Познание – это деятельность сознания. В структуру познания входят:
1. субъект познания; 2. Объект познания; 3. Средства познания (теории, концепции, приборы и т.д.); 4.цели; 5.результаты познания.
В переводе с латыни subjectum –подлежащее, objectum – предмет.
Начиная с 17 в., с Декарта, «субъект» соотносится с понятием «объект». Декарт весь мир разделил на субъект и объект. Итак, под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная, практическая и иная деятельность.
Взаимодействие субъекта и объекта включает три аспекта: 1.познавательный, 2.оценочный и 3.деятельностно-практический. Познавательная и оценочная деятельность всегда вплетена в практику.
Цель и идеал познания – получение объективных, истинных знаний о мире.
Герменевтика, логический позитивизм и др. направления философии 20 в. отмечали, что знание всегда несет отпечаток эпохи, языка, ценностей и т.д., т.е. того, чем характеризуется субъект.
Т.е. субъект не зеркально отражает мир, а по-своему, субъективно. Субъект имеет общественно-исторический характер. Да и объект имеет общественно-исторический характер, например, микроорганизмы существовали миллионы лет, но объектом познания они стали с изобретением микроскопа.
О соотношении субъекта и объекта и об их представленности в итоговом знании (истине)
Объективные
Т.е. из знания можно убрать все, что привносит в знание субъект познания и исключить зависимость знаний от приборов и используемых теорий и методов и получим чистое объективное знание.
Знание – единство субъективного и объективного (отказ от принципа противопоставления, оппозиции субъекта и объекта, отказ от бинаризма, как говорят постмодернисты). Т.е. знания противоречивы. Следует это учитывать, используя знания. Но стремление к объективному знанию – это идеал познания.
|
|
Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание. Практика. Творчество.
Итак, познание – это процесс. Начинается процесс познания с чувственной ступени и переходит к рациональной ступени познания. Познание - деятельность сознания. Сознание включает в свою структуру психику и абстрактное мышление. Чувственное познание основывается на психике, а рациональное познание – на абстрактном мышлении. Рациональное познание характеризуется как понятийное, логическое познание.
Структура познания кроме чувственной и рациональной ступеней включает и другие элементы – интуиция, рефлексия, вера (как уверенность, доверие).
Чувственное познание и его формы
Три основные формы чувственного познания
1). Ощущения. Это субъективный образ объективного мира. Они дают знания отдельных сторон предметов и явлений (красное, твердое, кислое и т.п.).
2). Восприятия. Это целостный образ предмета, явления, получаемый при непосредственном контакте с ним. Это совокупность ощущений.
3). Представления. Это целостный образ предмета, воспроизведенный по памяти. При этом мы что-то забываем, т.е. появляется возможность абстрагирования от случайного, единичного. Чаще всего мы запоминаем то, что чаще повторяется – общее. Иначе говоря, появляется возможность обобщения.
|
|
Рациональное познание и его формы
Оно стремится за явлениями увидеть их сущность, за единичными событиями – их общие черты, за случайностями – закономерность. Переход от чувственного к рациональному осуществляется с помощью таких методов как абстрагирование, обобщение, идеализация и др.
Три основные формы рационального познания
1). Понятия. Это слово или словосочетание, фиксирующее общие, существенные черты предметов и явлений.
2). Суждения. Это предложения, в которых что-то утверждается или отрицается, это связь понятий.
3). Умозаключения. Это связь между суждениями, выводы.
Другие элементы структуры познавательного процесса
1. Интуиция – непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства. 2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования.
3. Рефлексия – обращенность познания на самого себя, т.е. моменты в познании, когда субъект осмысливает протекание и черты познавательного процесса, ставит вопрос «Верно ли я рассуждаю?». Творчество – духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание новых ценностей, установление новых фактов, свойств и законов, методов исследования и преобразования мира.