ПАРТИТУРА ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ 7 глава




ТОЛПЫ' МИЗАНСЦЕ'НЫ, Мизансцены толпы.


ТРАГЕ'ДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом. миром, выражающийся в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагиче­ская коллизия разрешается обычно гибелью главного героя. Классикой жанра стала Т. Древ­ней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрож­дения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начи­ная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; Т. сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), тра­гическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историче­ская драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), ге­роическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в. становится актуальной трагикомедия.

ТРАГИКОМЕ'ДИЯ, драматическое произ­ведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В Т. лежит ощущение относи­тельности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит в комическом и трагическом освещении. Характерна дня драма­тургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках ав­тора" Л. Пиранделло).

ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая категория, характеризующая неразрешимый об­щественно-исторический конфликт, разворачи­вающийся в процессе свободного действия чел­ка и сопровождающийся его страданием, гибе­лью. Т. неотделимо от идеи достоинства и вели­чия чел-ка. проявляющихся в самом его страда­нии, предмет специфического вида драмы - тра­гедии.

ТРАДИ'ЦИЯ (< лат. traditio - передача), эл-ты социального и культурного наследия, пере­дающиеся от поколения к поколению и сохра­няющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного вре­мени. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения. ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т. действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены Т в религии. Реакционные Т. служат сохране­нию отживших общественных и культурных форм, прогрессивные - способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.

ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - перено­сить, перемещать, перевозить), нетрадиционное выразительное средство массового театрализо­ванного представления. В постановках могут участвовать легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и броне­транспортеры, молоковозы, цементовозы, сель­скохозяйственная техники (веялки, сеялки, жней­ки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертолеты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухо-



путные и плавучие подъемные краны, метеозон­ды и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-м гг проходили "трамвайные" шествия. На одном из массовых представлений, проводив­шемся в ночное время, использовались иллюми­нированные электрокары. А. П. Конников поста­вил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Рус­ской зимы" в Лужниках, смонтировав на мото­циклах высокие "гнезда" и поместив туда деву­шек в полушубках, расписные полы к-рых на­крывали всю конструкцию вместе с мотоциклом. Транспортные средства могут «заговорить», стать «действующими лицами». Т. является очень удобной самодвижущейся декорацией, сценической площадкой.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (лат. transforniatio -преобразование, превращение), в театре, цирке и на эстраде прием основанный на быстром изме­нении актером своего внеш. облика. (Ср., Пере­воплощение}. В театрализованных представлени­ях часто используются Т. костюмов, реквизита.

ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов, поперечная доля сценической площадки, распо­лагающаяся в глубине за вторым (сценическим) планом. Т. п. соответствует общему плану в кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера - тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зри­теля охватывает все или большую часть сцениче­ского пространства. Т. п. - раздолье для худож­ника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом сцены.

ТРЕХЧЛЕ'ННОСТЬ, по определению М. Чехова, основное качество композиции цело­го. Начало переживается как зерно, из к-рого развивается растение, конец - как со­зревший плод и середина - как процесс пре­вращения зерна в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфи­ческий характер в композиции целого.

ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи), слово или меткое выражение, употребляемое в переносном, иносказательном смысле (перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на др., связанных какими-то смы­словыми отношениями с первым) для достиже­ния большей выразительности. К Т, относятся метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение, символ, гипербола и др. В театраль­ном иск-ве Т. выступает как синоним художест­венного приема.

ТРУАКАТ, Полуфас.

ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав драматического, оперного, опереточного и др. театров.

ТРЮК (фр. true), 1) ловкий, эффектный при­ем; искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) од­но из главных выразительных средств, отдель­ный законченный фрагмент любого циркового номера, даже если Т. самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, он вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т. является простейшим возбудителем реакции,


действующей на зрителя таким реально выпол­няемым разрешением задания, к-рое лежит вне обычного круга представления и кажется нераз­решимым. Т. включает в себя необычность, ало-гизм. 3) (На эстраде) Т. - язык оригинального жанра, средство его выражения. С его помощью создается эстрадное произведение - в этом его существенное отличие от спорта, где демонст­рация самого Т., техническая виртуозность ис­полнения является конечной целью выступления спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый язык, строительный материал, которым создается произведение. Любой Т. можно рассматривать как художественную метафору. Аттракцион. Монтаж аттракционов).

У

УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Празд­ники, проводимые на улице - это форма театра под открытым небом. Праздники могут быть тематически не связаны с данной У. и, наоборот, посвящены конкретной У. В первом случае У. является просто местом проведения праздника. Во втором - У. становится реальным героем (напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Нев­ского проспекта). Содержание праздника У. от­ражает ее историю, архитектурные памятники, дома, людей, к-рые в них работали и жили когда-то, работают и живут сегодня.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (< лат. universalis -всеобщий), разносторонность, владение всеми частными специальностями в свое профессии. Владение многими профессиональными навыка­ми, нахождение «на стыке» нескольких видов иск-ва - важное сценическое качество эстрадного исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает публику, вызывая у нее положительные эмоции не только содержанием исполняемого произве­дения, но и своей «У.».

УНИФОТМА (фр. uniforme), 1) форма, при­веденная к единообразию (унификации) (напр., форменная одежда военных, учащихся и т. п.) 2) (В цирке) одетый в специальные одежды перег­нал, обслуживающий арену во время представ­лений.

У. может быть достаточно ярким вырази­тельным средством в некоторых театрализован­ных представлениях. Напр., У. активно исполь­зовалась агиттеатрами «синей блузы». В массо­вых театрализованных представлениях, чтобы избежать эклектики.в костюмах, режиссеры прибегают к У. (парадной пионерской форме, форме бойцов студенческих строительных отря­дов, к трико, военной и спортивной формам, ра­бочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием использования костюма именно в массовых представлениях ведет к однообразию, унылому



фону, отсутствию ярких цветовых пятен. (Аксес­суар).

УПРАЖНЕНИЕ, повторное выполнение ка-кого-л. задания, действия с целью его совершен­ствования, усвоения. В театрализованных пред­ставлениях на стадионе У. являются выразитель­ным средством в построении массовых сцен. Ис­пользуются У. с индивидуальными предметами (напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою специфику имееют У. вольные, поточные, пира-мидковые и проч. (Графический метод. Фото-макетный метод. Прием обратного действия, Прием прямого действия. Прием возврата к ис­ходному положению.)

УСЛОВНОСТЬ, воображаемый, несущест­вующий или символический (напр., условная линия, условная декорация, условная игра). У. -одно из существенных свойств иск-ва, подчерки­вающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности. Эстетиче­ский эффект У. возникает благодаря наличию и сознательному разведению таких полюсов об­разно-творческих противоречий, как «сходство» и «несходство», видимость и сущность, чувст­венное и мыслимое, объективное и субъектив­ное. Отнюдь не порывая с реальностью, художе­ственная У. помогает выразить ее сущность, де­лая ее наглядно, чувственно воспринимаемой, достигая высокой степени художественной прав­ды. В этих целях используется видоизменение природной формы изображаемых явлений и предметов, нарушение временны'х и пространст­венных связей, доступных непосредственному наблюдению, одушевление вещного и овеществ­ление живого и т. п. (Условный театр).

УСЛОВНОСТИ ME'PA, Мера условности.

УСЛОВНЫЙ TEA'TP, тип театра, в к-ром режиссер стремится привлечь внимание зрителя открытием новых граней и черт характера героя, мастерство актера яркими и неожиданными средствами сценической выразительности. Про­исходящее в этом случае сотворчество, как вид восприятия, основано на восполнении воображением зрителя пробелов или сознатель­но организованных разрывов между логически-последовательным бытием персонажа в событии. Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и заразительность, необычность сценического действия, пластика актера, мизансцена, свет.

УЧАСТНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. ПРАЗДНИКА, человек, включившийся в праздничное творческое действие. Наблюдатель

- зритель - соучастник - участник - вот последо­вательные стадии внутр. включения в празднич­ное игровое общение. Превратить зрителя из на­блюдателей в участников праздничного действия

- основная цель режиссуры праздника. Всех уча­стников по уровню социально-художественной активности можно дифференцировать на ини­циаторов, организаторов и исполнителей (про­фессионалов. любителей, реальных героев) с ярко


выраженной социальной активностью; на актив­но одобряющих его идейно-тематическое содер­жание и проявляющих готовность к участию; и пассивных зрителей, не имеющих ярко выражен­ной готовности к участию.

Ф

ФА'БУЛА (< лат. fabula - повествование, ис­тория, басня, рассказ), в художественном произ­ведении цепь основных событий, о к-рых пове­ствуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В изложении Ф. различают экспозицию, завязку, развитие дейст­вия, кульминацию, развязку. Часто Ф. называют сюжетом. Единица Ф. - с о б ы т и е. К одному и тому же событийному ряду могут обращаться художники разных времен, народов, поколений и разного места жительства (напр., библейские легенды или события Великой отечественной войны). Однако на одной и той же событийной основе создается принципиально новый художе­ственный мир, в к-ром известная фабульная кан­ва обретает новый смысл и значение. Т. о., Ф. возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника. В тех видах и жанрах иск-ва, к-рые обращены к предметно-событийному аспекту отображаемой действи­тельности (эпос, драма, теле- и кинофильм, исто­рическая живопись, опера, сюжетные театрали­зованные представления и пр.), Ф выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию художественного произведения. В бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пей­заже и т. п. Ф. отступает на второй план. утрачи­вает организующую функцию; развитие сюжета осуществляется на основе движения эмоций, пе­реживаний, настроений. Возможны бесфабуль­ные произведения иск-ва (арабеска, некоторые лирические произведения).

ФАКТ (< лат. factum - сделанное, совершив­шееся), 1) действительность, реальность, то. что объективно существует. 2) Действительное, не­вымышленное происшествие, событие, явление. 3) Твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность к-рого доказана, служащее для какого-л. заключения, вывода, являющиеся про­веркой какого-л. предположения. 4) В обычном смысле - синоним понятий истина, событие, яв­ление, результат. (Действенный Ф., Документ, Драматургия Ф., Оценка Ф., Событийный жиз­ненный Ф., Ф. иск-ва, Ф. жизни)

ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ. Действенный факт.

ФАКТ ЖИЗНЕННЫЙ СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный жизненный факт.

ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Действенный факт.

ФА'КТА ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия факта.



ФАКТА ОЦЕ'НКА, Оценка факта.

ФА'КТЫЖИЗ'НИ, реальные факты и собы­тия, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере иск-ва, а также реальные события, зафик­сированные в документах, фотографиях, магни­тофонных записях, кинохронике, письмах, офи­циальных документах и т. п. (Документ).

ФА'КТЫИСКУССТВА, все жанровое раз­нообразие произведений иск-ва, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хорео­графические, драматические, отрывки из худо­жественных фильмов, номера различных видов и жанров). (Документ).

ФАНТАЗИЯ (< гр. phantasia - психический образ, плод воображения), 1) мечта, выдумка, нечто неправдоподобное. 2) То, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было. 3) Муз. пьеса в свободной форме, импро­визационного характера. 4) Основная тенденция воображения, заключающаяся в преобразовании представлений памяти, обеспечивающего созда­ние заведомо новой, ранее не возникавшей си­туации. 5) Способность к творческому вообра­жению, выраженная в создании новых чувствен­ных или мыслительных образов в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. 6) Эл-т твор­ческой деятельности чел-ка, заключающийся в свободном, нестесняемом логичностью, отрывом от реальности (правдоподобием) преобразовании представлений и образов, характеризующаяся особой силой, яркостью и необычностью, (Логи­ка)

Сущность Ф. - преобразование представле­ний, создание новых образов на основе уже имеющихся. Ф. - это отражение действительно­сти в новых, непривычных, неожиданных соче­таниях и связях. Синтез представлений в процес­сах воображения осуществляется в различных формах: агглютинация - соединение не­соединяемых в реальности качеств, свойств, час­тей предметов (сфинкс, русалка, Тяни-Толкай);

гиперболизация - увеличение предметов (Гулливер) или уменьшение предмета (Мальчик-с-пальчик), изменение качества его частей (ковер-самолет; молочная река, кисель­ные берега); заострение - подчеркивание каких-л. признаков (на этой основе создаются шаржи, эстрадные маски конферансье);

схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ни­ми; типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и во­площение его в конкретном образе (напр., в лит­ре Евгений Онегин, Павел Власов - типичные-герои, маски комедии дель арте, скоморохи и

т. п.).

Деятельность Ф. актера, как отмечает Б. Е. Захава, заключается в том, что он реально воспринимаемым объектам мысленно приписы­вает такие свойства, которыми эти объекты на самом деле не обладают, и силою своего творче-


ского мышления включает их в такие ситуации, в к-рых они никогда не были и не будут. Ее дея­тельность только тогда оказывается продуктив­ной, если она сочетается с работой воображения, к-рая состоит в том, чтобы комбинации, созда­ваемые Ф., делать объектами внутр. чувственно­го переживания в соответствии с творческой за­дачей. Для актера фантазировать - значит внут­ренне проигрывать. Воображая, актер не вне себя рисует предмет своего воображения (как это стал бы делать живописец или скульптор), а самого себя ощущает действующим в качестве образа. Поскольку материалом в иск-ве актера являются его действия, "поэтому для актера фантазировать - значит действовать, но не на самом деле, а пока еще только в воображении, в своих творческих мечтах. Воображая что-л. из жизни своего об­раза, актер не отдаляет себя от образа; он думает об образе не в третьем лице - «он», - а всегда в первом лице - «я». Вне себя актер видит только то, что в данных обстоятельствах (создаваемых воображением актера) должен видеть образ». Т, о., для того, чтобы в будущем слиться со сво­им образом на сцене, актер должен предвари­тельно много раз «сливаться» с ним в своем во­ображении - это закон творчества актера. (Пере­воплощение). Если Ф. - игра ума, то воображение - игра чувств. Оба эти процесса протекают одно­временно, взаимодействуя и помогая друг дру­гу"

Ф. необходима режиссеру, чтобы детализиро­вать, конкретизировать пьесу, показать ту скры­тую жизнь персонажа, которую не может по­стичь актер, те ситуации, где он может еще ярче, глубже и многосторонне раскрыть своего героя. Образы Ф. подвластны конструктивным, осоз­нанным сферам психической деятельности.

Своеобразной формой Ф. является мечта. Ф. играет важную роль в совершенствовании худо­жественной формы и языка нск-ва. Многообра­зие форм и творческих решений в нем было бы невозможно без Ф., составляющей фундамент, основу творческой интуиции-

Диалектическое взаимодействие Ф. и вооб­ражения рождают театральную игру.

Ф. - способность воображения на основе пе­реработки прежних представлений создать но­вый целостный образ, умение освещать и рас­крывать новые, еще неизвестные, связи вещей и явлений. Творческая Ф. художника не противо­стоит действительности, а является особой, при­сущей только иск-ву формой отражения жизни, ее познания и обобщения. Богатство и сала Ф. зависят от природных данных художника, от качеств его психики.' Решающее значение для творческого воображения имеет его эмоциональ­ная память, способность ассоциативно мыслить, мироощущение, неразрывно связанное с миро­воззрением, глубина познания им реальной дей­ствительности, постижение общественно-исторического опыта, личный жизненный опыт и



главное - увлеченность идеей произведения. (Эмпатия).

ФАНТАСМАГОРИЯ (< гр. phantasma - ви­дение, призрак, и agoreuo - говорю), 1) нечто не­реальное, причудливые ведения, бредовые фан­тазии. 2) Призрачные, фантастические картины и фигуры, полученные при помощи различных оптических приспособлений. (Лазер, Гологра-фия. Фантазия).

ФАНТАСТИКА (< rp. phantastike' - иск-во воображать), 1) форма отражения мира, при к-рой на основе реальных предметов создается логически несовместимая с ними ("сверхъестест­венная", "чудесная") картина Вселенной. Распро­странена в мифологии, фольклоре, иск-ве, соци­альной утопии. В художественной лит-ре, театре, кино, изобразительном иск-ве Ф. в гротескных образах, символах, сюжетных конструкциях мо­жет выражать миросозерцание автора и целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). 2) Представления, мысли, образы, создаваемые во­ображением. 3) Литературное произведение, сюжеты и персонажи к-рых не имеют прямого соответствия в действительности; научная Ф. -литература, основанная на художественном до­полнении, образной интерпретации научных от­крытий и выводов. 4) Нечто несуществующее, нереальное, несбыточное.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИ'ЗМ, глубо­кая правдивость раскрытия внутр. мира чел-ка в органическом сочетании с гиперболической, причудливо гротескной (Гротеск) формой спек­такля. Ф. р. создан на сцене Е. Б. Вахтанговым. Его отличает игра контрастов между жизненной достоверностью, психологической насыщенно­стью одних персонажей и марионеточной без­жизненностью др., интенсивным вводом в ре­жиссерскую партитуру музыки и танцев, смелое использование условно-обобщенных декораций и варьирование световых эффектов. Понятие Ф. р. особенно близко к эстетической природе массового праздника и театрализованного пред­ставления.

ФАРС (фр. farse, < лат farcio - начиняю), 1) вид средневекового западноевропейского (пре­имущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14 - 16 вв.) Близок немецкому фаст-нахшпилю, ит. комедии дель арте и др. 2) В те­атре 19-20 вв. комедия-водевиль грубоватого, игривого содержания с чисто внешними комиче­скими приемами и эффектами. 3) Разновидность комического. Комизм Ф. - комизм положений. для него характерны цепь остросюжетных си­туаций, буффонада, эксцентрика, образы-маски, являющие собой социальную типизацию.

ФАС (< фр. face - лицо), ракурс сценический. Ф. раскрывает всю фигуру артиста, его лицо и глаза. Различают четыре основных случая разво­рота актера на зал в общении с партнером: 1) вынужденность (напр., солдат в строю); 2) пред­полагаемый объект внимания находится в сторо­-


не зала (напр., двое беседуют, глядя на дорогу перед собой); 3) чел-к желает остаться на мгно­вение наедине с собой, чтобы в лицо ему никто не Смотрел; 4) физическое действие, разворачи­вающее актера на зал (напр., протиранне очков и рассматривание стекол на свет). В отличие от иной позы, выражающей целую фразу, чистый Ф. однозначен, выражает одно слово. Случаи, когда Ф. интересен и выражает одно из двух: 1) беззащитность; его еще называют Ф. Бе­лого Пьеро - символа беззащитности, наивной прямолинейности и чистоты; 2) глупый Ф., если персонаж не содержит в себе обезоружи­вающей трогательности Пьеро, его простота со­единяется с глупостью, тупостью или в ином отношении достойна осмеяния. Прямолинейный выход на зрителя композиционно "выращивает" фигуру артиста, на глазах она обретает все большую значительность, зритель ждет какого-то важного сообщения. Ф. применим в различ­ных случаях: когда перед глазами зрителя возни­кает фигура решительного и сильного чел-ка или, наоборот, усталого и потерянного.

ФЕЕРИЯ (фр. feerie. < fee - фея, волшебни­ца), 1) жанр театральных спектаклей, в к-рых для фантастических сцен применяются фантастиче­ские костюмы, декорации, с широким использо­ванием постановочных эффектов. Возник в Ита­лии в 17 в. 2) Цирковое представление с исполь­зованием различных эффектов. 3) Волшебное, сказочное зрелище. (Виды концертов / шоу. Эф­фекты сценические).

ФЕЙЕРВЕРК (нем. Feurwerk), 1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пи­ротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д. 2) Сплошной поток чего-л.; внеш. блеск, блестящий поток (обычно о чем-л. ярком, выразительном, напр., Ф. слов). (Пиротехника, Световые эффекты)

ФЕЛЬЕТО'Н (фр- feuilleton, < feuille - лис­ток), 1) злободневный художественно-публицис­тический газетно-журнальный жанр, основная особенность к-рого - острокритическое отноше­ние к описываемому явлению, лицу, конкретно гражданское, обличение. Ф. печатались впервые во Франции на отдельных листках (отсюда на­звание). В современном Ф. - эл-ты сатиры и юмора. 2) (На эстраде) сатирический Ф. как в газете, так и на эстраде изобличает, типизирует, бичует, нравственно карает, профилактически лечит. Их объединяет высокая энергия граждан­ственности. Его орудие - ядовитая ирония, мо­гущество насмешки, сарказм, гротеск, памфлет-ность. Сатира - его сущность. Утверждение идеала гуманизма через посрамление зала и по­рока - его пафос. При этом в одном Ф. могут за­кономерно сосуществовать героическое и сати­рическое, памфлет и лирика, юмор и сарказм, пародия и патетика. В зависимости от стержне­вой мысли, устремленности, заданности, от те­мы, индивидуальности исполнителя доминирует



тот или иной жанровый элемент. (Эстрадный фельетон. Муз. фельетон).

ФЕЛЬЕТО'Н ЭСТРА'ДНЫЙ, Эстрадный фельетон.

ФЕЛЬЕТО'Н МУЗЫКА'ЛЬНЫЙ, Муз. фельетон.

ФИЗИ'ЧЕСКИХ ДЕ'ЙСТВИЙ МЕТОД, Метод физических действий.

ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПА'МЯТЬ, Память физических действий.

ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПАРТИ­ТУРА. Партитура физических действий.

ФИНА'Л (ит. finale, < лат. finis-конец), 1) за­вершение. конец, заключительная часть чего-л., напр., заключительная встреча в спортивных соревнованиях, выявляющая победителей. 2) (В музыке) заключительная часть цикличных муз. произведений, заключительная сцена оперы, оперетты, балета или отдельного их акта. 3) Заключительная часть праздника, театрализо­ванного представления, концерта.

ФОЛЬКЛО'Р (англ. folklore - народная муд­рость), принятое в международной научной (в т. ч. эстетической) терминологии название на­родного творчества. Существует три основных концепции, определяющие Ф. как: 1) устно-поэтическое творчество; 2) комплекс словесных, муз., игровых, драматических и хореографиче­ских видов народного творчества', 3) народную художественную культуру в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное иск-во). Преобладает вторая концепция. Ф. обладает совокупностью взаимосвязанных специфических признаков: коллективность творческого процес­са, традиционность, нефиксированные формы передачи произведения от поколений к поколе­нию, полиэлементность, вариативность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, обычая­ми народа. Ф. каждого народа отличается само­бытностью и ярко выраженным этническим своеобразием, богатством региональных и ло­кальных стилевых форм в пределах каждого на­ционального иск-ва. Ф. представляет собой сис­тему видов, не вполне соотносимую с родами и жанрами профессионального иск-ва, являясь подчас источником художественных идей для профессионального творчества.

Особенности использования народных тради­ций и Ф. в театрализованном праздничном дей­ствии: 1. Ф. может служить глубокой, серьезной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологи­ческие потребности, жизненные интересы, худо­жественно-эстетические запросы празднующей общности. 2. Народные традиции и Ф. могут стать базой для создания праздничной атмосфе­ры, в к-рой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализован­ное действие образной формой, патриотическим содержанием. 3. Использование народных тра­диций и Ф. в органическом единстве с выбором места и времени театрализованного действия


усиливает их эмоциональное воздействие, созда­ет необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявле­ния активности, раздвигая границы праздника. (Ритуал, Обряд, Церемония).

ФОН ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Художест­венный фон.

ФОНИРУЮЩАЯ ГРУППА, в стадионном представлении относительно небольшая (в зави­симости от условий 600-1500) группа людей, функцией к-рой является укрупнение масштаба отдельного эпизода, образное решение отдельно­го эпизода, создание пластического образа пред­ставления в целом. Для выполнения этих функ­ций применяют приемы трансформации X. ф.:

трансформирующийся костюм, использование лент, шарфов, косынок, платков, беретов и кепо­чек, надувных пластиковых шаров, флажков и проч. Ф. г. была впервые введена в массовое спортивно- художественное представление в 1979 г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный реж-р Б. Н. Петров).

ФОНОГРА'ММА (< гр. phone - голос, звук, речь, слово + < гр. gramma - письменный знак, черта, линия), запись звука речи, музыкиилиусловного сигнала, сделанная на грампластинке, магнитофонной ленте, лазерном компактдиске, кино- или видеопленке и т. п.

ФОРМА (лат. forma), 1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого-л. содержания, относительно устойчивая определенность связи эл-тов содер­жания и взаимодействия, тип и структура содер­жания (Содержание, Форма). 3) Одинаковая по цвету и покрою одежда (напр, Ф. военнослужа­щих, спортсменов, агитбригадчиков). 4) Сово­купность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихо­творная Ф.). 5) (В театрализованном представле­нии, празднике) способ целенаправленной орга­низации аудитории, содействующей наиболее глубокому и полному выявлению содержания, и. одновременно с этим. как взаимосвязанную со­вокупность разнообразных эл-тов (слово, музы­ка, кинокадр и т.п.), организованных при помо­щи монтажа в стройную драматургическую структуру. 6) Гармоническое сочетание звуковой (интонация, тембр, ритм, шумы, музыка) и зри­тельной (линии, цвет, свет, движение, ритм, мизансцена) сторон представления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: