИКА СТРУКТУРЫОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, Организационные структуры праздника.
ПРА-ЗДНИЧНАЯ СИТУА'ЦИЯ, существующая в широкой массе людей потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе.
ПРАЗДНИЧНОСТЬ 1) насыщение своего отдыха новыми впечатлениями, художественными открытиями, положительными эмоциями. 2) Отличительная черта эстрадного иск-ва, выражающая в оригинальности, разнообразии, «легкости» развлекательности, жанровой раскованности, удивлении неожиданным. П. может быть создана и за счет внешней зрелищности: игры света, смены живописных задников, изменением на глазах зрителей формы сценической площадки
ПРЕДДЕ'ЙСТВИЕ, действие-3. предшествующее
|
началу сценического или массового театрализованного действа. В режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников - это включение жизненной деятельности людей в подготовку праздничной игры, создание таких игровых условии, к-рые привлекают людей к праздничному действию, создают настроение, психологическую установку для перехода в праздничиую игру. (Активизация аудитории).
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, все то, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве: фабула пьесы, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации, костюмы, сценические эффекты и проч. П. о. являются предположением, вымыслом воображения. Они продолжают творчество, начатое магическим «если бы». В массовом действе, происходящем в реальной среде, П. о. становятся конкретные жизненные ситуации, возникающие по ходу действия.
ПРЕДМЕТ БОРЬБЫ', все то, что необходимо персонажу для осуществления его сквозного действия (конкретная вещь, отношение партнера, знание, умение, подтверждение какой-то мысли и т. п.). П. б. - предмет конфликта, опредмеченная цель, на которую направлено действие исполнителя. П. б., как правило, находится в руках партнера, и персонажу приходится проявлять инициативу, чтобы им овладеть. Владелец; П. б. при этом находится в обороне или активном Кон трдействии. Для организаторов массового К праздника, представления опредмеченной целью может выступать улыбка аудитории, ответ зала на вопрос, желание участников вступить в игру, осуществить какое-л. реальное действие и т. п. П.б. присутствует в репризе, эпизоде, номере, сцене, в целом представлении и т. д. В зависимости от характера персонажа, задач эпизода или представления в целом меняется и П. б. Чем больше препятствий встречает исполнитель на пути овладения П. б., тем разнообразнее приспособления-3 он должен искать и проявлять большую активность в достижении поставленной цели, что, в свою очередь, влияет на динамику спектакля, представления-3.
|
ПРЕДСТАВЛЕ'НИЕ, 1) образ ранее воспринятого предмета (сцены, события, явления), возникающее на основе их припоминания (П. памя-
ти, воспоминание), а также образ, создаваемое продуктивным воображением; высшая форма чувственного отражения в вале наглядно-образного знания. П. бывают зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. 2) Театральный спектакль. 3) Художественное зрелище, сосредоточенное на определенной игровой площадке и предполагающее разделение участников действия на зрителей и исполнителей. П. является составной частью праздника.
П. условно делятся на клубные и массовые. К наиболее распространенным клубным П. (происходящим на закрытых площадках) относят тематический вечер, театрализованный концерт, агитационно-художественное представление, литературно-муз. композицию и т. п. Под массовыми представлениями понимаются манифестации, концерты-митинги, инсценировки или тематические сюжетные постановки на площадях, стадионах и других открытых пространствах, позволяющих вмещать многочисленные группы участников и массы зрителей. По своему характеру также различают П. поэтическое - жанр театрального представления, литературную основу к-рого составляют не драматические, а поэтические произведения и монументальное - отличающиеся значительностью социального содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом, величественностью и мощностью исполнения. П. могут быть сюжетные (напр., елочные представления для детей) и бессюжетные (по логике развития целостного образа представления). Для раскрытия обобщенных и значительных понятий чаще всего используется театрализованное П. В его сценарии может содержаться документальный материал, к-рый подается в художественно-образной форме. (Искусство представления).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ -ТЕАТРАЛИЗО'ВАН-НОЕ MA'CCOBOE, Массовое театрализованное представление.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСКУССТВО, Иск-во представления.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРАЗДНИКА УЧА'СТНИК, Участник представления, праздника.
ПРЕЗЕНТА'ЦИЯ (< лат. praesentatio), представление обществу чего-л. нового (товара, услуги, художественного произведения и т. п.). Вид рекламы, в к-рой производитель (или его представитель) вступает в непосредственный контакт с потенциальным потребителем. В последнее время П. носят массовый характер, облекаются в художественную форму и нуждаются в режиссерской разработке.
ПРЕЛЮ'Д(ИЯ) (< лат. praeludere - сыграть прежде, наперед), 1) вступление к какому-л. муз. сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом, для клавесина, фортепиано, органа. Создаются циклы П. и фуг, а также одних П. 2) Вступление, введение, предвестие чего-л..
3) (В театре) события, происходившие с данным персонажем до изображаемого на сцене момента. П. помогает актеру войти в атмосферу последующей сцены. П. создается исходя из предлагаемых обстоятельств пьесы и характера действующего лица.
ПРИЕ'М, 1) Собрание приглашенных лиц (обычно у официальных лиц) в честь кого-чего-и.. П. может быть составной частью праздника и нуждается в режиссерской разработке. 2) Отдельное действие, движение. 3) Способ в осуще-ствлении чего-л. (Режиссерский П.). 4) Частный случай метода. (Троп). 5) Средство перевода режиссерского замысла в решение. Это способ перевода материала одного вида иск-ва в др.: литературы (пьесы) - в сценическое (спектакль). Это может быть, напр., «П. двойного существования» ("Горе от ума" - Г. Товстоногова), «шутовского действа» («Тиль» - М. Захарова), «хорового сказа» ("Леди Макбет Мценского уезда» -А. Гончарова). П. - не самоцель. Критерием органичности и оригинальности П. для конкретной постановки является верность сверхзадаче.
В условном и эпическом театре особенно ярко выражена композиционная роль приема. П. ритмических контрастов, напр.. используется в нескольких аспектах: при подаче текстового материала, в пластике мизансцен, ритмическом рисунке танца, смена ритмов одного и того же несколько повторяющегося куска. Постановка может быть решена приемом гротеска. Прием открытого озвучания действия состоит в том, что актер, исполняющий роль "шумового оркесгра", не отвлекая на себя внимание зрителя, с помощью различных приспособлений озвучивает физические действия основного исполнителя, к-рын выполняет их на память.
Способ существования П. - его самоосуществление в режиссерском ходе. {Драматургический прием, Монтажные приемы. Прием возврата к исходному положению, Прием обратного действия. Прием прямого действия. Прикрытие).
ПРИЕ-М АССОЦИАТИВНОГО ПО-СТРОЕ'НИЯ 0'БРАЗА, Ассоциация.
ПРИЕ'М ВОЗРА'ТА К ИСХОДНОМУ ПОЛОЖЕ'НИЮ, один из способов, позволяющих реж-ру по спорту наиболее рационально организовать действие большой массы участников сначала на схемах композиционно-постановочного плана, а затем на репетициях театрализованного представления на стадионе. П. в. и. п. применяется в том случае, когда постановщик оказывается перед фактом невозможности дальнейшей разработки композиции, когда затруднен логический переход к следующему фрагменту композиции или заранее задумано несколько сложных тематических или орнаментальных рисунков, следующих друг за другом и т. п. Как методический, П, в, и. п. применяется и в репетиционной работе с участниками на поле стадиона, т. к. облегчает освоение ими нового
рисунка из исходного построения. (Разметка, Графический метод. Прием обратного действия, Прием прямого действия).
ПРИЕ'М ДРАМАТУРИ'ЧЕСКИЙ, Драматургический прием.
ПРИЕ'М КОНТРАСТНОГО ПО-CTPOE'HИЯ 0'БРАЗА, Контраст.
ПРИЕ'М 0'БРАЗНЫЙ, Образный прием.
ПРИЕ'М ОБРАТНОГО ДЕЙСТВИЯ, один из способов, позволяющих реж-ру по спорту наиболее рационально организовать действие большой массы участников сначала на схемах композиционно-постановочного плана, а затем на репетициях театрализованного представления на стадионе. П. о. д. характеризуется тем, что постановщик разрабатывает композицию построений и перестроений на схеме в обратной последовательности по отношению к действиям участников на поле стадиона. В этом случае постановщик начинает разработку не с выхода участников, как это происходит в действительности, а с исходного построения участников массового номера. Особенно эффективен данный прием, когда начало эпизода включает тематическое построение. В целом П. о. д. позволяет наиболее целесообразно расставить участников во всех построениях, включенных в начало эпизода: от выхода участников и до массового номера. (Разметка, Графический метод. Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению).
ПРИЕ'М ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ, один из способов, позволяющих реж-ру по спорту наиболее рационально организовать действие большой массы участников сначала на схемах композиционно-постановочного плана, а затем на репетициях театрализованного представления на стадионе. П. п. д. характеризуется разработкой построений и перестроений на схеме в той же последовательности, в какой они будут выполняться участниками на поле. Как правило, он применяется при разработке массового номера. Постановщик вычерчивает на схеме сначала исходное построение участников массового номера, а затем последовательно, находя логические и наиболее красочные переходы от одного рисунка построения к другому, следует до конца номера. (Разметка, Графический метод. Прием обратного действия. Прием возврата к исходному по- ложению).
ПРИЕ'М РЕФРЕ'НА, Рефрен.
ПРИЕ'МЫМОНТАЖА', Монтажные приемы.
ПРИЗ, (фр. prix), награда, присуждаемая победителю в каком-л. состязании.
ПРИКРЫТИЕ, отвлечение внимания зрителей от слабых сторон номера. Прежде чем выбрать прием прикрытия, реж-ру следует разобраться, почему тот или иной номер оказался неубедительным в контексте др. номеров (невыгодное место для номера в концерте, дело в самих исполнителях или в драматургии номера и
и т.д.) Наиболее распространенный и результативный прием П. связан с игровыми приспособлениями, актерскими задачами, когда игровое поведение исполнителей на сцене прикрывает, их несовершенные вокальные данные. построен на том, что движение на сцене сильнее, нежели звучащее слово или вокал, которые подаются, как правило, в статичных мизансценах. (Монтаж номеров).
ПРИ'НЦИП (< лат. principium - начало, основа) 1) основное исходное положение какой-л. теории, учения, науки, мировоззрения, политической или общественной организации. 2) Руководящая идея, основное правило деятельности (Принципы композиции). 3) Внутреннее убеждение чел-ка, определенное его отношение к действительности, нормы поведения (напр., П. отношений режиссера и исполнителя). 3) Основа устройства или действия какого-л. прибора, машины, установки и т. п. (напр., лазера).
ПРИ'НЦИПЫКОМПОЗИ'ЦИИ, основные Правила построения формы сценического произведения. К ним относятся: ритмические волны, ритмические повторы, полярность, трехэлементность (М. Чехов).
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ. 1) предмет, всякое устройство, при помощи или посредством к-рого производится какая-л. работа, действие. 2) Вообще - прибор или механизм. (Техника сцены). 3) (В актерском иск-ве) составная часть сценической задачи, отвечающая на вопрос «к а к? при помощи чего?» актер выполняет поставленную цель, намеченное действие. Т.е, большое действие (напр., «выпытать») реализуются через мелкие действия (напр., подойти к партнеру, поприветствовать, взять за плечи, посадить и т.д.). П. - это почти всегда физические действия, открывающие чувства, раскрывающие характер- 3 персонажа.
ПРИСТРО'ЙКА, 1) расположение где-н., около чего-л.. 2) Средство воздействия на партнера по общению, выбор вариантов поведения. Различают пристройки физические, словесные, мимические, а также П. «сверху», «снизу», «на равных».
ПРОБJIE'MA (< гр. problema - задача, задание), сложный теоретический или практический вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (Проблемная ситуация. Тема).
ПРОБЛЕ'МНАЯ СИТУАЦИЯ (< гр terna - задача, задание и лат. sitoatio - положение). 1) осознание какого-л. противоречия в реальной действительности, для разрешения которого индивид (драматург, сценарист, режиссер) или коллектив (актеры, исполнители, участники представления) должны найти и использовать новые себя средства и способы деятельности. 2) Конфликтные обстоятельства, связанные с разрешением важного жизненного вопроса. П. с. определяет жизненную тему, сценарный ход массового театрализованного действа.
ПРОГОН Репетиция / прогонная.
ПРОГРА'ММА (< гр. programma - объявление, распоряжение), подробный перечень номе-ров-3, действующих лиц и исполнителей, а также организаторов театрализованного представления. Чаще всего оформляется в виде отдельного листка или двойной открытки. Может носить характер приглашения, быть составной частью афиши и т. п. (Анонс, Информация о номере. Концертная программа).
ПРОГРА'ММА КОНЦЕРТНАЯ, Концертная программа.
ПРОГРАММЫКОНЦЕРТНОЙ КРИ-ТЕ'РИИ СОСТАВЛЕНИЯ, Критерии составления концертной программы.
ПРОДЮ'ССЕР (англ. producer, от produce -производить), доверенное лицо творческой организации (напр., кинокомпании, шоу-группы), осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой зрелища и поэтому в значительной мере решающий вопросы подбора кадров (творческих и технических), отвечающий за соблюдение сметы и сроков подготовки и проведения зрелища. В роли П. выступают также режиссеры, актеры, сценаристы.
ПРОЕКЦИЯ, (< лат. projectio, букв. - выбрасывание вперед), изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой-л. другой поверхности - экране). Различают динамическую П. (кино- и видеофильмы) и статическую (диафильмы, слайды, диапозитивы, фотографии).
П. используется в постановочной практике двумя методами: 1) репродуктивно-объяснительный, суть к-рого заключается в изложении, разъяснении, подчеркивании, внушении. Зрителю концентрированно излагают какую-л. полезную информацию, дополненную, усиленную демонстрацией каких-л. кадров, вызывающих у зрителя ощущение их подлинности и достоверности; 2) проблемно-ситуационный метод призван максимально активизировать зрителя, формировать у него стремление к соучастию в предлагаемых обстоятельствах.
Приемы использования П. в театрализованных представлениях: 1) живой фон для номера (напр., пейзаж, орнамент, живопись, на фоне к-рых танцуется хоровод или кинокадры звездного неба, на фоне к-рого исполняется песня); 2) плавный перевод действия в новую плоскость за счет вытеснения одного изображения другим; 3) стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентировать момент, выхватить ту или иную деталь, лицо героя; 4) в качестве документального свидетельства, подтверждающего или отвергающего смысл происходящего на сцене; 5) расширение границ номера, места действия (напр., во время исполнения песни о Фестивале вдет монтаж стремительно сменяющихся кадров танцующей, смеющейся молодежи - уча-
стников Всемирного фестиваля молодежи и студентов); 6) «латерна м а г и к а» - сочетание исполняемого номера на сцене с крупными планами этого же номера на экране, или выходы - уходы действующих лиц с экрана на сцену, со сцены на экран, требующий специальных досъемок. Наиболее сложный во времена кино, этот прием сегодня достаточно легко выполним, благодаря видеотехнике, 7) полиэкран, т.е. использование нескольких экранов, расположенных в разных местах сцены, что позволяет реж-ру перебрасывать изображение с одного экрана на другой, одновременно проецировать разные П. 6) т е н е в ой театр. (Партитура динамико-статической проекции. Режиссер по динамико-статической проекции, Техника сцены).
ПРОИЗВЕДЕНИЕ, Создание, продукт труда, творчества. (Целостность художественного произведения).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДО'ЖЕСТВЕН-НОГО ЦЕЛОСТНОСТЬ, Целостность художественного произведения.
ПРОЛОГ (< гр. prо1ogos - вступление), 1) Начало чего-л., вступление к чему-л.: к основному изложению литературного произведения, к театральному или муз. спектаклю, к концерту, празднику и т. п. (противоположное - эпилог). В П. может быть рассказ о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъяснение художественного замысла, эстетического кредо автора. 2) (В театре, театрализованном представлении) обращение к зрителям, эпиграф, завязка, начальный эпизод, в к-ром сообщается о задачах представления. Цель П. -подготовить зрителей к восприятию спектакля, театрализованного действия.
ПРОСТОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. внеш. и внутр. телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые актером и направленные на достижение цели. П. ф. д. предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели, как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). Физическими действиями называют такие действия, к-рые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую чел-ка материальную среду, в тот или иной предмет и для осуществления к-рых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии. Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести все разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, косить и т. п.); действия, носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения и т. п.); и, наконец, действия, совершаемые чел-ком по отношению к др. человеку, на сцене - по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятать, выслеживать и т. п.) П. ф. д. могут осуществляться как средство выполнения психической
задачи (т. е. быть приспособлением) н параллельно с психической задачей.
ПРОСТРА’НСТВА СЦЕНИЧЕСКОГО КОМПОЗИ'ЦИЯ, Композиция сценического пространства.
ПРОСТРАНСТВО ИГРОВОЕ, Игровое пространство.
ПРОСТРАНСТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ, Сценическое пространство.
ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕННОЕ, Временное пространство.
ПРОСТРАНСТВО РЕА'ЛЬНОЕ, Реальное
пространство.
ПРОСТРАНСТВО TEATPA'ЛЬHOE, Театральное пространство.
ПРОСЦЕНИУМ, 1) пространство передней сцены, находящееся в толщине портала и соединяющееся с авансценой. 1) Авансцена.
ПРО'ФИЛЬ ЧИ'СТЫЙ, Чистый профиль.
ПРОЦЕ'ССИЯ, Шествие.
ПСИХИ'ЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ имеет целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) чел-ка. Объектом воздействия может быть не только сознание др. чел-ка, но и собственно сознание действующего. Именно при помощи, главным образом, Д. п. и осуществляется та борьба, к-рая составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть, пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о чем-то предупредить, удержать, позволить, побранить, последить и т. п. (Ср., Простое физическое действие, Психо-физическое. действие).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ TEA'TP, тип театра, в к-ром образность воздействует на зрительное восприятие предельно достоверным и оправданным переживанием события в предлагаемых обстоятельствах, иллюзорно приближенных к жизненным. Зритель сопереживает героям спектакля, вместе с ним ищет пути решения их проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки героя привлекают зрителя, чем глубже его переживание и более конкретна идентификация себя с ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и большего художественного эффекта достигает образность в П. т.
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон, где целесообразное простое физическое действие рождает психическое, ибо всякое физическое есть психическое и во всяком психическом есть физическое. Всякое психическое действие, имея своей непосредственной, ближайшей задачей определенное изменение в сознании (психике) партнера, в конечном счете стремится, подобно всякому физическому действию, вызвать определенные последствия во внешнем, физическом поведении партнера.
ПУБЛИКА (< лат. publicus - общественный), 1) лица, находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров и т. п., а также вообще –люди, общество (Театральная П., читающая П., гуляющая П.) 2) Социально-психологическая общность потребителей иск-ва, связанных собой и художниками многообразными отношениями по поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено художественной культуры общества, благодаря к-рому и посредством к-рого реализуются социальные функции иск-ва. П. - активный участник художественного процесса, борьбы вкусов, направлений, стилей. Структура П. включает исторически подвижную противоречивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, социальным, политическим, мировоззренческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно художественным параметрам (предпочтение определенных видов, направлений, отдельных произведений искусства; господствующие художественные установки, типы восприятия, оценки, идеалы, нормы и проч.) В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организованной и диффузной, стабильной и ситуативной.
ПУНКТУ А'ЦИЯ - «знаки препинания» в ми-зансценических фразах. Они подчиняются не формальным правилам, а смыслу, и служат, одной цели - выразить суть происходящего, помочь зрителям лучше воспринять его.
Точка - итоговый пластический штрих перед занавесом или затемнением. Точка - всегда остановка. Завершая сценический период - событие, она дает время для оценки его. Важные, значительные, события требуют больших, заметных точек. Малые - малых. Точка - это также и безупречный связующий знак между двумя мизансценами (напр., соединить точкой два перехода на сцене - значит завершить первый из них нек-рой успокоенностью, утверждением). Точки внутри актов - точки-провокации. Мнимые окончания, ложные точки кажутся логично завер-шающими ход событий. Но потом происходит какая-л. неожиданность на самом-то деле тоже мнимая, кажущаяся, хотя логично была подготовлена. Точка в конце постановки - это действительный конец. Точка по смыслу может быть и знаком препинания.
Запятая удерживает на стыке пластических фраз определенную незавершенность, неустойчивость, намекает на смысловую связь между ними.
Двоеточие в конце первого куска пластически обозначает предстоящее пояснение, назидание, хорошо применимо в комедийных и водевильных сценах. Восклицание - эмоциональный результат, куска, в к-ром выражается особая пораженность, немыслимое удивление, невероятное, какое-н. саркастическое возмущение и т. д Знак вопроса ставится в конце мизансценического предложения и заключает вопрос,
рассчитанный на непосредственное получение ответа.
Многоточие выражает недосказанность, что в мизансцене выразительно, но и коварно. Несколько многоточий подряд создают интонацию жеманной чувствительности или ложной многозначности.
Тире - люфтпауза, это как бы на секунду замершее действие. Прием емкий, употребляемый в самых различных ситуациях.
ПЬЕ'СА (фр. piece), 1) небольшое инструментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр., ноктюрн, тарантелла, сборник пьес для баяна). 2) Драматическое произведение для театрального представления. П. обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое здесь строится на художественном вымысле. В то же время в ряде пьес наблюдается обратная картина - опора на документальный материал ("Почтовый роман". "Записки княгини Волконской" и др.). Но в драматургии театра, в сравнении с драматургией театрализованного представления, это иcключение, а не правило.
Р
РАДИОВЕЩАНИЕ, одно из средств массовой информации (массовой коммуникации). Осуществляется через радиоцентры и принимается на радиовещательные приемники. Особенность Р. - симультанность- мгновенная передача на большое расстояние звукового образа события, к-рое протекает именно сейчас, в данное время, вездесущность - одновременная информация сразу многочисленной рассредоточенной аудитории и программность вещания - объединение отдельных произведений в единый системно организованный процесс социальной информации. На базе полифункциональных коммуникативных систем развились новые техногенные иск-ва - радиоиск-во и телеиск-во. Радиоиск-во, синтезирующее вербальный, муз. и шумовой языки, с успехом используется при организации и проведении массовых действ: создание на радио фонограмм. проведение радиомостов, радиогазет, радиорепортажей, использование радиомикрофонов исполнителями. Радио - основная форма управления массовым действом (радиосвязь между службами, радиоуправление художественным фоном в стадионных представлениях и т. п.).