Вопрос. Становление белорусской государственности в XVI-XVIII вв




Польский период (1569 – конец XVIII в.).В 1569 г. в ходе Ливонской войны между Великим княжеством Литовским и Московским государством была подписана Люблинская уния, в соответствии с которой Великое княжество объединялось с Польским королевством в единое федеративное государство – Речь Посполитую. В результате этого вынужденного объединения произошел поворот с традиционного пути развития белорусских земель к заимствованной из Польши западной цивилизации и культуре. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет Великого княжества Литовского, но его государственности окончательно не ликвидировала: была сохранена собственная армия, судебная система, административный аппарат, печать с гербом «Погоня», обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия, до конца XVII в. государственным языком Великого княжества продолжал оставаться старобелорусский. Однако в 1696 г. по решению Варшавского сейма старобелорусский язык в качестве государственного был заменен польским, тогда же он перестал развиваться как литературный язык, а остался лишь на уровне языка бытового общения. Католическая Церковь была объявлена господствующей на территории Речи Посполитой, что способствовало переходу белорусской шляхты и магнатов из Православия и протестантизма в Католицизм и ее ополячиванию. Католическая вера, таким образом, стала вероисповеданием руководящих кругов ВКЛ. В 1596 г. была принята Брестская церковная уния, по которой Православная Церковь в ВКЛ признавала верховенство папы Римского и католические догматы, сохранив свою обрядность и организацию. После Брестской унии, которая не оправдала надежд на преодоление разделения населения ВКЛ по религиозному признаку, началась борьба между католиками и униатами с одной стороны и православными с другой. Насильственное насаждение униатства и католицизма в XVII в. привело к внутригосударственным конфликтам и нестабильности в Речи Посполитой, осложнило общественно-политическую обстановку, способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния и в конечном итоге, привело к упадку белорусскоязычной культуры. Обозначившееся в XVI в. на белорусских землях формирование государственной, культурной и языковой общности было остановлено, что существенно замедлило развитие национального самосознания белорусов и лишило их четких критериев определения культурной принадлежности. Однако, несмотря на это хранителем национальной белорусской культуры продолжали оставаться народные массы (в основной крестьяне), которым в условиях социальной эксплуатации и национального угнетения удалось сохранить родной язык и собственную духовную культуру. Самоидентификация жителей Беларуси не была полностью уничтожена: русские дипломаты и общественные деятели признавали в белорусах особую национальность и с начала ХVII в. в Московском государстве их стали называть белорусцами, епископы православной Могилевской епархии имели титул «епископ Белорусский». Таким образом, несмотря на все сложности и препятствия к XVII в. окончательно сформировалась самостоятельная восточнославянская этно-социальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей и определенным уровнем самосознания. Самым ярким представителем белорусской культуры этой эпохи вероятно можно назвать работавшего в Москве белоруса Симеона Полоцкого (1629–1680), который обладал разносторонними знаниями и был универсальным просветителем. Он занимался воспитанием детей русского царя Алексея Михайловича (в том числе и Петра I), которым привил интерес и любовь к знаниям. Симеон Полоцкий стоял у истоков просвещения в русском государстве – он разработал проект организации в Москве высшей школы по образцу западноевропейских университетов, который лег в основу системы высшего образования России. Оставив огромное литературное наследие, Симеон Полоцкий сыграл заметную роль в истории русской словесности и театра, он был первым в русской литературе писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность. Таким образом, можно утверждать, что самобытная белорусская культура не только сохранялась в эпоху Речи Посполитой, но сумела повлиять на русскую культуру. Недаром знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов называл «вратами своей учености» «Псалтирь рифмотворнную» Симеона Полоцкого и грамматику славянского языка еще одного ученого и писателя, трудившегося на белорусской земле – Мелетия Смотрицкого. На политическую и социально-экономическую жизнь Беларуси в середине XVII – начале XVIII вв. оказали влияние многолетние войны с Россией 1654–1667 гг. и Швецией 1706–1708 гг., которые привели к разрушению хозяйства, упадку торговли и уменьшению численности населения более чем наполовину. В данную эпоху в Речи Посполитой сложилась такая внутриполитическая ситуация, когда безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению центральной королевской власти: крупные магнаты в своих интересах активно использовали в сейме право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были сорваны и не приняли никаких решений, в результате чего Речь Посполитая годами оставалась без высшего органа власти. Королевская казна постоянно ощущала нехватку денег, а сами короли находились в большой зависимости от магнатов, которые имели свои войска. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными магнатско-шляхетскими группировками за власть, междоусобицы которых переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну. Ведя борьбу между собой, эти феодальные группировки обращались за помощью к иностранным государствам. Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей более сильных соседей – австрийской, прусской и русской монархий.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: