Профессиональная адаптация




Профессиональная адаптация есть проиесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе ≪субъект труда — профессиональная среда≫. После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность.

Адаптация осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:

• условия деятельности (рабочее место, физическая среда);

• профессиональные задачи;

• руководство;

• социальные факторы профессиональной среды (формирование отношения к организации, коллективу; установление межличностного контакта в рабочей группе и др.).

1 Соответственно различают и вторичную адаптацию, которая имеет место при радикальном изменении профессиональных задач и социального окружения (смена профессии, смена места работы).

Судить об успешности прохождения первичной профессиональной адаптации можно с помощью следующих критериев:

1. Удовлетворенность выполняемой работой.

2. Установление деловых отношений с руководством.

3. Социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; принятие целей и внутреннего распорядка организации).

4. Успешность выполняемой деятельности:

- своевременность и безошибочность профессиональных действий;

- умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий;

- осуществление деятельности без угрозы для здоровья (цена психофизиологических затрат должна быть адекватна выполняемой деятельности).

В специальных исследованиях выявлены основные недостатки в организации и условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников. В их число входят:

• неудобное рабочее место;

• недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;

• неясность в определении должностных обязанностей;

• неритмичная работа (≪штурмовщина≫);

• неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня, степень свободы и др.);

• удаленность работы от места жительства;

• невысокая заработная плата;

• отсутствие возможности повышения квалификации;

• неясные перспективы продвижения по службе (карьеры);

• недостаточная квалификация руководства;

• негативные особенности социальной среды (неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе; ограниченные возможности социального обеспечения работников и др.).

Среди объективных факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие.

Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.

Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин — на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности:

• тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности — инертности);

• мотивация;

• самостоятельность;

• склонность к сотрудничеству;

• адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей);

• самоконтроль;

• эмоциональная устойчивость;

• степень тревожности.

Исследования, проведенные в последнее десятилетие, позволили выявить личностный профиль, который присущ лицам, заболевшим в ходе первичной адаптации к условиям военной службы. Эти люди обладали:

• пониженной нервно-психической устойчивостью;

• повышенным нейротизмом;

• повышенной тревожностью;

• заниженной самооценкой;

• отсутствием конкретной установки на предстоящую деятельность (ни положительной, ни отрицательной);

• конфликтностью;

• моральной неготовностью к выполнению предъявляемых им требований.

Напротив, хорошие адаптивные возможности к воздействию факторов реальной угрозы жизни и сохранности профессионального здоровья продемонстрировали те, кому были свойственны такие характеристики:

• высокий уровень функционирования механизмов психической саморегуляции (вследствие высокой эмоциональной устойчивости, низкой тревожности и невысокого психического напряжения);

• высокие коммуникативные способности;

• сохранение ориентации на соблюдение моральных норм поведения, несмотря на значительные перенесенные психоэмоциональные нагрузки.

Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, человек выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, исчисляемый в общем случае не одним десятком лет и связанный с регулярным исполнением служебных обязанностей. Проблема обеспечения его профессионального здоровья на этом временном интервале рассматривается в соответствующем ракурсе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: