Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Примерной программы по окружающему миру в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Школа России». М.:,«Просвещение». 2010 г., на основе интегрированного регионального курса краеведения «Мы – дети природы» Т.К. Орлова; Л.Г. Демус и др. Ханты-Мансийск.: ГУИПП, «Полиграфист».2003г.
Общая характеристика учебного предмета.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.
· формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
На достижение поставленной цели определены следующие задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» помогает обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
К ценностным ориентирам содержания учебного предмета относятся:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Изучается интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» за счёт включения материала данного курса в отдельные темы урока (темы курса выделены курсивом в КТП)
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
• Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
• Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
• Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.
Виды
контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тесты
Практическая работа
Самостоятельная работа
Проверочная работа по теме
Экскурсия
Контрольная работа
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 1 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
· понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
· понимание необходимости бережного отношения к природе; могут быть сформированы:
· понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
· понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
· понимание своей сопричастности к жизни страны и родного края;
· понимание красоты окружающего мира.
· оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых
· норм и ценностей.
· освоение начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
· понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
· понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
· осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий
учебника;
· замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом).
· проговаривать последовательность действий на уроке.
· высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
· работать по предложенному учителем плану.
· выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемныхвопросов;
· отличать верно выполненное задание от неверного.
· совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
· технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
· Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.
· Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными норма- ми, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Учащиеся могут научиться:
· Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
· Передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
· Пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
· Осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке
проектов;
· Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
· Группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
· Формулировать ответы на вопросы
· участвовать в диалоге при выполнении заданий;
· Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, учителя. и др.) по теме проекта.
· Включаться в диалог с учителем и сверстниками. оценивать действия одноклассников.
· Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник, договариваться и приходить к общему решению.
· Работать в группах и парах.
Учащиеся могут научиться:
· осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
· сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.