Шкала Эмоциональных Состояний




Способ управления Состояния
Управление мыслью. Разумность и предсказуемость - энтузиазм
- радость
- сильный интерес
Управление эмоциями (крик, упрёки, обвинения) или похвала и обещания - консерватизм
- слабый интерес
- отсутствие интереса
- однообразие
- скука
Управление усилием и силой (физическим принуждением) - антагонизм
- душевная боль
- гнев
- отсутствие сочувствия
- скрытая враждебность
- беспокойство
- страх
- отчаяние
- оцепенение
- сочувствие
- задабривание
- горе
- чувство вины
- незаслуживающий
- жертва
- апатия
- смерть

 

Знание этой Шкалы помогает понять, что можно ожидать от человека, как с ним общаться и как им управлять. Предсказывая поведение собеседника, вы становитесь способным эффективно достигать своих целей.

Огромное влияние на эмоциональное состояние человека оказывает его окружение. Если человек долгое время живет в окружении таких эмоций как гнев, отчаяние, чувство вины, то можно ожидать, что его эмоциональный тонус понизится. Это можно наблюдать на работе, в семье, на улице – человек чаще стремится подстроиться под общий эмоциональный уровень. На работе – под эмоциональный тон руководителя, дома – супруга или супруги, на улице – окружения. В нашей жизни очень много негативных эмоций, которые исходят от окружающих, телевидения, газет.

Знание Шкалы Эмоциональных Состояний можно использовать при приёме людей на работу и при выборе партнёров. Шкала показывает, чего можно ожидать от человека, и даёт возможность прогнозировать поведение людей.

Используя Шкалу Эмоциональных Состояний, можно определить своё преобладающее эмоциональное состояние, а также повысить свой эмоциональный тон.

Применяя Шкалу Эмоциональных Состояний в бизнесе, семье, общении, можно гораздо эффективнее достигать своих целей.

 

  1. Самоуправление психическим здоровьем: установка на положительное мышление; способы психической защиты

 

Кстрессам необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому на этом свете не удавалось их избежать. А вот успеш­но управлять ими по силам любому человеку, в том числе и руководителю. В основе профилактики стрес­сов лежат следующие основные подходы.

Во-первых, мудрое отношение к собственной жиз­ни, её активное конструирование.

К принци­пам мудрого отношения к жизни можно отнести сле­дующие.

1. Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей. Речь не идет об отказе от своих притязаний, в том числе и связан­ных с известной долей риска. Необходимо выбирать цели, кото­рые чуть-чуть выше реальных возможностей.

2. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение ка­кой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случай­ными целями.

3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможнос­тей, так и ситуации, в которой находимся.

4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон.

5. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее.

6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении.

7. Стараться понимать окружающих.

8. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего.

9. Жить полной жизнью в каждый данный ее мо­мент.

В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний

Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своёго состояния.

Предлагается универсальная форма построения занятия по психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека. Занятия условно делятся на несколько модулей:

· релаксация;

· аутотренинг;

· психокоррекция;

· медитация;

· мотивация.

Релаксация (от латинского - уменьшение напряжения, расслабление)

Находясь в состоянии релаксации человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др.

Аутогенная тренировка - наиболее распространенный метод психологической саморегуляции состояний путём самовнушения.

Медитация - медитативное осознание приносит ясность, которая открывает действия вашего ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет видеть вам факторы, определяющие ваш сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, вам не нужно об этом думать. Вы обнаруживаете, что обладаете знанием и пониманием. В этом спокойствии и ясности вы полностью осознаете всё происходящее. Без усилий вы действуете оптимально, а не механически.

Мотивация - мотивирование себя на выполнение приятных дел, рисование образов делания приятных вещей. Однако этот процесс не работает для тех дел, которые вы хотите сделать, но не любите делать их. Если вы не любите платить налоги и рисуете картину, как вы это делаете, - вы чувствуете отвращение.

 

  1. Уровень самоконтроля (интерналии и экстерналии); методы психокорекции

 

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия) - деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.

Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга

Выделяются две группы методов психокоррекции:

1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;

2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления

 

  1. Профилактика стрессов в менеджменте

 

Если вы обнаружили у себя симптомы стресса, очень важно быстро разобраться в его причине, чтобы изменить ситуацию. Нужно понять, почему вы делаете то, что делаете? Насколько это нужно? Нельзя ли без этого обойтись? Потом рассмотрите способ ваших действий. Не слишком ли вы напряжены? Не испытываете ли постоянного беспокойства? Не расходуете ли столько энергии, что потом чувствуете себя измученным? И, наконец, нужно понять, сколько времени вы тратите на своё занятие: слишком много или слишком мало? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам понять, почему ваши действия или мысли ввергают вас в стресс и позволят вам выбрать наиболее оптимальное поведение.

