Физиологическое состояние человека в полете.




Отношение человека к здоровью можно рассматривать как совокупность отношений к своему телесному, душевному и духовному здоровью. По результатам исследований американских социологов интерес и потребность в получении информации о состоянии здоровья у средне статистического человека в течение жизни снижается на 24%: в возрасте 18—34 года 81% опрошенных активно интересуются состоянием своего здоровья; 35—44 года — 74%; 45—54 года — 72%; 55—64 года — 61%; старше 65 лет — только 57% (За рубежом, 1995). Хорошее здоровье является одним из профессиональных требований, предъявляемых к бортпроводнику воздушного судна (ВС) гражданской авиации (ГА), и одновременно ПВК бортпроводника. В соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП) при поступлении на работу кандидат на должность бортпроводника проходит медицинское освидетельствование, задачей которого является определение годности человека к летной работе по состоянию здоровья. Существуют обязательные ежегодные, полугодовые и ежеквартальные медицинские обследования (РПП 6.4.), в ходе которых определяется текущее состояние здоровья. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) учитывает ряд медицинских противопоказаний в труде бортпроводника, среди них: психические заболевания, неврозы, хронические соматические заболевания (болезни внутренних органов, эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата), нарушения слуха, речи, ограничения по зрению, кожные заболевания. Бортпроводник вынужден постоянно и целенаправленно заниматься своим физическим и психическим здоровьем, чтобы быть профессионально пригодным. Многочасовые трансмеридиальные полеты, связанные с частой сменой часовых поясов и сбоем биоритмов, ведущих к нарушению ритма сна и бодрствования, работа в ночное время суток, задержки вылетов и прилетов, различные климатические условия, эмоциональное напряжение, сухой воздух в самолете, приводящий к обезвоживанию организма — это и многое другое может вынести физически, психически и психологически здоровый человек.

Возраст современных бортпроводников — от 18 до 55 лет и старше. Молодые борт-проводники — это, в большинстве своем, здоровые люди, которые легко и быстро проходят медицинскую комиссию в объеме 15 обследований (ФАП МО ГА, 2002). Состояние здоровья не вызывает у них тревоги. Однако с возрастом, по мере возникновения профессиональных заболеваний и накопления утомления, бортпроводники все больше тревожатся о том, чтобы успешно пройти ВЛЭК и вновь быть допущенными к летной работе. Беспокойство и тревожность заставляют бортпроводников скрывать заболевания и лечиться «на стороне», избегая лечащих врачей отраслевых поликлиник и больниц из-за опасения быть списанными с летной работы.

В «Руководстве по авиационной медицине» под редакцией Н.А. Разсолова, описаны объективные неблагоприятные факторы условий труда, которые отражаются на профессиональном здоровье и жизни бортпроводников: - «Бортпроводники подвергаются неблагоприятным температурным воздействиям при нахождении вне воздушного судна во время обслуживания пассажиров при посадке в самолет, при получении грузов, бортового питания, что в холодное время года сопровождается переохлаждением организма. Основной состав бортпроводников — женщины, организм которых более чувствителен к подобным воздействиям» (ФСВТ, 1999, разд. «Гигиена труда бортпроводников»).

Несколько слов о факторах полета. Полет осуществляется в условиях изменяющегося атмосферного давления и давления в кабине самолета. Герметические кабины обеспечивают поддержание атмосферного давления в них в пределах 630-567 мм рт. ст. (высота 1.600-2.400 метров). Изменение давления в кабине происходит вследствие изменения атмосферы при взлете, посадке и маневрах самолета по вертикали.

В организме человека перепад давления возникает при нарушениях выравнивания давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся давлением среды, окружающей эти полости или граничащей с ними. При понижении внешнего давления (подъем на высоту) в полостях тела создается положительный перепад, а при повышении давления (спуск с высоты) - отрицательный. В результате перепадов давления в организме при определенных условиях могут возникать такие заболевания, как баротравма среднего уха и придаточных полостей носа, высотный метеоризм, а также высотная зубная боль.

Рассмотрим подробнее эти состояния, возникающие при полете. Баротравмы среднего уха и придаточных пазух носа возникают вследствие несоответствия вентиляции слуховой трубы и придаточных пазух носа интенсивности изменений атмосферного давления. Чаще эти состояния развиваются при наличии воспалительных процессов в носоглотке. Проявляется заболевание ощущением з аложенности, болями в ушах и придаточных пазухах носа (чаще в лобных). При баротравме среднего уха может иметь место понижение слуха, появление шума в ухе, головокружение, ощущение давления и переливания в ухе при наклонах головы, тошнота. Основными симптомами баротравмы придаточных полостей носа являются ощущение тяжести в голове с одной стороны, переходящее в резкую локальную боль на фоне общей головной боли, одностороннее покраснение кожи лица, слезотечение, обильное потоотделение. Эти симптомы чаще возникают не во время подъема, а при быстром спуске с высоты. При их возникновении необходимо совершать глотательные движения (сразу же после начала снижения самолета), сосать леденцы, использовать жевательную резинку, совершать энергичные движения нижней челюстью, а также произвольное затяжное зевание. Это помогает ослабить или полностью устранить боль и дискомфорт в ушах. С целью профилактики можно закапывать в нос перед полетом и во время полета сосудосуживающие средства (санорин и др,). Высотный метеоризм. Основной причиной возникновения его является расширение газов и повышение их давления в желудочно-кишечном тракте вследствие уменьшения атмосферного давления при подъеме на высоту. При развитии высотного метеоризма у человека отмечается вздутие живота. Вследствие этого создаются условия, затрудняющие деятельность сердца, легких, возникает боль в области живота, отмечается бледность кожных покровов, обильное потоотделение. Для профилактики высотного метеоризма необходимо перед полетом исключить из пищи вещества, ведущие к усиленному газообразованию (горох, бобы, квашеная капуста), не пить хлебный квас, молоко, газированные напитки, не есть много винограда, яблок и др. При болях следует принять активированный уголь.

Высотные зубные боли возникают чаще при спуске с высоты: наличие кариозных полостей при воспалительных процессах в зубах затрудняет выравнивание давления внутри них с внешним давлением. При появлении зубной боли следует принимать анальгетики.

Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе. В обычных полетах пассажиры защищены от неблагоприятного влияния высоты герметической кабиной. Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе не сказывается существенно на функционировании организма здорового человека, Однако затруднения могут возникать у пассажиров, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для оказания помощи таким пассажирам на борту самолета имеются кислородные приборы.

Ускорения. "Болтанка" и "качка" самолета воздействуют на организм человека. В этих необычных механических условиях может развиться воздушная форма болезни движения (укачивания). Выделяют четыре клинические формы этого заболевания: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.

Нервная форма характеризуется головокружением, головной болью, тяжестью в голове, подавленностью, общей слабостью, сонливостью, страхом, адинамией, прострацией вплоть до обморочного состояния.

При желудочно-кишечной форме наблюдается искажение вкусовых ощущений, усиленная саливация или сухость во рту, снижение аппетита и булимия, отрыжка, тошнота, позывы к рвоте, рвота. Ее не следует задерживать, так как это приводит к усилению укачивания. После рвоты наступает временное облегчение состояния заболевшего.

При сердечно-сосудистой форме вначале наблюдается учащение сердечной деятельности и повышение артериального давления, затем - урежение сердечной деятельности и понижение артериального давления, в некоторых случаях даже приводящие к сосудистому коллапсу. Изменения наблюдаются и при дыхании: вначале оно усиливается (за счет частоты и глубины), а затем становится поверхностным и неравномерным.

Для смешанной формы укачивания характерно сочетание различных симптомов заболевания. Профилактика укачивания заключается в соблюдении гигиенических рекомендаций, применении методов повышения устойчивости организма к укачиванию, использовании фармакологических препаратов. Гигиенические рекомендации сводятся к полноценному отдыху перед полетом, необильному приему пищи, исключению трудноперевариваемых продуктов питания. Благоприятное влияние оказывает сосание лимона или карамели во время "качки" самолета. Среди средств, повышающих устойчивость организма к укачиванию, особое внимание заслуживает методика А. И. Яроцкого, Она включает разнонаправленные движения головы в трех плоскостях (повороты, наклоны в сагитальной и фронтальной плоскостях, "кружение"). Для, профилактики и лечения укачивания существует большое количество фармакологических средств. Однако многообразие проявлений этого заболевания затрудняет выбор врачом средств профилактики и лечения у пассажиров. Следует лишь отметить, что с профилактической целью препараты должны применяться за 30-40 минут и более до полета, это обусловливает их большую эффективность.

Основную трудовую деятельность бортпроводники осуществляют в замкнутом узком пространстве, ограниченном фюзеляжем самолета, летящего на большой скорости. На психофизическое состояние и здоровье бортпроводника влияют неблагоприятные факторы условий труда (А.А.Кочур, 1995): подверженность космической и солнечной радиации на эшелонах выше тропопаузы, резкие изменения барометрического давления в салонах во время взлета и посадки самолета, а также между аэропортами до 150 мм рт.ст., понижение порционального давления кислорода (гипоксия), шумы, превышающие предельные нормы и неблагоприятно воздействующие на сердечнососудистую и нервную системы, пониженная влажность воздуха в гермокабинах, вибрации резонансных частот, вызывающие деформацию органов и тканей, частое и быстрое изменение погодно-климатических условий в зависимости от географии полетов, изменение поясного времени до 8 часов за период одного полета, стрессовые и конфликтные ситуации на борту ВС, накопление психофизического утомления. Эти и другие факторы явились основанием для внесения профессии бортпроводника в список №1, включающий перечень профессий с вредными условиями труда (Госкомтруда СССР, 1960, 1974).

В свяи с вышесказанным бортпроводники по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, установленным для гражданской авиации. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется ВЛЭК на основании ФАП МО ГА-2002 и приложения №14 к ФАП МО ГА-2002, введенных в действие приказом Минтранса РФ № 50 от 22.04.2002 г. «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава бортпроводников, курсантов, кандидатов, поступающих в учебные заведения ГА».

По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала (Свидетельства бортпроводника ГА).

Медицинское заключение бортпроводника соответствует медицинскому заключению 12 класса рекомендациям ИКАО и действительно в течение срока, не превышающего 24 месяца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: