Вопрос.Основные идеологические доктрины социализма(утопический социализм, анархизм, марксизм, социал-демократия).




Утопический социализм. В наиболее ранней форме социалистическая идеология появляется в виде утопического социализма. Такое наименование эта форма получила от названия книги английского мыслителя Томаса Мора (1478 – 1535) «Утопия» (1516), в которой он изобразил общество, организованное на принципах коллективной собственности, всеобщего совместного труда и распределения материальных благ по потребности. На тот же идеал в последующем ориентировались и другие социалисты-утописты Т. Кампанелла, Г. Бабеф, Анри Сен-Симон (1760–1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Шарль Фурье (1772-1837) и др. Представители утопического социализма разрабатывали проекты будущего идеального устройства общества, в котором отсутствует частная собственность, эксплуатация и угнетение одних людей другими, уничтожены неравенство между городом и деревней и противоречия между умственным и физическим трудом, государство является институтом управления производством, экономика и социальная жизнь развиваются по разумному плану, обеспечивается формирование всесторонне развитой личности и равенство мужчин и женщин, создана государственная система воспитания подрастающего поколения.
Анархистский социализм (анархизм). Еще одной формой социалистической идеологии является анархизм (от греч. anarchía – безвластие), основанный на отрицании всех форм принуждения. Как идеология анархизм сложился в 40–70-е гг. XIX в. и был распространен в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и России. Самыми яркими его представителями были Пьер Жозеф Прудон (1809–1865), Жорж Сорель (1847–1922) (Франция), Макс Штирнер (1805–1856) (Германия), Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) (Россия), и др. В отличие от утопического социализма, который видел в государстве инструмент для достижения благополучия людей и социального прогресса, анархисты считали государство средством принуждения и ущемления свободы граждан. Поэтому они отказывали государству в праве на ведущую роль в развитии общества и высказывались за его полное уничтожение (в том числе органов государственной власти, суда, армии и т. д.). Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу каждой личности, причем основой такой свободы, по их мнению, является равенство, а основой равенства – безвластие. Идеальное общество для анархистов представляется в виде лишенной аппарата чиновников и централизации свободной федерации автономных ассоциаций групп, общин, областей и народов с уравнительными принципами распределения материальных благ. «Государство должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости», – утверждал М. Бакунин. В силу отрицания государства анархисты также негативно относились к политическим средствам и инструментам борьбы, в том числе к политическим партиям и организациям, поскольку они стремятся воздействовать на государственную власть или ее завоевать. Достижение своих целей анархисты видели не в революционных преобразованиях, а в эволюционном изменении социальных систем, основанном на изменении самих народных масс благодаря образованию и росту их общественного сознания.
Марксистский социализм (марксизм). Марксизм как политическая идеология начал оформляться в 40-е гг. XIX в., когда в Западной Европе обострились проблемы и противоречия капиталистического общества, и стали очевидными негативные стороны его развития: возникли первые экономические кризисы перепроизводства, углубилось социальное неравенство и расслоение общества, возросла эксплуатация и нищета трудящихся масс. Основатели марксизма немецкие мыслители К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895) предложили концепцию общественного развития, которая претендует на статус единственно верной научно обоснованной общественной теории, объясняющей законы исторического развития человечества и способной обеспечить равенство и справедливость во всех формах и для всех людей. Марксизм представляет собой сложное, многоаспектное и даже противоречивое соединение философских учений (диалектики Гегеля (1770-1831), антропологического материализма Л. Фейербаха (1804-1872), воззрений французских социалистов утопистов К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье), политической и экономической теории (политэкономия А. Смита и Д. Рикардо). Его основными позициями являются: материалистическая диалектика как объяснение исторического процесса и развития общества; критика существовавшего несправедливого капиталистического экономического и политического строя; учение о коммунизме как проект построения справедливого общественного устройства. Необходимо также отметить, что, несмотря на крайне отрицательное отношение основателей марксизма к идеологии, как к искаженному представлению о реальности, и претензии на научность своего учения, марксизм был в первую очередь именно идеологией. Недаром, впоследствии В. Ленин провозгласил марксизм идеологией пролетариата.
Демократический социализм (социал-демократия). Во второй половине XIX – начале XX века в рамках деятельности рабочего Интернационала произошло оформление нового направления социалистической идеологии – демократического социализма на основе размежевания с марксизмом по вопросу отношения к капитализму и выбора пути развития социализма. Социал-демократы отказались от насильственных революционных методов преобразования и выступают за постепенное реформирование капиталистического общества и рыночной экономики в интересах трудящихся не на основе классовой борьбы, а с помощью социального партнерства, ценностей гуманизма и демократии при сохранении гражданского мира. С точки зрения социал-демократов, социализм — это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Лозунг реформистского социализма: «Конечная цель, какой бы она ни была, – ничто, движение – все ».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: