Анализ эффективности решения проблемы




Л. Ф. Спирин предлагает следующий алгоритм анализа решения педагогических задач:

- анализ постановки задачи;

- анализ программирования педагогических действий;

- анализ педагогических действий;

- диагностика профессионального развития педагога[26].

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Как определяется педагогическая проблема? Какие формы выявления проблем существуют в педагогической практике? Дополните их своими примерами.

2. Что такое педагогический диагноз? На основании чего он ставится?

3. Соотнесите подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы, представленные в табл. 22. Какой вариант является для вас предпочтительным и почему?

4. Обоснуйте роль каждого этапа в общей технологии решения педагогической проблемы.

5. Какие требования предъявляются педагогу, осуществляющему выбор и принятие решений педагогической проблемы?

6. Можно ли перенести данную технологию в другую сферу человеческой деятельности?

7. Сформулируйте стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи по конкретной педагогической проблеме, выявленной вами.

 

Практические задания

Базовый уровень

1.Представьте проблемную ситуацию с помощью серии вопросов. Сформулируйте главную проблему, поставьте диагноз, выявите возможные причины, подберите возможные альтернативные решения задачи, обоснуйте выбор решения.

2.Разработайте план решения проблемы.

3.Покажите на конкретных примерах, как осуществляется связь теории и практики в процессе постановки педагогических задач в профессиональной деятельности учителя.

Повышенный уровень

1. Разработайте советы начинающему педагогу по использованию данной технологии.

2.Разработайте программу по решению педагогической задачи.

3.Составьте вопросы для коллективного анализа конкретной педагогической проблемы в классе.

 

Рекомендуемая литература

1.Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.- 209 с. Арсеньев, Ю. Н. Принятие решений / Ю.Н. Арсеньев. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 272 с.

2.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с. Кан-Калик, В.А., Никандров, И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.- 254 с.

3.Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

4.Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П.Р. Атутова и др. – М.: Педагогика, 1985. – 240 с.

5.Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005. – 640 с.

6.Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

7.Спирин, Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.

Глава 7. Организация взаимодействия

Педагогов и семьи

Основные направления, способы взаимодействия

Педагогов и семьи

Взаимодействие педагогов и семьи направлено на решение двух основных задач:

-обеспечить благоприятные комфортные условия для воспитания, обучения и развития ребенка;

-содействовать единению, сплочению семьи, взаимопониманию родителей и детей, развитию семейных отношений.

Решению этих задач способствуют все педагоги образовательного учреждения. Особенно большую ответственность в их решении берут на себя классные руководители. Именно в классном коллективе устанавливаются более тесные контакты педагогов с семьей. От классного руководителя в значительной мере зависит, как будут относиться родители к школе, педагогам, насколько активно и заинтересованно они будут участвовать в делах класса и школы, в решении проблем обучения и воспитания своего ребенка.

Рассмотрим основные направления взаимодействия педагогов и семьи.

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Поэтому первое направление взаимодействия педагогов и семьиустановление и формирование доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и родителями.

Определяющую роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют классные руководители. Достижение этой цели возможно, если педагог исключает в ра­боте с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размыш­ляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию проблемы и побуждает их к ее решению. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителя­ми должна убеждать в том, что он нуждается во взаимодействии с близкими и родственниками ребенка, в объедине­нии усилий с ними, что родители — его союзники и он не может обой­тись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к со­трудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководите­лю, учителям необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодей­ствие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддер­живает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родите­лей, опираясь на единомышленников и поддержку заинтересованных, активных родителей, учитывая интересы каж­дого ребенка и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

Можно обсудить с родителями следующие вопросы:

-Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите ос­новные его проявления.

-Почему необходимо сотрудничество педагогов и роди­телей?

-В чем школа может помочь родителям, а родители — школе?

-Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудни­чать?

-Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и ро­дителей было плодотворным?

-Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

-Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Для формирования отношений классного руководителя с родителями имеет своевременная и важная для родителей информация:

-об учебных планах, программах, режиме работы школы, возможном участии родителей в учебном процессе;

-об особенностях личностных сфер их ребенка, его познавательном стиле, склонностях и способностях, о достижениях и трудностях;

-о рациональной организации режима дня школьника, о наиболее эффективных формах и методах самостоятельной работы ученика;

-о нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы образования школьника, внутренних локальных актах, регламентирующих деятельность конкретного образовательного учреждения;

-о перспективных и текущих событиях, происходящих в школе, классе, о возможностях участия в них ребенка и семьи;

-об оказа­нии помощи детям в учебе, в решении типичных проблем и многое другое в зависимости еще и от возраста школьников.

В информировании родителей помогут различные способы непосредственного и опосредованного взаимодействия: составление и рассылка памяток для родителей, разработанных специалистами, планов, графиков работы; групповые и индивидуальные консультации, встречи; переписка через Интернет.

Особенно важно стимулировать участие родителей в различных делах в классе и школе, творческих отчетах учащихся, проведении зачетных форм учебной деятельности детей и др.

Классный руководитель и учителя класса предусматривают следующее:

-проведение открытых уроков, индивидуальных занятий для родителей с целью раскрытия особенностей учебной деятельности ребенка и де­монстрации методики его обучения;

-организацию Дней открытых дверей (раз в чет­верть), который включает в себя открытые уроки по предметам с участием родителей; различные формы познавательной деятельнос­ти (КВН, смотр знаний, турнир-викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.); выс­тавки-ярмарки;

-участие родителей в проведении учебных занятий и экскурсий, выступления с сообщени­ем; рассказ о профессии; демонстрацию наглядных материалов, подготовленных родителями; участие в оценке знаний и умений детей и др.;

-проведение открытых занятий кружков с при­влечением родителей, участие родителей в организации работы клубных объединений.

Второе направление - взаимодействие педагогов и родителей с целью оказания помощи ребенку в решении его проблем. Основная задача педагогов и родителей - организовать своевременную помощь ученику по рациональному решению проблем, предотвращению возможных конфликтов. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с учеником и его родителями по самым различным проблемам:

- разрешению конфликтов, связанных с авторитарной позицией родителей, разумностью запретов, ограничений самостоятельности, свободы ученика;

- преодолению грубости, давления, унижения со стороны родителей по отношению к своему ребенку;

- защите от морального и физического насилия ребенка со стороны родителей;

- общению с детьми разного возраста по основам детской возрастной психологии; учету интересов детей, а не только своих собственных; умению стать на позицию ребенка;

- решению проблем, связанных с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка:

- преодолению одиночества, боязни коллективного общения, связи с внешним миром, преодолению излишней говорливости при общении с другими людьми;

- преодолению гипериндивидуализма, эгоцентризма, агрессии, жестокости ребенка;

- решению проблем нехватки самодисциплины, саморегуляции, пренебрежения правилами и структурами сопротивления внешнему контролю, стремления получить больше свободы;

- преодолению крайней эмоциональной чувствительности, обостренного чувства справедливости, нечестности;

- преодолению излишней прямоты и откровенности, врожденного сопротивления любым переменам и нововведениям, скептичности к новым идеям, крайнего консерватизма;

- решению проблем самоутверждения ученика, его активности, участия в общественной жизни, предоставлению возможных условий для полезного выпуска излишней физической энергии и др.

- созданию ситуации для проявления заботы детей о родителях, своей семье, формированию чувства гордости за свою родословную, семью;

- приобщению родителей к важным событиям для ребенка, его поддержке в ситуациях успеха и неудач.

Общая логика действий педагога, классного руководителя по решению проблем изложена в пятой главе данной книги, а также показана в разделе 7.3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: