Общешкольного коллектива




 

Если первый этап работы клубного объединения связан, прежде всего, с решением его внутренних проблем, то на втором этапе углубляются его связи с общешкольным коллективом. Педагогически целесообразно организованное их взаимодействие, с одной стороны, способствует сплочению клубного коллектива, с другой – повышает действенность всей внеучебной работы в школе.

Процесс включения его деятельности в воспитательную систему учреждения необходимо прогнозировать и планировать в масштабах всей школы. Варианты же использования воспитательных возможностей клубного объединения в школе могут быть различны.

Во-первых, клубу могут быть даны поручения со стороны школы, своеобразный социальный заказ. Однако не всегда он принимается в коллективе с удовлетворением, а иногда и вовсе отвергается. Обычно это случается тогда, когда предложения авторитарны или требуют исполнения по готовому образцу, лишая объединение творческого начала в его деятельности.

Эти поручения не должны превалировать над теми делами, которые организуются по инициативе самого клуба, проводятся им «для души», а порой и просто для отдыха, иначе у его участников может проявиться спад интереса к деятельности объединения. Заорганизованность, запрограммированность в его работе – явления крайне опасные.

Во-вторых, клуб сам может проявлять инициативу включения его деятельности в жизнь школы. Дела, организуемые и проводимые объединением в школьном коллективе, разнообразны. Прежде всего, это, конечно, те, которые связаны с его профилем. Так, театральная студия представляет школе свой спектакль, литературное объединение организует вечер современной поэзии, спортивный клуб проводит день здоровья, клуб туристов – туристический слет, фотостудия – общешкольную фотовыставку, клуб общения старшеклассников - заседания клуба выходного дня. Кроме того, наиболее авторитетные клубы, кружки, студии, имеющие опыт организации больших творческих дел, могут взять на себя инициативу проведения в школе акций, не связанных с профилем их деятельности.

Приведем пример из опыта организации таких дел литературно-музыкальным клубом старшеклассников «Гелиос».

Одно из них было посвящено обсуждению проблемы взаимоотношений между учителями и учениками в школе и приурочено к юбилею школы. Коллективное творческое дело, в форме которого проходила традиционная творческая учеба участников клубного объединения, называлось «Нашей школы юбилей наступал бы поскорей!»

В ходе импровизированных сцен, пародий старшеклас-сники говорили о самом наболевшем в школьной жизни: взаимоотношениях с учителями, родителями, неинтересных уроках и «обязательных» мероприятиях в классе. Они предлагали свои варианты решения проблем урока, класса, клуба.

Проведенный в такой форме анализ работы школы в период ее подготовки к юбилею заставил педагогов и школьников задуматься, внести коррективы в свою работу. Подобные встречи детей и взрослых, проводимые в атмосфере открытости, способствуют упрочению у членов клуба потребности работать на пользу школе.

План проведения коллективного творческого дела

«Нашей школы юбилей наступал бы поскорей!»

Цель проведения КТД: в процессе выполнения творческих заданий показать достижения и недостатки своей школы накануне ее юбилея. Для учащихся цель КТД выражалась словами:

Не ударим в грязь лицом

И расскажем обо всем.

Школу нашу мы представим:

Не убавим, не прибавим!

Форма проведения: коллективное творческое дело. На выполнение каждого задания группам (предварительно все участники объединяются в 3-4 группы по 7-9 человек в каждой) дается 5-7 мин.

Ход коллективного творческого дела

Задание 1. «В нашей школе что-то есть, невозможно глаз отвесть. Это…» Любым способом (драматизация, пантомима, пародия и др.) показать на сцене то, чем, по вашему мнению, может гордиться школа.

Задание 2. «То, что нам мешает жить, надо с треском удалить. Это…» Любым способом показать на сцене то, что, по вашему мнению, надо удалить из жизни школы.

Задание 3. Через долгих десять лет

В нашей школе педсовет…

Кто б директор был тогда?

Кто из вас учителя?

И какой вопрос решали

И в повестке обсуждали?

Изобразить сцену педагогического совета школы через десять лет.

Задание 4. Разработайте проект памятника своей школе.

Задание 5. Придумайте эскиз юбилейной медали своей школы. Кому и за что ее можно вручать?

Задание 6. Сочините частушки о самых известных людях школы.

Задание 7. Составьте текст объявления в газету о предстоящем юбилее школы.

В-третьих, включению объединения по интересам в жизнь школьного коллектива, проверке клуба на зрелость, повышению его авторитета способствуют также творческие отчеты коллектива перед школой. Их целесообразно организовывать ежегодно. Они являются своеобразным подведением итогов работы объединения, способствуют пропаганде его деятельности. Подготовка таких отчетов – серьезный анализ работы объединения.

Во время творческого отчета объединения художественного профиля (театрального, литературного, музыкального, дискоклуба и др.) может быть показана композиция из отрывков всех программ (спектакля) коллектива, представленная как единый рассказ, посвященный основной теме клуба. Его участники, кроме этого, рассказывают о своей жизни, знакомят гостей с законами жизни объединения, раскрывают «кухню» подготовки программы (спектакля, представления). Клуб приветствуют друзья из других объединений, школ, участники творческого коллектива выслушивают мнения сверстников, педагогов о своей работе.

В качестве «продукта» творческого отчета могут быть спектакль, концерт, выставка и др. В любом случае эта форма работы объединений по интересам должна стать праздником и для их участников, и для всей школы.

Если в ней работает несколько клубов и кружков, то ежегодно можно организовывать панораму творческих отчетов отдельных объединений или центров. Это становится традиционным ключевым делом школы и в немалой степени способствует интеграции учебной и внеучебной деятельности в ней.

В-четвертых, укреплению позиций объединения в общешкольном коллективе способствует активное участие членов объединения во внеклубной деятельности.

Для некоторых объединений (клуба старшеклассников, клуба свободного общения, клуба выходного дня и др.), деятельность которых не так явно «профилизирована», нередким явлением становится организация для школы дел самых разных направлений, которые не характерны для повседневной работы коллектива: проведение выездного лагерного сбора актива учащихся школы, заседания клуба выходного дня для родителей, «круглого стола» по обсуждению актуальной проблемы для педагогов и учащихся и др.

Существенное значение во включении объединения по интересам в воспитательную систему школы имеют его связи с первичными коллективами.

На первый план, естественно, выдвигаются проблемы организации взаимодействия клуба с классными коллективами, являющимися «поставщиками кадров» для него. В то же время приобретенные в объединении знания, умения и навыки школьники, в первую очередь, несут в свои классы, оживляя их жизнь, делая ее более разнообразной, укрепляя межличностные отношения между детьми и педагогами.

Статус школьника в классе и объединении по интересам может совпадать, не совпадать и находиться в противоречии. Занятия в клубе могут как способствовать оптимизации этого соответствия, так и обострить существующую ситуацию. Последнее обычно происходит тогда, когда учащийся, завоевавший авторитет в клубе, пытается автоматически перенести его в класс, где до этого большим уважением не пользовался. Это часто приводит к конфликтам со сверстниками.

Классному руководителю необходимо помочь школьнику определить свое место в коллективе, предоставив ему поле деятельности для самоутверждения (при этом, кстати, могут быть использованы и его заслуги в клубе), для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников.

Еще одно типичное явление: формальные и неформальные лидеры класса или школы зачастую не желают быть таковыми в объединении по интересам и с удовольствием работают в них на положении рядовых членов. Опыт свидетельствует, что не надо навязывать им «посты»; при правильно организованном педагогическом процессе они сами, исподволь, помогут объединению, используя свои организаторские способности и авторитет.

Во взаимодействии класса и клубных объединений важнейшим аспектом является характер взаимосвязи клубной работы с основной деятельностью школьников – учебной. Связь эта естественна: в определении содержания деятельности объединения его руководитель, участники ориентируются на возможности учащихся, во многом определяемые уровнем их знаний, умений и навыков, полученных в учебной работе; в то же время человек, овладевший навыками творческой деятельности, легче добивается успехов в учебе.

Привлечение школьников к клубной работе может в значительной степени повысить эффективность урока как основной формы учебной работы.

Это проявляется в различных аспектах. Во-первых, в содержании учебных занятий: ведь школьники, занимающиеся в творческих объединениях, более любознательны, эрудированы, как правило, больше читают, лучше владеют словом и т.д.

Во-вторых, в организации учебного процесса. Члены клубного объединения обычно с большим желанием участвуют в активных формах работы: обсуждении проблемных ситуаций, дискуссиях, познавательных играх и т.д. Воспитательная значимость урока может быть повышена, например, за счет специально создаваемых ситуаций, в которых учащиеся апеллируют к опыту работы клуба, или за счет использования некоторых форм клубной работы на уроке.

И, наконец, в-третьих, повысить эффективность урока могут те отношения сотрудничества, которые сложились между педагогом и детьми в процессе совместной работы. Даже в том случае, если учитель, не являясь руководителем объединения по интересам, куда входят его ученики, помогает ему в работе или просто с пониманием относится к его деятельности, между ним и детьми складываются отношения взаимопонимания и взаимоуважения. Иногда учащиеся – члены клуба, внося в урок творческое начало (исходя из опыта объединения), стимулируют педагога к поиску, а то и приводят в свой коллектив.

В-третьих, естественными и необходимыми в общем педагогическом процессе школы являются связи между всеми функционирующими в ней объединениями по интересам. Они не только укрепляют общешкольный коллектив и обогащают каждое объединение, но и способствуют созданию в школе системы клубной работы. Варианты ее определяются типом школы, ее размерами, возможностями педагогического коллектива по руководству клубами (кружками), номенклатурой объединений, опытом их работы, традициями школы и др. В каждом образовательном учреждении будет своя, оригинальная, система клубной работы, но для коллективов, работающих в сходных условиях, можно выявить и общие подходы в ее организации.

Первый из них – создание в школе единого многопрофильного клуба, включающего в себя все существующие в ней кружки, общества, секции, студии. Во главе клуба стоит правление, избираемое на общем ученическом собрании. Деятельность клуба развертывается в специально организуемые клубные дни, программа которых состоит из двух частей: занятий в объединениях и массового отдыха. Ученический клуб, охватывая подавляющее большинство школьников, становится своеобразным организующим центром общешкольного коллектива.

Второй вариант – создание клубного совета, который координирует деятельность всех объединений по интересам в школе. Он включает в свой состав ребячьих руководителей наиболее крупных и авторитетных клубов и кружков. Со стороны педагогов деятельность совета обычно курирует заместитель директора по воспитательной работе.

Совет решает вопросы содержания и организации клубной работы в школе. В конце учебного года во всех классах проводится анкетирование учащихся, в ходе которого определяется их мнение о деятельности объединений по интересам, выясняется, чему они научились, как хотели бы изменить их работу. Учитывая пожелания школьников, совет определяет номенклатуру кружков и клубов в школе, выходит в педагогический коллектив с предложениями об открытии новых объединений.

Клубный совет регулирует режим работы объединений по интересам, планирует включение их деятельности в работу всей школы, организует совместные заседания клубов (кружков), проводит массовые клубные мероприятия, помогает устанавливать связи объединений с внешкольной средой. Совет выпускает свою газету (информационный листок), готовит информацию для школьного радио.

Третий вариант – систематизация работы объединений по интересам через клубные центры. Они создаются, когда в учреждении работает много разнообразных кружков и клубов и четко прослеживается их «профильность». Клубные центры могут быть разными: познавательный, прикладного искусства, спортивно – оздоровительный, художественно – эстетический, информационный и др. В каждом центре есть свой орган самоуправления – совет; возглавляет центр педагог – руководитель. Координирующим органом остается общешкольный клубный совет.

Объединение клубных коллективов одного профиля в центр облегчает планирование их работы и позволяет более эффективно включать их в общий педагогический процесс школы.

Четвертый вариант больше подходит для школ с небольшой наполняемостью, в том числе сельских малочисленных. Наиболее приемлемо в них развитие клубных объединений узкопрофильной направленности. Наличие в таких школах даже одного объединения по интересам при условии педагогически целесообразно организованной его деятельности может заметно влиять на жизнь общешкольного коллектива, стимулировать развитие воспитательной системы школы.

Решению проблемы включения в клубную деятельность возможно большего числа учащихся в условиях сельской малочисленной школы может помочь и создание временных объединений по интересам, которые обычно организуются в период подготовки общешкольных дел клубного характера (Новогоднего праздника, фестиваля искусств, литературного вечера и др.). В такие объединения нередко включаются почти все учащиеся и педагоги школы, и за время их функционирования (2 – 3 месяца) в них создается временный коллектив, связанный с общешкольным по типу проникновения.

Эффективность включения деятельности клубного объединения в воспитательную систему школы во многом зависит от характера его взаимодействия с педагогическим коллективом.

Отношение педагогов к работе клуба во многом определяет его авторитет среди его участников. Их интерес к деятельности объединения, участие в его работе может изменить отношение детей к отдельным учителям и даже к педагогическому коллективу в целом в лучшую сторону. Через отношение к учителю (особенно если это руководитель клуба или кружка) изменяется отношение к преподаваемому им предмету. Включение педагога в работу клуба позволяет им лучше узнать своих воспитанников, а учащимся - учителей.

В школах, где многие учителя являются руководителями объединений школьников по интересам, отношения между педагогическим и ученическим коллективами более доверительны, учащиеся чаще обращаются к педагогам за советом, решаются на откровенный разговор; разногласия между детьми и взрослыми преодолеваются легче.

Работа с клубными объединениями может стимулировать учителей к сплочению их коллектива. Руководство многопрофильными клубами объективно требует интеграции усилий нескольких педагогов школы, да и руководители однопрофильных объединений нередко нуждаются в помощи коллег. В результате многие из них оказываются втянутыми в клубную работу, растет интерес всего педагогического коллектива к объединению. Это активизирует творческую деятельность учителей; под влиянием детских клубов нередко начинают функционировать объединения по интересам в учительских коллективах.

Участие педагогов в деятельности клубов (кружков) на равных с учащимися в проводимых объединениями праздниках, смотрах, конкурсах, выставках содействует слиянию двух коллективов – учителей и школьников – в единый общешкольный коллектив.

Итак, на втором этапе развития клубного объединения приоритетным становится его интенсивное взаимодействие с общешкольным коллективом. Этот этап развития клубного объединения в аспекте включения его деятельности в воспитательную систему школы и становления его ее органичным компонентом – решающий. Именно в ходе его определяется статус клуба, характер его взаимодействия с общешкольным коллективом, что в значительной степени определяет его воспитательные возможности как педагогического феномена. На этом этапе объединение начинает оказывать существенное влияние на развитие воспитательной системы школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: