Процессы, оказывающие влияние на институциональную структуру общества




ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

 

 

Общество как сложная система

 

Минусом неоклассической экономической теории является то, что в ее рамках не рассматривается, как формируются предпочтения и где предел рациональности в деятельности людей. Объектом ее исследования является так называемый «экономический человек», который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу: стремится максимизировать свой доход (или полезности) или минимизировать затраты (или усилия).

Однако, человек далеко не всегда действует экономически рационально (хотя и стремится к этому). С одной стороны, его интересы могут быть не только эгоистическими[1], но и альтруистическими[2]. С другой стороны, люди могут заботиться о реализации собственных целей, не учитывая возможный конфликт между своими и чужими интересами, они непредусмотрительны. А оппортунизм[3], как правило, проявляется в случаях навязывания человеку чужой целевой функции. Кроме того, людям присуще нетерпение, например, рубль, полученный сейчас, ценнее рубля, полученного завтра (это обстоятельство учитывается посредством дисконтирования).

За пределами рассмотрения в рамках классической экономической теории остались фактор случайности, специфичность активов (свойство некоторых активов существенно терять в стоимости вне рамок определенной трансакции, для которой они были созданы), а также влияние на процесс принятия решений:

− институтов (человек ограничен в своем выборе, кроме того, выбор часто является предписанным, существуют некоторые рутины, то есть стереотипы поведения);

− культуры (способность к рациональному выбору, способность икать и оценивать информацию, ценностные установки). Вообще понимание культуры в классическом экономическом анализе предполагает массовые оценки акторов, кроме того, принадлежность индивида к некоторой действующей культуре однозначно определяет их выбор и принимаемые решения.

На принятие решений и поведение людей воздействует целый ряд экономических, культурных, социальных, психологических и иных факторов. Такие рассуждения привели к пониманию: экономическая наука должна строиться с учетом несовершенства создателей и обитателей экономической реальности – людей. Неоинституциональная теория расширила предпосылки стандартной неоклассической экономики за счет включения в анализ факторов реального несовершенства людей и среды, их окружающей. Она не отвергает базовые предпосылки (функции полезности, кривые безразличия, модель Вальраса и другие), а лишь ослабляет их, сделав возможным анализ явлений и ситуаций, которые не укладывались в рамки неоклассической теории.

Однако и институциональный анализ также имеет свои ограничения. Так, например, предполагается, что предпочтения человека устойчивы.

 

 

Основные понятия институциональной экономики

Один из основоположников институциональной экономики, Д. Норт определил институты как правила, регулирующие экономическое поведение. Это некоторые конструкции, сознательно или бессознательно возводимые людьми в постоянных попытках преодолеть собственное несовершенство, ограниченность своего знания и неопределенность поведения окружающих.

Институциональный анализ выделяет два типа действующих лиц:

агент – человек, «подавленный» своей экономической ролью, которая и определяет все его поступки. Агент действует в рамках определенного института, а его действия сводятся к максимизации функции располагаемого дохода, прибыли;

актор – человек, действующий сознательно и осуществляющий свой выбор;

актер – человек, который тщательно пытается «играть» свою роль, значительная часть его усилий направлена на изображение лояльности институту.

Каждый актор, готовясь к тому, чтобы принять некоторое решение, рассматривает множество вариантов (рисунок 1). Институты выступают как механизм ограничения числа возможных вариантов бесконечного «поля выбора решений» до «поля допустимых решений», в пределах которого и осуществляется принятие одного решения.

 

Рисунок 1 – Деятельность актора

 

Ментальные модели – это набор «внутренних рамок» деятельности, которые есть у каждого человека, к которым относятся знания, умения и навыки, ценности; это модель восприятия окружающего мира, который слишком сложен для восприятия во всем его многообразии. Совокупность знаний, умений и навыков определяют компетенции человека, то есть радиус его возможностей. Выделяют два типа компетенций:

инструментальные компетенции – могут быть использованы для получения удовлетворения, дохода;

профессиональные компетенции – определяют место актора в разделении труда с точки зрения других акторов.

Ценности определяют набор возможных выборов в пространстве возможных выборов, а также воздействуют на принятие актором риска (положительно или отрицательно). Совместно разделяемые ценности создают основу для совместной деятельности людей.

Набор общих ментальных моделей, формируемых людьми в процессе их взаимодействия, представляет собой культуру общества. В литературе также встречается понятие «экономически значимая культура» – это набор ментальных моделей, разделяемых многими акторами. Изменение роли института связано с изменением экономически значимой культуры.

Ментальные модели определяются рутинами – устойчивыми стереотипами, привычками в деятельности людей. Рутины можно также определить как «институт для себя». Появление рутин вызвано возможностью экономии времени, когнитивных действий и эмоционального напряжения. Простейшая классификация подразумевает существование трех типов рутин: технологических, поведенческих, экономических. На рисунке 2 представлено соотношение между компетенциями и рутинами.

 

 

Рисунок 2 – Компетенции и рутины

 

От простейших рутин, которые складываются в индивидуальных действиях, до сложных процедур разработки и принятия законов, – все в конечном счете направлено на устранение элементов неопределенности и увеличение вероятности наступления желаемого события.

Резюмируем изложенное. Устойчивые стереотипы (рутины) и ценности, свойственные людям, образуют их ментальные модели (рисунок 3). В процессе взаимодействия людям приходится корректировать эти модели, вырабатывая общие представления о базовых вещах (общие ментальные модели). Из них складывается культура общества, и в ее рамках формируются нормы поведения. Последние находят свое отражение в структурах, упорядочивающих человеческую деятельность. Эти структуры – правила, которые дополнены механизмами принуждения к их исполнению, – называются институтами.

Институты, существующие в обществе, создают стимулы, которые влияют на поведение людей. Они снижают издержки выбора в условиях неопределенности, позволяют структурировать затраты на функционирование в рамках системы. Формирование институтов - эндогенный процесс, он связан с опытом взаимодействия людей и их общей историей. Попытки извне внедрить чуждые правила будут неудачны, если они идут вразрез с культурой общества и существующими неформальными практиками. Напротив, формальное закрепление существующих практик может быть очень удачным.

 

 

Рисунок 3 – Механизм формирования институтов

 

Конвенции (соглашения) в отличие от института, не обладают механизмом принуждения: актор может не следовать конвенции и не быть при этом формально «наказанным», однако такое нарушение влечет за собой возникновение дополнительных издержек. Соглашение представляет собой общую для определенной группы людей систему знаний, навыков (в первую очередь – коммуникационных) и ценностных установок, позволяющую им взаимодействовать с низкими издержками.

Соглашения, в сохранении которых заинтересованы влиятельные акторы, могут под их воздействием оформиться в виде институтов. И наоборот, длительно существовавшие формальные институты после отмены их «обязательности» могут продолжить существование в форме конвенций.

Возможны три стратегии поведения акторов применительно к институтам:

следование институтам – актор становится агентом института, или актером, рассчитывающим на вознаграждение за неукоснительное исполнение роли. Его поведение рационально, если система институтов стабильна и обладает большими возможностями принуждения и вознаграждения;

использование институтов – актор стремится извлечь выгоду из возможностей, предоставляемых институциональной средой, выбирая любую из ненаказуемых поведенческих стратегий. При этом он часто использует институты с иными целями, нежели они задумывались, относится к институтам как к обычным факторам производства. Чем лучше институт освоен, тем больше возможностей у актора по его использованию;

проектирование и конструирование институтов – актор стремится изменить сам институт. Очевидно, что для этого он должен обладать соответствующими властными полномочиями и ресурсами.

 

 

Процессы, оказывающие влияние на институциональную структуру общества

Можно выделить несколько актуальных процессов, оказывающих наибольшее влияние на институциональную структуру общества:

− технологические изменения, способствующие сокращению расстояний, развитию коммуникаций, большей информационной прозрачности;

− усложнение экономических отношений, увеличивающаяся специализация труда и, как следствие, рост доверительной компоненты в контрактных взаимодействиях. Все чаще возникают ситуации, которые не укладываются в стандартные рамки, в которых не работает ценовой механизм рынка, которые требуют новых структур управления отношениями;

− неудовлетворенность людей существующими институтами, которая заставляет их искать новые схемы предпринимательской деятельности;

− природные катаклизмы, например, разрушительные цунами, землетрясения, пожары заставляют страны, пусть и постфактум, формировать институты, цель которых – мониторинг подобных явлений, своевременное оповещение населения, устранение последствий. Зачастую для этого требуются механизмы глобальной кооперации.

 

 

Практикум

 

1) Приведите примеры альтруистического поведения.

2) Основным проявлением альтруистического поведения принято считать создание семьи, рождение ребенка. Подумайте – действительно ли такое поведение является альтруистическим или же оно имеет экономические основания? Обоснуйте свое мнение, приведите необходимые расчеты.

 

 

Вопросы для самопроверки

1) Что такое «институты»?

2) Какие термином в институциональной экономике обозначается человек, действующий сознательно и осуществляющий свой выбор?

3) Что такое ментальные модели?

4) Приведите пример рутины в деятельности человека.

5) Чем конвенции отличаются от институтов?

 


[1] Эгоизм – себялюбие, поведение целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т.п.

[2] Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей.

[3] Оппортунизм – приспособленчество, соглашательство, беспринципность, коварство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: