Педагогической деятельности




Изучение эффективности педагогической деятельности детей необходимо для того, чтобы обоснованно и целенаправленно планировать и организовывать дальнейшую работу в школе.

Изучение эффективности педагогической деятельности невозможно без определения ее результатов.

Результат – это те изменения, которые произошли в ходе деятельности, итог проделанной работы.

Результаты педагогической, особенно воспитательной деятельности определить чрезвычайно сложно, так как она пронизывает всю жизнедеятельность школы.

Под результатами педагогической работы понимают те изменения, которые произошли с участниками образовательного процесса и в отношениях между ними. В данном случае это могут быть изменения:

- в учащихся, то есть в их воспитанности, социализированности, образованности;

- в коллективе учащихся, т.е. в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми, в уровне развития детского самоуправления;

- в отношениях между педагогами и учащимися;

- во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

- в профессионализме, педагогическом мастерстве клас-сных руководителей, учителей.

Важным результатом педагогической работы может быть развитие взаимодействия образовательного учреждения с социумом.

Указанные изменения не равнозначны с точки зрения оценки эффективности педагогической работы. Так, воспитанность учащихся, в целом их развитие определяются многими факторами. Вклад педагогов в этот результат зафиксировать очень сложно. Наоборот, достижение намеченных образовательных результатов, изменения, происходящие в коллективе учащихся, в отношениях между педагогом и учащимися, в значительной мере зависят от деятельности работников учреждения, что позволяет достаточно объективно характеризовать результат педагогической деятельности. Тем не менее, для объективного анализа работы педагогического коллектива необходимо изучать результат с учетом всех этих изменений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Он также зависит от условий, в которых действуют педагоги, от особенностей, возможностей учащихся. Поэтому под эффективностью педагогической работы понимают степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами и с учетом конкретных условий.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния педагогического процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность педагогической деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач и планируемых результатов;

б) определение изменений, происшедших в педагогическом процессе;

в) изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, определение эффективности и педагогической целесообразности используемых средств;

г) выявление возможностей развития педагогического про­цесса (изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания педагогической деятельности);

д) определение эффективности влияния педагогической ра­боты на развитие участников образовательного процесса и их отношений.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты педагогического процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния педагогической деятельности на достижение по­ставленных педагогических задач и планируемых результатов невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность педагогической деятельности? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

При изучении эффективности педагогической деятельности надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность педагогической деятельности? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении за поведением детей или ис­пользовании методик оценивания образовательных результатов на каждом занятии, а с другой — периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований. Например, проводится тестирование детей, анкетный опрос педагогов и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Для того, чтобы изучить результаты педагогической деятельности детей, необходимо следующее:

- определить критерии и показатели для изучения результатов;

- подобрать или составить соответствующие методики, замеряющие эти показатели;

- провести «замер» показателей;

- обработать данные методик;

- сравнить эти данные с предыдущими материалами изучения результатов деятельности;

- проанализировать полученную динамику показателей и сделать выводы о полученных результатах.

При изучении результатов педагогической работы возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать:

- выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов деятельности;

- рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим;

- учёт разноуровневости результатов, то есть важно оценивать не только итоговые результаты или промежуточные, но и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогическую работу, а это требует, вероятно, разработки критериев разного уровня;

- отбор, разработка валидных методик оценки критериев и показателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: