Сегодня потребителю трудно разобраться в многообразии товаров, сделать свой выбор, чтобы удовлетворить все потребности. Поэтому на первое место сейчас становится достаточная и достоверная информация.
Товарная информация (ТИ) – сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида:
1. Основополагающая ТИ – основные сведения о товаре, имеющее решающее значение для идентификации (наименование товара, сорт, масса, нетто, брутто, дата выпуска, срок хранения или годности.)
2. Коммерческая ТИ – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначены для изготовителей, поставщиков, продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, штриховое кодирование.
3. Потребительская ТИ – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений и нацеленные на потребителя (состав, пищевая ценность продуктов, функциональное назначение, способы использования и т.д.).
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяются формы товарной информации:
1. Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России). Недостатки словесной информации: громоздкость, для ее восприятия необходимо время, а потребитель иногда не хочет или не может тратить время на ее осмысление.
2. Цифровая информация применяется для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (масса, объем, длина, даты и сроки). Иногда эта информация доступна лишь профессионалам и непонятна для потребителя (например, ассортиментный номер продукции).
3. Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений. Дополняет словесную и цифровую информацию.
4. Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их расшифровка требует определенной профессиональной подготовки.
5. Штриховая информация
Требования, предъявляемые к товарной информации
К товарной информации предъявляют следующие требования:
1. Доступность связана с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. Доступность характеризуется:
- языковая доступность (информация должна быть на государственном языке, для которого этот товар предназначен);
- востребованность (по первому требованию потребителя, продавец или изготовитель обязаны предоставить информацию);
- понятность (использование общепринятых понятий, терминов, которые не требуют определений и пояснений).
2. Достоверность предполагает правдивость и объективность в сведении о товаре. Она не должна вводить пользователя в заблуждение (информационная фальсификация).
3. Достаточность, т.е. рациональная информация. Она не должна быть как неполной, так и излишней.
- неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Неполнота информации говорит о ее недостоверности.
- излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости.
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 4: Опишите средства товарной информации, на товары, реализуемые в торговых предприятиях
Листок с заданием №1
Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 4:
1. Что такое товарная информация?
2. Назовите виды товарной информации?
3. Назовите формы товарной информации?
4. Какие требования предъявляются к товарной информации?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 4: Опишите средства товарной информации, на товары, реализуемые в торговых предприятиях
План занятия 19
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к восприятию нового материала | Доска |
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 18) | Задает вопросы устно по изученному материалу занятия№18 | Слушают, отвечают на вопросы устно | |
План: 1. Маркировка и ее характеристика 2. Информационные знаки и их характеристика. | Объясняет. Раздает обучающий материал. | Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. | Раздаточный материал №1 |
Применение новых знаний (диагностический контроль) | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают на вопросы | Листок с заданием № 1 |
Подведение итогов урока | Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневник занятия | Дневник |
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 4: Опишите средства товарной информации, на товары, реализуемые в торговых предприятиях
Раздаточный материал №1