Утопический социализм. В наиболее ранней форме социалистическая идеология появляется в виде утопического социализма. Такое наименование эта форма получила от названия книги английского мыслителя Томаса Мора (1478 – 1535) «Утопия» (1516), в которой он изобразил общество, организованное на принципах коллективной собственности, всеобщего совместного труда и распределения материальных благ по потребности. На тот же идеал в последующем ориентировались и другие социалисты-утописты Т. Кампанелла, Г. Бабеф, Анри Сен-Симон (1760–1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Шарль Фурье (1772-1837) и др. Представители утопического социализма разрабатывали проекты будущего идеального устройства общества, в котором отсутствует частная собственность, эксплуатация и угнетение одних людей другими, уничтожены неравенство между городом и деревней и противоречия между умственным и физическим трудом, государство является институтом управления производством, экономика и социальная жизнь развиваются по разумному плану, обеспечивается формирование всесторонне развитой личности и равенство мужчин и женщин, создана государственная система воспитания подрастающего поколения. | ||
Анархистский социализм (анархизм). Еще одной формой социалистической идеологии является анархизм (от греч. anarchía – безвластие), основанный на отрицании всех форм принуждения. Как идеология анархизм сложился в 40–70-е гг. XIX в. и был распространен в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и России. Самыми яркими его представителями были Пьер Жозеф Прудон (1809–1865), Жорж Сорель (1847–1922) (Франция), Макс Штирнер (1805–1856) (Германия), Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) (Россия), и др. В отличие от утопического социализма, который видел в государстве инструмент для достижения благополучия людей и социального прогресса, анархисты считали государство средством принуждения и ущемления свободы граждан. Поэтому они отказывали государству в праве на ведущую роль в развитии общества и высказывались за его полное уничтожение (в том числе органов государственной власти, суда, армии и т. д.). Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу каждой личности, причем основой такой свободы, по их мнению, является равенство, а основой равенства – безвластие. Идеальное общество для анархистов представляется в виде лишенной аппарата чиновников и централизации свободной федерации автономных ассоциаций групп, общин, областей и народов с уравнительными принципами распределения материальных благ. «Государство должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости», – утверждал М. Бакунин. В силу отрицания государства анархисты также негативно относились к политическим средствам и инструментам борьбы, в том числе к политическим партиям и организациям, поскольку они стремятся воздействовать на государственную власть или ее завоевать. Достижение своих целей анархисты видели не в революционных преобразованиях, а в эволюционном изменении социальных систем, основанном на изменении самих народных масс благодаря образованию и росту их общественного сознания.
|