Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.





-------------------------------------------------

Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры.

-------------------------------------------------

Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный».

Вместе с тем, понятие «цивилизация» достаточно многозначно. Оно употребляется в разных смыслах:

1. часто отождествляют понятия «культура» и «цивилизация»;

2. используют понятие локальных цивилизаций. Оно позволяет увидеть у разных стран и народов общее и особенное, сравнить их, так у Монтескье, Гердера, Тойнби, Данилевского цивилизация – это пространственно-временные группировки обществ, взятые в аспекте культурно-идеологической (религиозной) близости. Так, у П.Сорокина - существуют восточная и западная цивилизации (можно сказать, что существуют восточная и западная культуры). Также и у С.Хантингтона, но он еще выделяет и другие цивилизации (культуры).

3. сегодня говорят о формировании всемирной цивилизации. (Этот процесс сопровождается формированием массовой культуры).

4. цивилизацию часто понимают как этап в развитии общества. Сначала было варварство (первобытность), а потом – цивилизация (можно говорить о первобытной культуре, но не о первобытной цивилизации).

5. у О.Шпенглера цивилизация – это особая стадия в развитии культуры. Он понимал культуру по аналогии с биологическим организмом. Как организм, культура рождается, зреет и умирает. Умирая, она превращается в цивилизацию.

Цивилизация есть собственно социальная, а не природная организация общества в целях воспроизводства общественного богатства. Ее появление связано с разделением труда, затем, дальнейшим развитием техники и технологии (это и было положено в основу деления общества на варварство и цивилизацию в цивилизационном подходе).

Итак:

-------------------------------------------------

Цивилизация – это социальная организация общественной жизни на определенной экономической основе.

-------------------------------------------------

Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации.

-------------------------------------------------

Цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры

 

-------------------------------------------------

Культура – это содержание общественной жизни.

-------------------------------------------------

Цивилизация – это форма организации общественной жизни.

-------------------------------------------------

Культура вырабатывает систему ценностей с целью гармонизации отношений человека с миром. Она всегда направлена на человека, задает ему смысложизненные ориентации.

-------------------------------------------------

Культура – сфера свободной самореализации человека.

-------------------------------------------------

Цивилизация ищет формы осуществления гармоничных отношений человека с миром. Цивилизация – это нахождение способа приспособления к миру, создания благоприятных условий для человека. …Нормы, образцы поведения…

Рамки, нормы, образцы цивилизованного на данном отрезке времени поведения когда-нибудь теряют свое значение, устаревают. Мгновения драматических смысловых преображений никогда не теряют своей культурной значимости. Остается неповторимый духовный опыт, встреча одного сознания с другим сознанием, взаимодействие индивидуального со стереотипами.

Источник развития культуры – противоречия между традициями, устоявшимися нормами и правилами и новаторством.

 

Основные формы культуры

В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

 

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

 

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему

ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей

жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

 

Можно говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать: 1) уровнь общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом и 2) уровень локальных ценностей, служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.

 

Функции культуры в обществе, ее структура

Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции:

1) созидание и преобразование окружающей среды;

2) созидание и преобразование самого человека;

3)потребление: от элементарного жизнеобеспечения до

эстетического наслаждения;

4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой

общество существует как слаженная иерархия коллективов.

 

В основе каждой культуры лежат определенные ценности - разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.

Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции.

 

51 Философские вопросы антропосоциогенеза.

 

Вопрос о происхождении человека и общества неразрывно связан с вопросом о происхождении сознания.

3 основные концепции социоантропогенеза.

1. Религиозная или креационистская концепция

Считает, что человек создан по образу Бога, а сознание – это искра божья. Поэтому уже от рождения в нас присутствует некое «чистое сознание», могут быть врожденные идеи или ощущения.

2. Трудовая или эволюционно-натуралистическая теория социоантропогенеза

Большую роль в возникновении общества, человека и его сознания отводит труду, сложной орудийной и коллективной деятельности.

Еще в 19 веке Ф.Энгельс в работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» обобщил данные естествознания по этому вопросу. Он выделял биологические и социальные предпосылки возникновения человека и сознания.

А) биологические предпосылки: прямохождение, освобождение руки, мясная пища, пользование огнем, стадный образ жизни, развитие гортани и др.

 

Б) социальные предпосылки:

1) Труд как совместная деятельность людей по производству орудий труда, а не простому использованию подручных средств; передача орудий и способов их изготовления по наследству. Только человек способен изготавливать орудия с помощью других, ранее изготовленных орудий. Процесс изготовления включает в себя момент творчества как создания нового (творческая активность – специфически человеческая черта).

2) Речь как социальная предпосылка появления сознания. Все животные обладают средствами обмена информацией. Язык же – это не первая, а вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Только язык может воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Общение же животных ограничено контекстом ситуации. Язык – это сложная система материальных знаков.

Неправильно задавать вопрос: что возникло раньше – труд, язык, общество, человек, сознание? Психика, орудийная деятельность, сигнальная деятельность совершенствовались во взаимодействии, что стимулировалось необходимостью выжить, найти свою экологическую нишу.

3) Еще одна необходимая предпосылка происхождения сознания – это совершенствование социальной организации сообществ, общения, ибо сознание – это всегда со-знание, совместное знание, т.е. оно носит общественный характер. Отношения начинали регулироваться запретами (табу), формировавшимися традициями, обрядами и т.п. Развивались ремесла, земледелие, торговля, усложнялись общественные отношения. Общественные отношения выступают в форме норм, правил поведения и они поощряют одни действия и запрещают другие – опасные для жизни человека и общества. Сознание дифференцируется на такие формы общественного сознания как религия, мораль, искусство, позже – философия, наука, политика, право.

3. Социокультурная концепция происхождения сознания

Многие авторы считают, что, хотя труд и играет большую роль в происхождении сознания, но решающая роль принадлежит социокультурным факторам, общению. В частности таким, как язык (песни, пляски), ритуалы, обряды, традиции и т.п., поскольку они сплачивали коллектив, характеризовали человека как существо, для которого важно и то, что не было связано с непосредственной жизненной потребностью в еде и т.п. Представителем данной точки зрения является Америк. Социолог Л.Мэмфорд.

Упомянем и голландского ученого Й.Хейзингу, который называл человека «человек играющий», считая что именно игра была важна в процессе становления сознания как творческого процесса. В игре есть правила, но высок и элемент случайности как предпосылки творчества.

Есть и другие концепции, в частности, уфологическая…

 

Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые исторические изменения. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Социальное бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека. Поэтому человек, оставаясь биологическим существом, выступает в главной своей ипостаси как существо социальное.

 





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.