У большинства менеджеров проблема нехватки времени является основной причиной нарастающего беспокойства. Изложенные ниже несложные приёмы помогут этого избежать.

1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.

2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.

3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъёма. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.

4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.

5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы всё должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.

6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.

7. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить «нет» - самый лучший.

8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы всё успеть.

9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.

Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несёт в себе аромат и вкус жизни ».

Чтобы исключить определённые стрессовые факторы, следует прибегать к упражнениям, изменяющим отношение к ним.

Во-первых, отвлекайтесь. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путём отвлечения от стрессовой ситуации. Когда вы о чём-то думаете, вы отдаёте объекту мыслей значительную часть своей энергии. Если вы думаете о нём очень много и с «надрывом», то это может привести к настоящей психической травме. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.

В-третьих, действуйте. Не подавляйте энергию, а действуйте.

Займитесь чем угодно. Вы можете, например, побить подушку, яростно отколотить матрац бейсбольной битой, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом, или направлять разрушающую вас энергию на приведение в порядок своего рабочего места.

В-четвертых, расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. Вот несколько правил поведения, являющиеся антистрессовыми:

1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

5. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

6. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

7. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

8. Высыпайтесь.

9. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

10. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно.

11. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Относитесь к себе хорошо.

12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее.

13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного.

Есть и некоторые экспресс методы снятия стресса:

- отключение от травмирующего источника стресса, метод создания конкурирующей доминанты. Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. Задерживая его, вы лишаете свой организм потребности, по сравнению с которой всё остальное уходит на задний план. Это мгновение – ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из- под прямого воздействия стресса.

Техника быстрой нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.

Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее.

Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Поэтому важно своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение.

 

  1. Взаимоадаптация человека и ЭВМ в системах управления

 

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше время проникла в самые разнообразные области народного хозяйства, науки. От эффекта её практического применения стали непосредственно зависеть успехи в развитии этих важнейших областей. С появлением новых, современных технических систем обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условий работы - условий, при которых человек уже не может даже при мобилизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решать возложенные на него задачи.Интенсивное развитие вычислительной техники и ее широкое использование в автоматизированных системах управления (АСУ) различных уровней и назначения обусловили актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора с ЭВМ.В настоящее время в связи со стремительным развитием компьютеризации особый интерес вызывает проблема последствий компьютеризации. Выделяют функциональные, онтогенетические и исторические аспекты компьютеризации. Под функциональными последствиями понимают преобразование шаблонных и творческих компонентов, происходящих в решении задач компьютерными средствами по сравнению с традиционными формами. Общие функциональные последствия компьютеризации, выделяемые и классифицируемые по разным основаниям, могут состоять в увеличении и уменьшении творческих и/или шаблонных компонентов, либо в неизменности их соотношения по сравнению с традиционными при разном качественном их составе.Последствия могут быть также осознаваемыми и неосознаваемыми, достаточно или недостаточно определенными, разной степени выраженности, сходными и различными у субъектов деятельности, характеризоваться как реальные и потенциальные, адекватные и неадекватные, оптимальные и неоптимальные, позитивные и негативные для достижения продуктивной цели компьютеризации. В онтогенетическом плане рассматривается личностное развитие, которое претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным личностными преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает её, составляет её алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс её решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можно отнести такое развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическом компонентам.Формирующиеся вначале позитивные черты, например, такие, как точность и аккуратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и её сложности перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной её неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.Все эти закономерности преобразования личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его онтогенетического развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, от его исходных устойчивых психических свойств.В историческом развитии человека компьютер может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которой передаются исполнительные интеллектуальные функции.В относительно элементарных видах умственной деятельности, имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности; при этом компьютеру могут передаваться компоненты творческого процесса.В более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между человеком и компьютером.Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль.На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризированной деятельности человек по отношению к компьютеру как орудию может выполнять подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роль в процессе длительной работы с ним.Впереди изучение многовариантных форм преобразований деятельности человека в связи с появлением новых типов компьютеров.Сейчас очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследование и рассмотрение проблем, связанных с её эксплуатацией.

 

Задание: Проведите самоанализ своих психологических и физиологических особенностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: