Примеры постановки педагогических задач




№ проблемы Педагогическая задача
Проблема № 1 Воспитание честности через создание безопасной среды, доверительных отношений в семье и школе
Проблема № 2 Воспитание у подростка уважения к старшим, формирование ответственности через совместный поиск путей разрешения конфликта.
Проблема № 3 Формирование коллектива через организацию совместной деятельности.  
Проблема № 4 Преодоление зависимого поведения у подростков через систему психолого-педагогической помощи.

 

Необходимо обратить внимание на предупреждение возможных ошибок и преодоление трудностей, которые испытывают молодые специалисты при постановке задач:

- педагогическая задача ставится в обратной зависимости (противоположно) имеющейся проблеме (ложь – честность, грубость – уважение, конфликты – единство);- при постановке задачи необходимо учитывать все причины возникновения проблемы (если обратить внимание на описание педагогических ситуаций и не принимать во внимание причины, то наши педагогические задачи были бы сформированы иначе);- часто педагоги ставят задачу, исходя из своих интересов (стремление продолжить урок, поддержать дисциплину, страх подорвать авторитет), забывая об интересах и неопытности ребенка, закрепляя тем самым его в одной ролевой позиции – позиции ученика;- в момент постановки сложной педагогической задачи, затрагивающей психологическое благополучие ребенка, необходимо обращаться к данным науки, передовому педагогическому опыту, советоваться с экспертами, коллегами с тем, чтобы не допустить возникновения педагогических ошибок;- следует помнить, что правильно поставленная задача должна способствовать выходу из проблемной ситуации, не порождать конфликтов, при этом у ребенка (коллектива) должна быть сформирована положительная установка к преодолению возникшей проблемы, а решение задачи повлечь за собой положительные изменения задействованных в проблеме сторон.

 

6.5. Поиск вариантов решения задачи

В своей основе деятельность педагога эвристична, направлена на поиск оптимальных путей решения проблемы. Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии.

Поиск вариантов связан с рассмотрением возможных и допустимых способов решения проблемы. При этом большое значение имеет учет характера проблемы, ее уровня, имеющихся условий. На этом этапе желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность достижения поставленной задачи. На практике педагог редко располагает достаточными возможностями, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудоемко и нарушает логику размышлений над проблемой. Поэтому в практике педагоги, как правило, ограничивают число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными, реалистичными и доступными.

Для трудных проблем, затрагивающих социальную и духовно-нравственную безопасность конкретного ребенка, кардинальные изменения в системе класса или школы, необходим углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда педагоги не в состоянии оценить, что произойдёт, если ничего не предпринимать, существует опасность экстренных мер тогда, когда они просто вредны.

Для поиска вариантов решения педагогической проблемы целесообразно привлечение тех лиц, которые могут помочь в ее решении (специалистов, родителей и др).

Оценка вариантов решений - важная составляющая этого этапа. При оценке решений педагог определяет достоинства и недостатки каждого из вариантов и возможные последствия. Практически любой вариант сопряжен с отрицательными аспектами, поэтому почти все педагогические решения содержат компромисс. Для сопоставление решений применяют выработанные критерии, главным из которых является гуманность педагогических действий. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, её дальше нельзя рассматривать как возможную альтернативу.

Таблица 27

Примеры возможных вариантов решений

№ проблемы Возможные варианты решений
Проблема № 1 Что нужно сделать, чтобы Аня не обманывала взрослых? - поговорить с родителями с целью изменения стиля воспитания в семье и видов наказания; - обратиться к социальному педагогу за помощью в разрешении проблемы; - объяснить девочке то, что нужно стараться быть честной, говорить правду окружающим людям; - запретить девочке говорить неправду; - заверить девочку, что ей не грозит наказание; - провести в классе обсуждение подобной ситуации на примере литературных героев; - создать воспитывающие ситуации в коллективе, связанные с преодолением страха, и т.д.
Проблема № 2 Как сделать так, чтобы Олег не грубил взрослым и выполнил поручение? - поговорить с подростком, чтобы он извинился перед учителем за грубые слова; - разъяснить учителю причину невыполненного поручения; - объяснить учителю, что он не прав в данной ситуации – не предусмотрел возможности выполнения задания (не обеспечил инвентарем), открыто сделал замечание подростку в резкой форме; - поговорить с подростком, чтобы он выполнил поручение; - обеспечить переход ученика на обучение по индивидуальной программе и т.д.
Проблема № 3 Как добиться сплоченности и единства в классе? - организовать коллективное творческое дело; - провести тренинг по командообразованию; - провести открытое обсуждение проблемы конфликтов; - пригласить на классный час конфликтолога; - совместно выработать в классе правила жизни коллектива; - организовать совместный с родителями выезд класса на природу и т.д.
Проблема № 4 Как подвести подростков к осознанию наносимого вреда организму и к отказу от употребления ПАВ? - рассказать подросткам о вредном воздействии ПАВ на организм человека; - организовать встречу с родителями подростков с целью выработки совместного решения по борьбе с употреблением ПАВ; - вынести обсуждение этой проблемы на педсовет школы; - оказать психолого-педагогическую помощь подросткам по избавлению от употребления ПАВ; - организовать в школе комплексное сопровождение группы подростков с девиантным поведением; - увлечь подростков какой-либо социально-значимой деятельностью; - обратиться за помощью к специалистам: психотерапевтам, врачам.

 

Безусловно, на эффективность деятельности по поиску вариантов будут оказывать влияние субъекты педагогического процесса (ребенок, детский коллектив, пед. коллектив, родители и т.д.), а именно, степень их участия в поиске альтернатив. В этом случае педагог занимает позицию координатора, консультанта, организатора групповой и коллективной работы. Самые эффективные варианты решения, как правило, подсказаны нам детьми.

 

Принятие решения

Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижениюцелина основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленнойдеятельности [24].

Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий.

Существует классификация способов принятия решений (по Мескону):

- Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Человек не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе.

- Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

- Рациональные решения обосновываются с помощью аналитического процесса: диагностика проблемы, формирование целей, формулировка ограничений и критериев принятия решении, выбор допустимых альтернатив, предварительный выбор лучшей альтернативы, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственного решения, определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения, выполнение решения, обратная связь.

Следует заключить, что в практике педагогу правильнее использовать рациональные решения, требующие глубоко анализа и обоснованности имеющихся альтернатив.

Если проблема была правильно определена, установлены причины ее появления, а варианты решений тщательно взвешены и оценены, то принять окончательное решение сравнительно просто. Педагог просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Особенностью педагогической системы является ее преимущественно изменчивый характер, в силу влияния на систему различных факторов окружающей среды. Вследствие этого при решении достаточно сложных задач часто педагогу трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одного варианта всем другим.

Учитывая схожий характер имеющихся альтернатив, возможна интеграция некоторых вариантов решений, либо можно выделить группы предпочтительных способов решений, полученных на основе педагогического опыта.

Таблица 28



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: